Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №2 год - 2011
Иванова В.Г.,
к. э. н., доцент Московского
финансово-правового института
Для принятия эффективных управленческих решений при осуществлении оптово-розничной торговли важное значение имеет правильная организация системы бухгалтерского учета. Бухгалтерия предприятия обеспечивает весь управленческий персонал информацией, необходимой для контроля, анализа, управления и планирования хозяйственной деятельности; для этого на предприятиях целесообразно формировать и внедрять учетно-аналитическую систему [1].
Методически связующим процессом в процессе функционирования учетно-аналитической системы является комплексный анализ, так как данные учета являются информационной базой анализа и аудита (рис. 1).
Планирование – это определение задач, стоящих перед организацией, проектирование результатов и выбор путей их достижения. При планировании задается желаемый уровень основных оценочных показателей деятельности организации (1).
Бухгалтерский учет производит регистрацию происходящих в процессе деятельности хозяйственных операций (2) и формирует обобщающие показатели фактического выполнения плана (3).
Анализ деятельности производится путем сопоставления плановых (4) и учетных показателей, выявления отклонений (5). Полученная информация об отклонениях используется для выработки управленческих решений и регулирования деятельности объекта управления (6). В блоке анализа формируется информация, необходимая для планирования последующих циклов деятельности (7).
Учетно-аналитическая система представляет собой систему сбора, обработки, оценки всех видов информации с целью дальнейшего принятия управленческих решений.
В основе учетно-аналитической системы лежит бухгалтерская информация. Бухгалтерский учет представляет собой информационную систему предприятия, в которой сплошным методом регистрируются факты хозяйственной деятельности [2].
Особенностями бухгалтерского учета в торговой организации являются следующие моменты:
1. Учет всего имущества организации в количественно-суммовом выражении, то есть по количеству в натуральных единицах и по стоимости в денежных единицах. Правильно налаженный учет имущества обеспечивает его сохранность и рациональное использование.
2. Учет источников формирования имущества организации (обязательств организации).
3. Описание всех хозяйственных процессов, происходящих в торговой организации. Это описание производится с помощью бухгалтерских проводок: каждому хозяйственному явлению соответствует одна или несколько бухгалтерских проводок.
4. Учет количества и качества затраченного в торговой и управленческой деятельности труда. Количество труда измеряется в часах, днях, месяцах. Качество труда оценивается в денежном выражении.
5. Формирование полной и достоверной информации о результатах деятельности торговой организации. Эта информация необходима для оперативного руководства и управления организацией. Руководитель, который своевременно получает такую информацию, может проанализировать текущую деятельность торговой организации и принять правильное управленческое решение. Это необходимо для получения удовлетворительных финансовых результатов, предотвращения негативных явлений в коммерческой деятельности, выявления внутрипроизводственных резервов и их эффективного использования, обеспечения финансовой устойчивости организации [2]. Кроме руководителя и менеджеров организации пользователями указанной информации являются инвесторы, банки, налоговые органы, поставщики, покупатели, кредиторы, иные заинтересованные лица.
Учетно-аналитическая система позволяет объединить учетные и аналитические операции в единый процесс, провести анализ и на его основе дать рекомендации для принятия управленческих решений.
При этом общая методология и нормативные положения учета и анализа совершенствуются для рационального использования в единой учетно-аналитической системе [1].
Современный бухгалтерский учет подразделяется на финансовый, управленческий и налоговый, что соответственно привело к выделению таких категорий, как финансовый, управленческий и налоговый анализ и аудит. В результате образуется учетно-аналитическая система (УАС), включающая ряд взаимосвязанных элементов (рис. 2).
Учетно-аналитическая система на торговом предприятии должна строиться по принципу хронологии сбора, обработки данных и формирования отчетных документов – от оперативной информации до бухгалтерских балансов и приложений к ним (табл. 1).
Проведение анализа на торговом предприятии позволяет оперативно и вовремя находить и исправлять ошибки и искажения в документах. Кроме того, анализ позволяет объективно оценить финансовое положение предприятия [5].
При этом подсистема аналитического обеспечения управления хозяйственной деятельностью превращается в постоянно влияющий на повышение эффективности производства за счет активизации всего информационного фонда организации фактор [4].
Непрерывное применение приемов и элементов аудита позволяет своевременно выявить и предотвратить допущенные отклонения и ошибки, что, в свою очередь, повышает качество административной части хозяйственной деятельности, оперативного анализа и связанных с ним управленческих решений.
Таким образом, ключевым принципом, позволяющим учетно-анали тической системе достигать поставленных целей, является непрерывность взаимосвязанного функционирования ее составляющих: учета, анализа и аудита.
Учетно-аналитическая система позволяет повысить качество и расширить область практического применения учетной информации. В результате это оказывает влияние на качество подготавливаемой и представляемой отчетности и сами отчетные показатели, то есть на эффективность учетной информации для сторонних пользователей [3]. Поэтому разработку и внедрение учетно-аналитической системы правильнее будет возложить на специалиста, который располагает первичной учетной и аналитической информацией. Методические характеристики учетно-аналитической системы можно дополнить характеристикой оптово-розничной торговли.
Литература
1. Козлова В.Т. Бухгалтерский и налоговый учет в организациях / В.Т. Козлова. – М. : Финансы и статистика, 2002.
2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / Н.П. Кондраков. – М. : ИНФРА-М, 2002.
3. Любушина Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Н.П. Любушина. – М. : ЮНИТИ, – 2003.
4. Мазова С.В. Управленческий учет в оптовой торговле / С.В. Мазова //Научная жизнь. – 2005. – № 5. – С. 65–70.
5. Попова Л.В. Основные теоретические принципы построения учетно-аналитической системы / Л.В. Попова, Б.Г. Маслов, И.А. Маслова // Управление финансами предприятия. – 2003. – № 5. – С. 20–32.