Методика планирования и прогнозирования налоговых поступлений с учетом влияния задолженности по налогам и сборам



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №3 год - 2011


Коростелкина И.А.,
доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение»
Орловского государственного технического
университета, г. Орел

Особое значение при осуществлении налогового планирования и прогнозирования, тесным образом связанных с задачами обеспечения доходной части бюджетов различных уровней, имеет анализ задолженности по налогам и сборам. Специфика и сложность планирования в региональном разрезе – это необходимость анализа исполнения текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза социально-экономической ситуации по каждому региону Российской Федерации.

Планирование на основе макропоказателей основывается на предпосылках о соответствии роста ВРП увеличению налоговых поступлений и неизменности сезонной динамики пополнения бюджета. В рамках метода осуществляется ежемесячная корректировка фактических налоговых поступлений предыдущего месяца на макропоказатели, основным из которых является индекс ВРП [1].

Для оценки деятельности налоговой инспекции по мобилизации налоговых поступлений в бюджетную систему с учетом влияния задолженности по налогам и сборам необходимо применять конкретную методику, которая будет включать анализ, прогнозирование и планирование данных показателей. В данном случае в методику планирования и прогнозирования налоговых поступлений с учетом влияния задолженности по налогам и сборам входят:
– анализ фактических показателей текущего периода и сравнение их с плановыми;
– прогноз поступлений налогов и сборов с учетом влияния задолженности;
– планирование деятельности инспекции по мобилизации налоговых поступлений в бюджет.

На рис. 1 представлена схема последовательных действий по реализации методики планирования и прогнозирования.

На первом этапе определяется уровень принимаемых решений (будет рассмотрен уровень межрайонной инспекции), формулируются цели прогнозов и определяются средства достижения поставленных целей. Далее определяются необходимые параметры прогнозирования: цели, средства достижения целей и др. Вместе с экономическими целями региона могут формироваться цели, имеющие социальный характер: снижение уровня безработицы, совершенствование системы образования, улучшение условий труда.

При определении средств достижения целей используются нормативные и законодательные акты, финансовые и организационные ресурсы. Также на данном этапе разрабатываются критерии и формируются информационные сигналы для выбранного уровня. На уровне налоговой инспекции должны применяться экономические критерии (показатели собираемости налоговых поступлений, данные по налоговым издержкам и т. д.).

К информационным сигналам относятся используемые ресурсы, такие как отчетность межрайонной инспекции, статистические данные о социально-экономическом положении региона, отчетность и статистические данные вышестоящих налоговых органов, а также ожидаемые результаты от выполняемых действий. Определяются внешние сигналы для выбранного уровня. Такими сигналами являются указания, поступающие от федеральных органов власти.

По мере составления прогноза итоговых налоговых доходов бюджета осуществляется распределение общей суммы каждого платежа по срокам мобилизации. Такое распределение имеет большое значение, так как для каждого налога законом устанавливается свой порядок внесения средств, следовательно динамика платежей, осуществляемых в течение месяца, будет различаться.

Второй этап методики представляет собой непосредственно прогнозирование налоговых поступлений в бюджетную систему. При реализации данной процедуры предпочтительнее использовать подход к прогнозированию «сверху вниз». При реализации такого подхода подсистемы высших уровней направляют управляющие сигналы подсистемам, находящимся на более низких уровнях иерархии. На высшем прогнозируемом уровне анализа определяются основные параметры прогнозирования: цели, средства достижения целей, критерии анализа.

В результате определения основных параметров прогнозирования для высшего уровня анализа формируются управляющие сигналы для подсистем, находящихся на низших уровнях прогнозирования. В качестве управляющих сигналов могут выступать: финансовые ресурсы, нормативные материалы, методические рекомендации, решения органов власти и т. п.

При получении управляемых сигналов сверху подсистема межрайонной инспекции, находящаяся на более низком прогнозном уровне, формирует свои параметры прогнозирования. При этом определяются управляющие сигналы для подсистем более низких уровней прогнозирования.

Для прогнозирования налоговых поступлений предлагается использовать методы корреляционно-регрессионного анализа. Применение данных методов особенно эффективно для целей краткосрочного и среднесрочного налогового планирования.

Основой для исходной информации являются сводные отчеты с индексами «1» и «2» по формам статистической налоговой отчетности, прогнозы социально-экономического развития региона, изменения в налоговом законодательстве.

Процедура прогнозирования заключается в обобщении полученных данных по каждому виду собираемых налогов и характеризуется рассчитываемым коэффициентом корреляции. Целесообразно при этом рассматривать варианты исходя из фактической экономической ситуации в субъекте и массовой производственной мощности имеющихся предприятий.

Осуществляемые процедуры прогнозирования на основе использования корреляционно-регрессионного анализа заключаются в следующем. Величины a и b являются переменными, основой уравнения регрессии.

Уравнение регрессии имеет вид:

где П – прогнозируемая величина налоговых поступлений по виду налога;
a и b – коэффициенты регрессии;

  • – прогнозируемый период;

– прогнозируемое значение внутреннего регионального продукта в k-м прогнозируемом периоде.

Коэффициенты регрессии a и b рассчитываются по следующим формулам:

 – количество значительной иерархии величин;

  • – среднее значение налоговых поступлений по виду налога;

 – среднее значение ВРП.

Расчет коэффициента корреляции в данном случае определяет тесную связь между учитываемыми показателями и точностью прогноза:

При расчете налоговых доходов предлагается использовать поправочный коэффициент, полученный на основе анализа влияния работы налоговых органов в части урегулирования задолженности по налогам. Коэффициент рассчитывается как усредненное значение по суммам налоговой задолженности в общем факте поступлений по налогам и сборам и определяется по следующей формуле:

Где  – коэффициент влияния задолженности по налогам и сборам на  прогнозный период;

  • – количество учитываемых периодов;

 – процент сумм налоговой задолженности в общей сумме поступления в учитываемом периоде.

Прогнозирование налоговых поступлений с учетом коэффициента влияния задолженности по налогам и сборам осуществляется по формуле

В заключение проводится анализ полученных прогнозных величин. На этом этапе заканчивается область налогового прогнозирования, включая наличие стратегического видения закономерностей налогового потенциала, целевой картины будущих налоговых поступлений, и начинается этап налогового планирования.

Стратегическое налоговое планирование позволяет стабилизировать налоговую систему, ибо постановка новых целей в экономической политике приводит к поправкам в налоговом законодательстве. В результате изменяется тот набор данных, который используется в прогнозных целях.

На третьем этапе формируется поле воздействия тактического и оперативного налогового планирования, направленное в основном на определение текущих целей и мероприятий реализации налоговой политики.

Оперативное налоговое планирование осуществляется Минфином России и налоговой службой. Планирование деятельности инспекции по мобилизации налоговых поступлений включает анализ и оценку налоговых поступлений с учетом задолженности по налогам и сборам; предложение мер по сокращению задолженности налогоплательщиков.

На данном этапе усиливается роль налогового администрирования. При этом учитывается социально-экономическое положение планируемого территориального образования, которое могло повлечь сдвиги в поступлении налогов.

В ходе реализации этого этапа выявляются позитивные и негативные стороны исполнения доходной части утвержденного на текущий год бюджета, разрабатываются предложения по внесению в налоговое законодательство изменений и дополнений, направленных на ликвидацию негативных элементов, определяется размер налоговых льгот и уровень собираемости налогов, формируется механизм расширения налоговой базы, определяется уровень налоговых изъятий с учетом предстоящих изменений налогового законодательства.

Данный подход имеет определенные ограничения, обусловленные тем, что при его использовании отсутствует информированность высших уровней прогнозирования низшими уровнями путем подачи им информационных сигналов. Его преимуществом является государственный подход к проблемам прогнозирования, базирующийся на принципе иерархии, при котором осуществляется соподчиненность подсистем, расположенных на разных уровнях.

Данная методика является одним из возможных подходов к решению сложных проблем оценки реальных доходных ресурсов различного региона. Условия расчета прогнозируемых налоговых поступлений в каждом регионе различны. Данная методика базируется на показателе  потенциального значения ВРП и коэффициента влияния администрирования налогов, выбор которых в существенной степени обусловлен наличием необходимой для расчета информационной базы. Возможен выбор и другого показателя, отражающего потенциальную способность региона генерировать бюджетные доходы, однако данный выбор осложняется отсутствием достоверной статистики местной базы; данные часто оказываются неточными или вообще не существуют.

Основываясь на результатах проведенного исследования, необходимо на практике апробировать методику расчета прогнозируемых налоговых поступлений с использованием корреляционно-регрессионных моделей, способствующую получению объективного представления о прогнозируемом объеме налоговых поступлений с учетом влияния задолженности по налогам и сборам.

На первом этапе предложенной методики проводится анализ налоговых поступлений на основе отчетности налоговой инспекции, который включает:
1) оценку отклонения объема текущих налоговых поступлений от плановых показателей или в сравнении с базовым периодом;
2) выяснение причин отклонений.

