Финансирование приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых в целях развития национальной экономики Российской Федерации



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №4 год - 2019


Губанов Р.С.,
кандидат экономических наук, преподаватель ОГБПОУ «Рязанский
технологический колледж», старший научный сотрудник Центра отраслевой
экономики ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт»
Министерства финансов Российской Федерации, г. Рязань


ЛуковниковаН.С.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов
Московского университета имени С.Ю. Витте, Рязанский филиал, г. Рязань


Статья посвящена изучению вопросов применения новых форм финансирования приоритетных инвестиционных проектов. Авторами исследуются объемы финансирования в различных федеральных округах, на основе чего оценивается потребность в денежных средствах на производство продукции по программам импортозамещения.


В статье подчеркивается роль государственных программ (в сфере образования, здравоохранения) и мероприятий по проектному финансированию. В результате анализа влияния финансовых потерь на реализацию приоритетных инвестиционных проектов разработана оценочная шкала учета рисков.


В современных экономических условиях возникает множество противоречивых финансово-правовых основ для внедрения новых методик оценки приоритетных инвестиционных проектов, что связано не только с процессами глобализации экономики, но и с внутренними российскими тенденциями изменения большинства макроэкономических показателей: инвестиций в основной капитал, оборота розничной торговли, индекса потребительских цен, валового национального продукта и т.д. В этой связи весьма актуальным и значимым становится вопрос о применении существующих и усовершенствованных подходов к инвестиционному проектированию как в реальном секторе экономики, так и в социальной сфере для обеспечения устойчивого роста качества жизни населения России.


Следует согласиться с мнением ряда авторов: И.А. Мандыч, В.Б. Люкмановым, И.Г. Кудрявцевой [1] – о том, что на результаты оценки инвестиционного проекта максимально точно воздействует большое количество факторов, и прежде всего дисконтированный срок окупаемости инвестиций.


Вполне очевидно, важность дисконтированного срока окупаемости не является исключением и для приоритетного инвестиционного проекта, так как реальные потоки денег в подобных проектах, отвлеченные на более длительный срок, только ухудшат результативность финансирования.


Приоритетный инвестиционный проект – это совокупность технико-экономических характеристик обоснования капитальных вложений в социально-экономическое развитие страны в объемах, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации. При этом ключевое условие для включения проектов в состав приоритетных инвестиционных проектов – участие его инициатора в конкурсном отборе для включения в перечень (реестр), утверждаемый Правительством РФ.


В настоящее время приоритетные инвестиционные проекты в области промышленности и расширения экономического потенциала утверждаются Министерством экономического развития РФ и включаются в специальный реестр. В число задач по данному спектру вопросов входят: разработка и утверждение критериев конкурсного отбора приоритетных проектов, например способствующих расширению экспорта национальной промышленности; формирование специальных паспортов инвестиционных проектов; определение оптимальных источников финансирования.


В состав источников финансирования, в свою очередь, включаются: заемные инвестиции, собственный капитал, финансы участников проекта, ожидаемые средства государственной поддержки.


В свете новаций в практике финансирования приоритетных проектов возникают новые формы инвестирования: государственная поддержка в форме субсидий компаний на цели повышения производительности труда, налоговые преференции «бизнес-ангелам» при условии их сертификации, активизация взаимодействия инвесторов с региональными венчурными фондами и др., что порождает множество альтернатив в области выбора методов управления проектными мероприятиями.


В настоящее время реализуется комплекс задач по переводу на механизмы проектного финансирования в соответствии с требованиями государственных программ: «Развитие образования» на 2013–2020 гг., «Развитие здравоохранения». В структуре финансирования приоритетных инвестиционных проектов преобладают финансовые ресурсы, предоставляемые на реализацию Федеральной целевой программы «Развитие образование на 2016–2020 годы», так как их доля равна 54% против 46% по аналогичному показателю Государственной программы «Развитие образования» (рис. 1).



Согласно данным рис. 1 объемы финансирования образовательных программ, направленных на внедрение новых проектов в сфере образования, распределились следующим образом: в 2020 г. будет выделено 12,6 млрд руб. на бюджетные инвестиции федерального уровня, что на 5,1 млрд руб., или на 68%, больше, чем в 2018 г.


Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 гг. предусматривает следующие индикаторы оценки:
1) доля бюджетных инвестиций на организацию школы наставничества, оказание поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);
2) темп роста количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях (норма не менее чем в 2 раза).


Школа наставничества и добровольчества – новый инструмент распространения знаний и опыта функционирования профессиональных образовательных учреждений. Она нацелена на широкое вовлечение в познавательный и просветительский процесс студентов, преподавателей, представителей сфер образования, здравоохранения, науки и культуры для достижения социально-экономических целей развития волонтерских организаций.


На рис. 2 представлена динамика объемов финансирования приоритетных инвестиционных проектов в сфере образования.



Примечательно, что среди приоритетных образовательных проектов можно выделить наиболее востребованные на рынке образовательных услуг: проекты в области финансовой грамотности, проекты краудсорсинга профессий «ТОП-50», проекты волонтерских движений и т.д.


По государственной программе здравоохранения следует внедрить следующие оценочные показатели:
1) темп роста медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием геоинформационной системы;
2) доля затрат на строительство врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 2000 чел. на 1 руб. бюджетных ассигнований;
3) доля застрахованных прав пациентов в структуре методов защиты населения, получающего услуги здравоохранения;
4) темп роста экспорта медицинских услуг.


В соответствии с рис. 3 львиная доля финансирования приоритетных национальных проектов в регионах Центрального федерального округа приходится на инвестиции из государственного бюджета, предоставляемые Московской областью, что объясняется естественными факторами географического и демографического потенциалов исследуемого субъекта РФ. За период с 2012 по 2017 г. для реализации инвестиционных проектов на территории Московской области было выделено финансовых ресурсов на общую сумму 1985 млн руб., при том, что Ярославская область получила 272,7 млн руб. на аналогичные цели.


Развитие металлургической промышленности Липецкой области и инвестиционные проекты, реализуемые в сфере металлообработки исследуемого региона, потребовали за период с 2012 по 2017 г. финансирования в объеме 100 млн руб., что почти в 20 раз меньше, чем по Московской области.



Рисунок 4 иллюстрирует тенденции реализации приоритетных проектов в реальном секторе промышленности Пермского края и Оренбургской области. В Приволжском федеральном округе за 2012–2017 гг. реализовано пять ключевых инвестиционных проектов, в том числе по импортозамещению производства в сфере нефтегазового сектора экономики.



Размеры инвестиций на цели реализации проектов на территории Уральского федерального округа предусмотрены для двух стратегий развития производства:


  1. буровая установка 6500/450 ДЭР с объемом капитальных вложений 274,2 млн руб.;
  2. мобильная буровая установка МБУ 2500/160 Д (К) на общую сумму вложений – 264,06 млн руб. (рис. 5).


Кроме экономических программ в ряде субъектов РФ реализуются социальные проекты, однако существуют определенные трудности в системе оценки их эффективности: бюджетной, экономической и инновационной.


Региональная статистика свидетельствует об устойчивом росте объема финансирования приоритетных инвестиционных проектов. При этом необходим акцент на социальных проектах, таких как проекты в сфере здравоохранения.


В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4] темпы роста экспорта медицинских услуг к 2024 г. должны достигнуть значения, не менее чем в 4 раза превышающего показатели 2017 г., что в абсолютном выражении составит 1 млрд долл. в год.


Данный стратегический целевой ориентир эффективности здравоохранения требует проведения постоянного мониторинга темпов роста экспорта услуг в сфере оказания медицинских услуг.


Здравоохранение, образование и промышленность – это три кита, обеспечивающих связующее звено в реализации национальных целей в масштабах региона и создающих инвестиционный потенциал мезоэкономического уровня развития страны.


В сфере здравоохранения наиболее популярными становятся приоритетные инвестиционные проекты в области телемедицины. Особый практический интерес вызывают проекты создания и внедрения телемедицинских центров и организации теледемонстрации хирургических операций.


В России становится актуальным инвестирование в проекты телепсихиатрии, в рамках организации которой производится оценка психического состояния и проведения консультаций на основе видеосвязи.


