Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №4 год - 2011
Савкина Е.С.,
аспирант кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение»
ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»,
Рассматривая бюджет как экономическую категорию, следует отметить, что он отражает реальные производственные отношения, воспроизводит отношения распределения и перераспределения, концентрирует движение денежной массы как самостоятельной стоимости, которая не связана с движением товарной массы.
Во внешних источниках финансирования для сельского хозяйства одним из основных является бюджетное финансирование. Прямая зависимость сельскохозяйственного производства от уровня государственной финансовой поддержки всегда была обусловлена спецификой отрасли. В условиях трансформации экономических отношений появляется еще один аспект – механизм саморегулирования рынка. В силу тех же отраслевых особенностей рыночный механизм самостоятельно не может обеспечить простого и расширенного воспроизводства в отрасли. Это учитывается экономически развитыми странами, и размеры выделяемых ими дотаций в отрасль на фоне российского уровня отражены в табл. 1.
Объем выделяемых дотаций в указанных странах составляет от 1/3 до ¾ стоимости сельскохозяйственной продукции; в России же, имеющей худшие условия воспроизводства, этот показатель в несколько раз меньше.
Механизм государственного регулирования аграрного производства в странах различен. Сравнительная характеристика механизмов поддержки в США и странах ЕС представлена на рис. 1.
В настоящее время основным содержанием аграрной политики большинства экономически развитых стран является государственная поддержка аграрного сектора посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот. Государственные финансовые вложения в некоторых странах в сельское хозяйство в 1,5–2 раза превышают рыночную стоимость его продукции.
Основные формы и методы регулирования сельскохозяйственного производства за рубежом представлены на рис. 2.
Основную роль во всей системе государственного регулирования сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой играет поддержание цен, обеспечивающих стабильность доходов производителей и ценовое равновесие в отношениях сельского хозяйства и связанных с ним отраслей.
Следовательно, ценовой механизм представляет собой важное средство финансирования сельского хозяйства не только за счет бюджета, но и за счет потребителей. Эти цены, превышающие уровень мировых цен, позволяют осуществлять финансирование фермеров, препятствуют проникновению на внутренние рынки ЕС производителей, имеющих более низкую себестоимость продукции.
Также не менее важной целью государственного вмешательства в аграрную экономику в зарубежных странах является поддержка финансовых ресурсов сельхоз-товаропроизводителей. Это определяется специфическими условиями сельского хозяйства: недостатком свободных финансовых средств; высокой капиталоемкостью и низкой фондоотдачей отрасли; несовпадением сроков проведения затратных операций и получения доходов.
Например, в Германии ведущими кредиторами, хранителями и распорядителями средств аграрного сектора экономики являются:
– Сельскохозяйственный рентный банк (СРБ) во Франкфурте;
– Немецкий поселенческий и ипотечный банк (НПЗБ) в Бонне;
– Союз немецких народных банков и банков товариществ «Райффайзен», в состав которого входит свыше 1470 кредитных товариществ, объединяющих в основном фермеров и других предпринимателей, работающих в сельской местности;
– Система немецких сберегательных касс и жироцентралей;
– Кредитный институт восстановления во Франкфурте;
– частные ипотечные банки.
Следовательно, можно сделать вывод о наличии в развитых странах Запада разнообразной и в значительной мере льготной системы кредитования сельского хозяйства, рассчитанной на реальные финансовые потребности и возможности этой отрасли.
Рассмотрим основные формы субсидирования (рис. 3).
Если рассматривать налоговое регулирование и системы льготного налогообложения в сельском хозяйстве, то в странах с развитой рыночной экономикой наряду с финансово-кредитной и ценовой политикой налоговая политика всегда являлась и по-прежнему остается важнейшим инструментом в системе государственного регулирования сельского хозяйства и создания для него льготных условий.
Во Франции, например, расчет суммы дохода, подлежащего налогообложению, по нормативному методу производится исходя из данных земельного кадастра, средних показателей стоимости продукции, издержек производства, урожайности и продуктивности, полученных в результате выборочных обследований типичных для данной местности фермерских хозяйств. В расчетах предусматривается дифференциация налогов в зависимости от товарной специализации и производственного уровня ферм.
Анализ зарубежного опыта показывает, что критерии субсидирования сельского хозяйства на отдельных этапах использовались разные, так как в разные периоды развития экономики отдельных стран менялись цели и задачи государственной поддержки.
Основные направления и методы бюджетного финансирования и кредитования агропромышленного комплекса представлены на рис. 4.
Таким образом, специфичность сельского хозяйства определяет направления государственной финансовой поддержки, охватывающие все сферы деятельности сельскохозяйственных производителей. Особенности сельскохозяйственного производства обусловливают активное участие государства в функционировании предприятий отрасли. Бюджетное финансирование является неотъемлемой частью внешнего финансирования сельскохозяйственных предприятий.
Сельское хозяйство обладает рядом особенностей, накладывающих отпечаток на формирование всех источников финансирования. В условиях реформирования экономики происходит изменение состава и структуры источников финансирования предприятий всех отраслей, в том числе и сельского хозяйства – важнейшей отрасли экономики страны, что определяет необходимость изучения источников финансирования сельскохозяйственных предприятий.
Поддержка аграрного сектора за рубежом имеет плановый характер и осуществляется по долгосрочным целевым программам. Программы вырабатываются по стратегически важным направлениям и обеспечивают гарантированные твердые цены, размеры субсидий и т. д., что значительно облегчает принятие экономических решений сельскими товаропроизводителями.
В странах с развитой экономикой сложились многоканальные системы поддержки сельского хозяйства. Аграрная политика большинства стран направлена на гарантированную максимальную обеспеченность государства продовольствием и продуктами питания; на поддержку стабильной экономической ситуации в сельском хозяйстве; достижение определенного минимального уровня доходности отрасли, создающего его привлекательность для инвестиций; ограничение избыточного производства; защиту внутреннего рынка; гарантии конкурентоспособного участия отечественных производителей в международном разделении труда.
Таким образом, важным источником внешнего финансирования для сельскохозяйственных предприятий является бюджетное финансирование, развитие которого в последние годы характеризуется тенденцией значительного сокращения доли расходов на сельское хозяйство в фактических расходах бюджетов, регионализации бюджетного финансирования и соответствующей дифференциации территорий по уровню поддержки сельского хозяйства.
В России основными задачами государственного регулирования предприятий АПК являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Государственная поддержка сельского хозяйства в настоящее время опирается не только на федеральное бюджетное финансирование, но и на региональное и местное. Необходимость многоуровневой системы государственного финансирования обоснована обширностью территориального размещения отраслевого производства, при этом методически разграничение мер государственного регулирования в соответствии с уровнем государственного управления наиболее оправданно, так как позволяет совместить их с существующей структурой управления. Кроме того, выделение регионального уровня аграрной политики обусловлено относительной автономностью целей, определенной дифференциацией условий и возможностей экономики региона.
Литература
1. Зимин Н.Е. Оценка финансового состояния сельскохозяйственных предприятий : учебник. – М. : Информагротех, 1999.
2. Колчина Н.В., Поляк Г.Б., Павлова Л.П. Финансы предприятий : учебник. – М. : Финансы, Юнити, 2001.
3. Минаков М.А., Саботова Л.А., Куликов Н.И. Экономика сельского хозяйства : учеб. пособие. – М. : Колос, 2002.
4. Варакса Н.Г. Методы налогового стимулирования в сельском хозяйстве // Экономические и гуманитарные науки. – 2010. – № 9.
5. Гудков А.А. Теоретическое исследование бюджетного устройства Российской Федерации и распределение средств бюджета // Экономические и гуманитарные науки. – 2010. – № 8.
Материал выполнен в ходе научно-исследовательской работы в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг. по направлению «Экономические науки» по проблеме «Учетно-аналитическое обеспечение социальной и отраслевой бюджетной поддержки на основе стоимостных потоков».