Оценка отклонения объема текущих налоговых поступлений от плановых показателей или в сравнении с базовым периодом осуществляется на основе показателей налоговой отчетности, которые позволяют определить не только объемы отклонения, но и структуру их распределения по уровням бюджетной системы, по видам налогов, региональную и отраслевую структуру, объемы недопоступления налогов, обусловленного предоставлением льгот, наличием недоимки.

УФНС России по Орловской области направляет в МРИ ФНС России № 1 по Орловской области отчет в виде индикативных показателей поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. В данном отчете содержится информация о плановом задании поступлений следующих видов налогов: налог на прибыль организаций, НДС, акцизы, водный налог и остальные налоги и сборы.

На данном этапе анализа работы межрайонной инспекции по мобилизации налоговых поступлений в бюджет необходимо сравнить плановое задание поступления налогов и сборов с их фактических поступлением. На основе плана-задания составляется сводная таблица налоговых поступлений по плану и факту, сравниваются поступления налогов и сборов за анализируемый период и определяется абсолютное отклонение (табл. 1).

Фактическое значение общего показателя доходов, включая единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, меньше планового за анализируемый период 2007–2009 гг. Так, в 2007 г. фактические налоговые доходы уменьшились на 9742 тыс. руб., в 2008 г. – на 94 557 тыс. руб., а в 2009 г. – на 27 650 тыс. руб.

Для выяснения причин отклонений только налоговой отчетности недостаточно. Поэтому на втором этапе анализа налоговых поступлений следует рассмотреть влияние факторов на отклонение фактических поступлений по налогам и сборам от плановых.

В условиях неизменного законодательства изменения объема налоговых поступлений могут быть вызваны как колебаниями налогооблагаемой базы, так и изменением уровня собираемости, величина которого определяется и усилиями по сбору налогов, и дисциплиной налогоплательщиков.

 

 

В данном случае на расхождение плановых и фактических показателей за анализируемый период повлияла задолженность налогоплательщиков. Многие плательщики налогов и сборов были не способны уплатить сумму начисленных налогов и сборов в сложившейся экономической  ситуации, на которую повлиял мировой финансовый кризис. Уменьшение в 2007 г. суммы фактических налоговых поступлений на 9742 тыс. руб. в большей степени обусловлено уменьшением суммы уплаченного единого социального налога, налога на добавленную стоимость, а также налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, транспортного налога, налога на добычу полезных ископаемых. С другой стороны, перечисленные суммы налога на прибыль организаций на 292 890 тыс. руб. больше запланированных говорят о способности налогоплательщиков вовремя уплатить сумму налога, так как в данном году организации продолжают в полном объеме исполнять свои налоговые обязательства.

Что касается 2008 и 2009 гг., то в этом периоде произошло увеличение суммы задолженности, которое можно объяснить неплатежеспособностью налогоплательщиков.

Налоговая система существенно пострадала в условиях финансового кризиса. В совокупности со снижением объемов производства и цен сократились налоговые базы, что привело к резкому снижению налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы как в целом, так и по отдельным налогам.

Значительно уменьшилась сумма налога на прибыль организаций.

В 2008 г. фактически уплаченная сумма налога на прибыль на 19 265 тыс. руб. меньше плановой, в 2009 г. – на 5219 тыс. руб. Факторами, оказавшими негативное влияние на поступления налога на прибыль организаций, явились: снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5 до 2%; увеличение числа убыточных предприятий и снижение прибыли, полученной прибыльными организациями; рост цены заемных средств и увеличение объема заимствований у тех налогоплательщиков, которые ранее обходились собственными ресурсами или имели возможность использовать краткосрочные дешевые кредиты, а сегодня вынуждены брать дорогие долгосрочные кредиты; включение в состав затрат всех экономически обоснованных расходов налогоплательщиков по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников в рамках социальных обязательств.

Что же касается налога на добавленную стоимость, то необходимо отметить, что в 2008 г. произошло значительное увеличение поступлений по этому налогу: в 2008 г. фактически поступило на 69 168 тыс. руб. больше, чем в плановом задании. Но тенденция роста поступлений по данному налогу в 2009 г. не сохранилась. Так, в 2009 г. фактическое поступление суммы НДС меньше на 15 630 тыс. руб. планового. Вступившие в силу с 1 января 2009 г. изменения налогового законодательства, касающиеся порядка исчисления и уплаты НДС, оказали неблагоприятное влияние на размер поступлений по данному налогу. Теперь налог уплачивается в бюджет не единовременно 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, а ежемесячно в размере одной трети платежа в течение трех последующих месяцев.

Кроме того, существенные сбои налогового механизма НДС связаны с применением нулевой ставки налога. Срок сбора документов, обосновывающих применение нулевой ставки, увеличен до 270 дней. При этом на 2009 г. для подтверждения применения льготы предоставлено право  подавать в налоговые органы не копии таможенных деклараций, а реестры таможенных  деклараций. Был принят также ряд частных решений, упрощающих уплату НДС в отдельных ситуациях.