Главными условиями внедрения инвестиционных проектов подобного вида являются: достаточный уровень доходов населения, адекватное отношение граждан к телемедицине, лицензирование, сертификация и патентование услуг в указанной сфере здравоохранения. Большую роль в реализации приоритетных проектов в сфере здравоохранения играет региональная инвестиционная политика, которая должна рассматривать проблемы инвестирования комплексно: начиная от инвестиционного замысла в области промышленного потенциала и завершая уровнями корпоративной и субфедеральной социальной ответственности финансируемого бизнеса.


Важно также отметить, что состояние инвестиционного потенциала на уровне региона динамично, находится в зоне неопределенности и подверженности финансовым и коммерческим рискам, вызывая отдаление во времени получения будущих экономических выгод.


Проблемы реализации проектов в сфере промышленности следующие:
1) срок возврата инвестиций не соответствует среднероссийскому (2 года), фактически превышая его в разы;
2) чистый приведенный доход значительно меньше, чем величина, заложенная в бизнес-планах инвестиционного проекта;
3) существует высокая вероятность понесения убытков после выхода в зону устойчивых продаж из-за высокого уровня морального износа техники и оборудования.


Мы считаем, что большинство проблем низкой инвестиционной активности предприятий промышленности России заключается в неспособности управленцев регулировать качество инвестиций в основной капитал: доля износа основных производственных фондов в России свыше 60% в масштабе всей национальной экономики, а по зарубежным меркам аналогичный показатель не превысил 35%. Это означает, что российским экономистам следует совершенствовать практику оценки, диагностики и контроля наличия, движения и использования основных средств.


Вследствие объективной необходимости предотвращения кризисного состояния эффективности использования основных производственных фондов, практика управления фондоотдачей нуждается в пересмотре амортизационной политики, улучшении системы воспроизводства основных средств, совершенствовании подходов к инвентаризации и переоценке основных средств ведущих международных транснациональных корпораций [5].


Одной из форм финансирования приоритетных инвестиционных проектов являются специальные инвестиционные контракты (далее – СПИК). Российская практика реализации специальных контрактов в случаях инвестирования в приоритетные проекты предусматривает возможность привлечения финансовых ресурсов в объеме свыше 750 млн руб. на период 10 календарных лет. Если в финансировании приоритетных проектов принимают участие предпринимательские организации, осуществляющие промышленное производство товаров, следовательно, они получают социальные и экономические выгоды в виде получения налоговых льгот по имущественному налогообложению и при изъятии части прибыли в казну государства, так как ставки по соответствующим налогам составляют 0%.


Второе существенное преимущество для производителей товаров, инвестирующих в реализацию приоритетных проектов, – обеспечение более гарантированного доступа к привлечению средств в объеме 30% товарооборота на условиях государственного заказа, что согласуется с минимальным объемом инвестиций в сумме 3000 млн руб. Другие специфические формы финансового обеспечения приоритетных инвестиционных проектов, применяемые в настоящее время, можно представить в виде следующей схемы (рис. 6).


Большой популярностью пользуются приоритетные инвестиционные проекты, реализуемые компаниями, получившими статус резидента особой экономической зоны (далее – ОЭЗ), зарегистрировавшимися на территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР) или индустриального парка. Все эти проекты направлены на расширение границ привычного бизнеса до уровня полноценного территориального и инфраструктурного развития региональной экономики, способствуют росту социальных эффектов и улучшению качества жизни населения сквозь призму роста интенсивности и доступности сферы обслуживания (образовательные услуги, медицина, финансовая грамотность).



Одним из типичных национальных интересов российской экономики является реализация инвестиционных проектов с использованием механизма государственно-частного партнерства (далее – ГЧП).


Центральное место в схеме финансирования приоритетных инвестиционных проектов отводится предоставлению субсидий в масштабах региональных и (или) государственных программ поддержки промышленного производства. Именно эта форма финансовой поддержки способствует росту экономической эффективности развития национальной промышленности, снижению непроизводительных издержек, улучшению кругооборота капитала, инвестированного в экспортоориентированное производство.


В системе форм финансирования приоритетных инвестиционных проектов предусматриваются также льготные целевые займы [6].


Целевые займы, предоставляемые на льготных условиях, предусматривают финансирование бюджетных проектов, отвечающих требованиям эталонных программных мероприятий в области развития образовательной деятельности, здравоохранения, промышленности и других видов деятельности, реализуемых в рамках национальных проектов.


Среди исследуемых форм и методов финансового обеспечения целесообразно рассмотреть государственные гарантии по инвестиционным кредитам, которые отражают тенденции заимствования в финансово-кредитных институтах страны на основании государственной поддержки. При этом претенденты на данный вид финансирования проектов должны документально подтвердить максимальную бюджетную эффективность, экономическую и социальную значимость проекта для органа исполнительной власти, обеспечение модернизации и технологического развития национальной экономики.


При выборе форм финансовой поддержки приоритетных инвестиционных проектов целесообразно принимать во внимание возникновение потерь, обусловленных снижением качества прогнозирования и планирования инвестиций.


На наш взгляд, в ходе реализации приоритетных проектов в зависимости от отрасли социально-экономического развития могут возникнуть кредитные, инвестиционные и экономические риски с минимальным, умеренным и допустимым уровнями финансовых потерь. В связи с этим считаем необходимой защиту от риска потерь с использованием следующей шкалы распределения учетной ставки поправки инвестиционного проекта на риск (табл. 1).



В период активного реформирования образовательной системы РФ неотъемлемым атрибутом реализации инвестиционного проекта в образовании является создание условий для инвестиционной привлекательности инновационного образовательного проекта.


При этом, на наш взгляд, решением проблемы риска в реализации образовательных проектов могут стать процессы налаживания экономических отношений между органами исполнительной власти в сфере образования, учебными заведениями и работодателями, торгово-промышленной палатой и частным сообществом, гарантирующим финансирование проектов на условиях государственно-частного партнерства.


Распределение границ учетной ставки риска финансирования по типам отраслей приоритетных инвестиционных проектов представлено на рис. 7.



В соответствии с рис. 7 считаем целесообразным для приоритетных инвестиционных проектов образовательной сферы применение учетной ставки от 15 до 20%, так как риски финансирования оказания услуг высшего и среднего профессионального образования высоки в связи с резким дисбалансом между спросом на вакантные должности на рынке труда и предложением профессиональных компетенций по специальностям, невостребованным в современных экономических условиях.


Не менее важным является установление учетной ставки допустимого риска (8–15%) для проектов в сфере здравоохранения, поскольку приоритетными областями инвестирования выступают новые цифровые технологии оказания медицинских услуг, однако в свете недостаточной платежеспособности населения (особенно пенсионного возраста) сравнительно высока неопределенность их потребления.


Все остальные приоритетные инвестиционные проекты должны финансироваться в штатном режиме (с учетом финансового потенциала юридических лиц, осуществляющих деятельность на условиях самоокупаемости). При этом коэффициент риска, включаемый в расчет чистого дисконтированного дохода по данным проектам, согласно предложенной оценочной шкале, должен варьировать от 2 до 8%.


Таким образом, финансирование приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых в различных отраслях народного хозяйства, в современной национальной экономике осуществляется с учетом новых подходов к организации промышленного производства, совершенствования технологий оказания услуг в сфере образования и здравоохранения, разработки целевых критериев конкурсного отбора и других факторов. В сложившихся условиях неопределенности развития национальной экономики целесообразно обеспечить взаимоувязку требований на федеральном и региональном уровнях управления с критериями отбора приоритетных инвестиционных проектов на корпоративном уровне.


Литература
1. Мандыч И.А., Люкманов В.Б., Кудрявцева И.Г. Современные методы расчета экономических показателей инвестиционных проектов // Финансовый менеджмент. – 2018. – № 1. – С. 60–69.
2. Проект национального доклада + Рейтинг регионов 2017–2018 [Электронный ресурс]. URL: pppcenter.ru/assets/files/260418-rait.pdf (дата обращения: 01.05.2019).
3. Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. URL: economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/politic/201507018970 (дата обращения: 06.05.2019).
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 06.05.2019).
5. Луковникова Н.С. К вопросу о внешней торговле в свете развития международных экономических отношений // Экономические отношения. – 2018. – Т. 8. – № 2. – С. 139–150. Doi: 10.18334/eo.8.2.39109
6. Инвестиционные проекты. Инвестиционный портал [Электронный ресурс]. URL: investprojects.info/support_measures (дата обращения: 06.05.2019).


07.08.2024

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста