Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №5 год - 2019
Шалаев И.А.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и экономической
безопасности Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Среднерусский институт управления –
филиал РАНХиГС»
Зайцева А.П.,
магистр Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Среднерусский институт управления –
филиал РАНХиГС»
В настоящее время малое предпринимательство оказывает значительное влияние на развитие экономики любой страны. В данной статье оценивается значение государственной финансовой поддержки в развитии малого предпринимательства, рассматриваются проблемы государственного финансового стимулирования, проводится анализ деятельности субъектов малого предпринимательства, а также рассматриваются пути совершенствования государственной финансовой поддержки малого бизнеса.
В настоящее время малое предпринимательство является важной составной частью экономики любой развитой страны, в том числе Российской Федерации. Малое предпринимательство способствует развитию конкуренции и, как следствие, насыщению рынка качественными товарами и услугами, расширению сферы предложения труда, а также развитию экономики в целом. Для раскрытия данной темы необходимо пояснить значение термина «малое предпринимательство». В широком смысле малое предпринимательство (малый бизнес) – это целенаправленная предпринимательская деятельность по установленным законами критериям, приносящая доход или иные выгоды за счет продажи товаров и оказания услуг [1, с. 8].
Малое предприятие характеризуется небольшим количеством работников и объемами производства, значительной частью рисковой деятельности; собственник малого предприятия несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения для получения прибыли [2, с. 285].
К основным критериям отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства относятся: средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии; размер уставного капитала; ежегодный оборот, полученный предприятием, и величина активов [3]. Критерии, применяемые к субъектам малого и среднего предпринимательства, представлены в табл. 1.
Предпринимательство является одним из основных источников социального и экономического развития общества. Оно охватывает как коммерческую, производственную, так и множество других сфер.
Основными целями создания малого предпринимательства являются формирование социальной и промышленной инфраструктуры, рост эффективности использования ресурсов региона, увеличение производства товаров общественного пользования, ускорение разработки и внедрения инноваций для решения проблем на региональном уровне, развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации [4, с. 27].
Для наглядности степени развития малого бизнеса в разных регионах России представим процентное соотношение субъектов малого предпринимательства в федеральных округах Российской Федерации, внесенных в Единый реестр, на рис. 1.
В результате анализа субъектов малого предпринимательства, внесенных в Единый реестр, по состоянию на 10.12.2018 было обнаружено, что малый бизнес наиболее активно развивается в Центральном федеральном округе – на данный момент зарегистрировано 87 646 субъектов малого предпринимательства, что составляет 35% от общего числа. В то время как в Северо-Кавказском федеральном округе зарегистрировано лишь 5170 субъектов, что составляет 2% от общего количества субъектов малого предпринимательства по всей России.
Согласно статистике, успешное развитие малых предприятий во многом зависит от государственной финансовой поддержки. Именно поэтому государству необходимо осуществлять комплекс эффективных мер для стимулирования и развития малого предпринимательства. Дадим определение понятия «государственная поддержка»: это специфический вид государственной деятельности, направленный на поддержание достойного уровня развития субъекта [5, с. 17].
Выделяются следующие виды государственной поддержки малого бизнеса:
– финансовая поддержка как основной вид стимулирования малого бизнеса. Она обусловлена невозможностью развития малого предпринимательства без одобрения государства и предоставления им денежной помощи;
– оказание помощи в подготовке ведения малого бизнеса: включает в себя разработку и внедрение программ, основным направлением которых является повышение квалификации рабочего персонала;
– имущественная помощь направлена на предоставление права пользования государственным имуществом;
– консалтинг: основывается на разъяснении вопросов правильности направления функционирования и развития бизнеса, в том числе целесообразности его создания в различных отраслях;
– информационная поддержка включает формирование федеральных, а также региональных информационных систем, кроме того, способствует определению необходимости и целесообразности их функционирования.
По нашему мнению, именно государственная финансовая поддержка способствует наиболее эффективному развитию и функционированию малого предпринимательства.
Для наглядности представим систему государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе нормативные правовые акты, регламентирующие основные положения о субъектах малого предпринимательства, в табл. 2.
В настоящее время государство способствует созданию благоприятного предпринимательского климата. Однако существует ряд трудноразрешимых проблем, которые замедляют развитие малого предпринимательства, в их числе:
1) отсутствие четких механизмов финансирования;
2) высокая конкуренция;
3) недостаточная осведомленность предпринимателей о программах государственной поддержки;
4) несовершенство и непостоянство законодательства;
5) недостаток высококвалифицированных сотрудников;
6) отсутствие мотивов для создания и реализации собственного дела [6, с. 165].
По нашему мнению, сегодня основной и наиболее актуальной проблемой развития малого предпринимательства является ограниченность ресурсов для его финансирования. Для решения вышеперечисленных проблем Правительство РФ совместно с органами государственной власти субъектов РФ должно реализовать национальный проект. Целью данного проекта является увеличение количества занятых в сфере малого и среднего предпринимательства. Для достижения поставленной цели необходимо:
– улучшить условия ведения предпринимательской деятельности;
– упростить и усовершенствовать доступ к льготному финансированию;
– сформировать систему акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства;
– усовершенствовать систему поддержки экспортеров, которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства;
– модернизировать системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов малого и среднего бизнеса;
– обеспечить благоприятные условия осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения;
– разработать цифровую платформу, направленную на поддержку производственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
– создать программу поддержки фермеров и развития сельской кооперации.
В табл. 3 представлены параметры финансового обеспечения национальных проектов (проект федерального бюджета на 2019–2021 гг.).
Таким образом, данный проект направлен на увеличение количества занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн чел., т.е. число малых и средних предпринимателей должно вырасти в 1,6 раза.
Существует также ряд государственных структур, осуществляющих финансовую поддержку предпринимателей. К ним относятся: центры занятости населения, местные администрации, фонды по поддержке предпринимательства, бизнес-инкубаторы и фонды содействия кредитованию среднего и малого бизнеса [7, с. 153].
Следует отметить, что в разных регионах есть собственные инструменты государственной поддержки, которые меняются каждый год. Федеральные программы по поддержке малого предпринимательства нацелены прежде всего на инновационные технологии, сельское хозяйство, промышленность и здравоохранение [8, с. 638]. В 2018 г. весомую поддержку оказывали конкурсные программы, в рамках которых начинающий предприниматель мог рассчитывать на получение суммы до 25 млн руб. Рассмотрим следующие программы поддержки малого бизнеса.
1. Федеральная программа «Умник» направлена на поддержку молодых предпринимателей в возрасте до 30 лет, приоритетное направление данной программы – инновационные технологии. Согласно условиям, предприниматель может получить сумму до 500 тыс. руб.
2. Программа «Кооперация» направлена на улучшение качества товаров (услуг, выполняемых работ), что способствует соединению малого бизнеса с крупными промышленными производствами. Согласно условиям данной программы, предприниматель может получить 20 млн руб.
3. Федеральная программа «Развитие» предполагает возможность получения финансовой помощи в размере до 15 млн руб. Данная программа нацелена на модернизацию бизнеса и увеличение предложения труда.
4. «Коммерциализация» – федеральная программа, позволяющая расширить производство за счет увеличения мощностей предприятия. Точный размер суммы финансовой помощи не установлен.
5. Программа «Старт» является уникальной, так как финансирование осуществляется в два этапа в течение нескольких лет. Первый этап включает финансирование государством в размере 2,5 млн руб. На втором этапе предприниматель самостоятельно ищет инвестора, который выделит денежные средства в размере 2,5 млн руб.
6. В программе «Интернационализация» ключевую роль играет не финансовая помощь, а возможность получить помощь зарубежных партнеров в случае удовлетворения их требований по качеству готовой продукции. Выделяемые деньги должны быть использованы для улучшения качества региональной продукции и для дальнейшего продвижения ее за рубежом.
В ходе анализа также было выявлено, что для решения проблемы финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в России существуют специальные программы, которые включают:
1) субсидии – это бюджетные средства на бизнес от центров занятости: государство предлагает до 25 тыс. руб. для открытия частного предпринимательства. Субсидии выдаются для определенных целей, а именно: покупки расходных материалов и сырья, приобретения новых активов или модернизации существующих [9, с. 696];
2) гранты – это безвозмездная денежная помощь, предоставляемая субъектам предпринимательской деятельности, для становления и развития бизнеса в размере 60 тыс. руб. или 12 месячных пособий. Гранты на поддержку малого бизнеса предоставляются лицам, которые зарегистрированы в качестве субъекта предпринимательской деятельности на протяжении более 2 лет;
3) бесплатное обучение и стажировку за счет государственных средств;
4) получение лизинга на льготных условиях. Субсидирование лизинга – это частичное возмещение государством из федерального бюджета затрат, связанных с финансовой арендой производственных активов. Льготный лизинг возможен для бизнеса, активность которого проявляется в сферах, имеющих важное социально-экономическое значение, в том числе: сельскохозяйственное производство, спортивные организации, жилищно-коммунальное хозяйство, легкая промышленность, дорожное строительство [10, с. 333];
5) участие в бизнес-инкубаторах. Бизнес-инкубаторы – это коммерческие или государственные организации, целью которых является поддержка бизнесменов на ранней стадии их предпринимательской деятельности. Они включают помощь для расширения области рабочей площади (аренды помещений, складов, пр.), обучение азам предпринимательства, помощь в составлении бизнес-плана по образцу для получения субсидии;
6) предоставление бесплатного или льготного юридического, бухгалтерского обслуживания;
7) консалтинг по ведению бухгалтерского и налогового учета на безвозмездной основе.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что благодаря гибкости и мобильности малое предпринимательство способствует экономическому росту в стране. На данном этапе деятельность государства направлена на реализацию национального проекта с целью увеличения количества малых и средних предпринимателей в 1,6 раза. Однако сегодня государственная финансовая поддержка находится на недостаточно высоком уровне для быстрого и эффективного развития данного сектора предпринимательства.
Поэтому государству необходимо модернизировать систему финансового стимулирования малого бизнеса. По нашему мнению, для достижения этой цели необходимо прежде всего увеличить федеральное финансирование, расширить перечень субсидий по разным отраслям, а также создать информационно-консультационные центры для начинающих предпринимателей, а также пересмотреть условия софинансирования расходов из средств федерального бюджета на реализацию мер поддержки и стимулирования малого предпринимательства.
Литература
1. Основы предпринимательства: учебник / под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. – М.: Инфра-М, 2009. – С. 8.
2. Соболева И.А. Анализ инвестиционных рисков в системе предпринимательской деятельности / И.А. Соболева, Е.А. Костюкова, В.Б. Панкова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2017. – № 4 (22). – С. 285–291.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс.
4. Коваленко Л.В. Роль малого и среднего предпринимательства в обеспечении экономической безопасности региона / Л.В. Коваленко, А.В. Максимова // Современные исследования. – 2017. – № 3 (03). – С. 27–29.
5. Валькович О.Н. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России / О.Н. Валькович, Б.Р. Такахо // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2018. – № 16. – С. 16–21.
6. Зарубенко А.В. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России // Вестник современных исследований. – 2018. – № 3.2 (18). – С. 165–166.
7. Шалаев И.А. Изменение в налоговой политике регулирования малого бизнеса / И.А. Шалаев, Л.С. Дрогайцева, Л.А. Пономарева // Научно-практические исследования. – 2017. – № 3 (3). – С. 153–157.
8. Шалаев И.А. Анализ внедрения инновационных технологий в государственном управлении / И.А. Шалаев, А.П. Зайцева, Е.Р. Лунина // Менеджмент и маркетинг: теория и практика. – 2018. – С. 603–638.
9. Пестерев С.В. Cубсидии на открытие малого бизнеса в 2018 году / С.В. Пестерев, Ю.А. Кирякова // Аллея науки. – 2018. – Т. 3. – № 7 (23). – С. 695–697.
10. Пенькова К.В. Статистика кредитования малого и среднего бизнеса в России / К.В. Пенькова, В.А. Тимохина // В сб.: Вестник кафедры статистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова: материалы и доклады / под общ. ред. Н.А. Садовниковой. – 2017. – С. 331–333.