Рост задолженности произошел в результате увеличения начислений в ходе контрольной работы налоговой инспекции, приема лицевых счетов по организациям, мигрирующим из других регионов, снижения оплаты плательщиками текущих платежей.

С целью снижения задолженности при администрациях муниципальных образований и налоговых органах организованы комиссии по работе с налогоплательщиками, имеющими крупные суммы недоимки в бюджеты всех уровней [2].

Далее проводится апробация методов для расчетов прогнозных налоговых поступлений в МРИ ФНС России № 1 по Орловской области. Для расчета прогноза налоговых поступлений представим в табл. 2 значение валового регионального продукта по Орловской области за 2004–2009 гг. и данные по налоговым поступлениям.

Используя данные, представленные в табл. 1 и 2, рассчитаем по формуле (1) прогноз налоговых поступлений с учетом влияния задолженности по налогам и сборам.

Для того чтобы посчитать конечное значение по данной формуле, необходимо найти  коэффициенты регрессии a и b по формулам (3) и (2) соответственно:

b = ((19 343 659 + 26 074 394 + 34 255 292 + 41 612 983 + 113 247 494 + 86 687 392) – 295 097 896) / (182 010 597 129 – 30 335 099 522 = (305 846 200,4 – 273 809 209) / 151 675 497 608 = 0,0002;

a = 691,9 – 0,0002 ? 71 104,5 = 691,9 – 14,2 = 677,7.

Рассчитаем коэффициент влияния задолженности на налоговые поступления (КВk) по формуле (5). Для этого сначала на основании отчета 4-НМ
рассчитаем коэффициенты

 

(1) Составлено по данным Росстата.

 

Исходя из полученных значений, рассчитаем коэффициент

Найдем коэффициент корреляции по формуле (4), который определяет тесноту связи между учитываемыми показателями и точность прогноза:

Подставляя полученные данные в формулу, получаем:

Коэффициент корреляции равен 0,97. Сравнение полученного по предложенной методике результата с фактическим поступлением налогов и сборов показывает высокую точность прогноза. Об этом свидетельствует и высокий коэффициент корреляции 0,97.

Далее методика прогнозирования налоговых поступлений состоит в распределении изменений объема налоговых поступлений по выделенным факторам на основе построенной модели. На данном этапе необходимо спрогнозировать налоговые поступления на период 2010–2012 гг. При прогнозе на данный период коэффициент влияния задолженности на налоговые поступления оставляем равным 1,49 по расчетному периоду 2004–2009 гг.

По данным Министерства финансов области, ВРП региона в 2010 г. составили 89 672 млн руб., в 2011 г. – 90 640 млн руб., в 2012 г. – 90 992 млн руб.

Прогноз по налоговым поступлениям с учетом влияния задолженности по налогам сборам на период 2010–2012 гг. имеет вид:

Таким образом, налоговые поступления в 2010 г. составят сумму порядка 983,102 млн руб. В 2011 г. поступления по налогам и сборам составили порядка 982,804 млн руб. и в 2012 г. порядка 982,655 млн руб.

Графически динамику поступления суммы налогов и сборов с учетом задолженности представим на рис. 2.

Таким образом, с увеличением ВРП по Орловской области на прогнозируемый период увеличиваются налоговые поступления с учетом задолженности по налогам и сборам. Из полученных результатов видно, что с помощью методов корреляционно-регрессионного анализа можно не только вычислять налоговые поступления в данном периоде, но и прогнозировать их на будущее, при этом учитывая коэффициент влияния задолженности на поступление налогов и сборов.

Предлагаемая методика позволяет обеспечить согласованность налогового прогнозирования, проводимого налоговыми и экономическими службами,

в соответствии с особенностями и приоритетами экономического развития территорий, а также отличается наличием исходных данных, необходимых для составления прогнозов налоговых поступлений. Применение предлагаемой методики позволяет получить достаточно точные прогнозные данные на основе единых рекомендаций, детализации процесса прогнозирования и определения единых источников статистических показателей.

Литература
1. Трубников А. Налоговое планирование: сущность, этапы, инструменты // Финансовая газета. – 2006. – № 15, 18–19.
2. Мешков Р.А. Тенденции в динамике и структуре задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ // Налоговый вестник. – 2007. – № 8.
3. Минаков А.В. Модели анализа и прогнозирования налоговой базы и налоговых поступлений // Экономический анализ: теория и практика. – 2007. – № 10.

05.08.2014

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста