Формирование учетно-налоговой макросистемы в рамках финансовой системы государства



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №6 год - 2011


Варакса Н. Г.,
к. э. н., доцент кафедры
«Бухгалтерский учет и налогообложение»,
ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

Учетно-налоговый макропроцесс – это процесс обмена информацией между всеми  составляющими информационной учетно-налоговой макросистемы. Его цель – обеспечить передачу информации, являющейся предметом обмена.

Под информационной учетно-налоговой макросистемой понимается сложноорганизованная совокупность элементов, объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями, преследующая достижение определенных целей.

В табл. 1 представлены характеристики информационной учетно-налоговой системы на макроуровне.


Статья подготовлена в рамках выполнения ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг. (госконтракт № 16.740.11.0098).


В учетно-налоговой макросистеме, как и на микроуровне, можно увидеть основной признак сложной системы. Характеристика информационной учетно-налоговой макросистемы представлена на рис. 1.

Свойства информационной учетно-налоговой макросистемы представлены на рис. 2.

Модель информационной учетно-налоговой макросистемы представляет собой сферу, плоскости пересечения которой определяют области взаимодействия элементов учетно-налоговой макросистемы и формируют итоговый элемент обобщения результатов государственной деятельности в финансовой системе государства (рис. 3).

Модель представляет собой систему различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых оказывает существенное влияние на функционирование и взаимодействие элементов информационной учетно-налоговой макросистемы.

AB – плоскость экономико-административного учета, являющаяся научно обоснованной системой сбора, регистрации и обобщения информации о финансово-хозяйственной деятельности органов государственной власти и ходе исполнения бюджетов всех уровней.

CD – плоскость экономико-административного анализа, обеспечивающая исследование ряда показателей по ключевым параметрам, отражающим реальную картину составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, налогообложения и собираемости налогов; изменение состояния экономики и финансов в зависимости от бюджетно-налоговой политики; соблюдение принципов бюджетного устройства, налогообложения и т. д.

EF – плоскость экономико-административного контроля, посредством которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования государственных средств.

GHIJK – плоскость экономико-административной отчетности, составляемой на основе обобщения и сопоставления плановых и фактических показателей, приведенных в определенную систему и характеризующих исполнение государственных средств за определенный период, на основе данных экономико-административного учета, анализа и контроля.

Особенностью представленной сферичной модели информационной учетно-налоговой макросистемы является то, что каждая из плоскостей проходит через все последующие, тем самым показывая взаимосвязь всех составляющих учетно-налоговой макросистемы.

Так, плоскость АВСD представляет сочетание экономико-административного учета и анализа, характеризует систему аналитических отчетов, составляемых на основе данных экономико-административного учета, данных о финансово-хозяйственной деятельности органов государственной власти и процессах исполнения бюджетов всех уровней.

Плоскость ABEF представляет сочетание экономико-административного учета и контроля, обеспечивает органы государственной власти своевременной информацией о государственных доходах и расходах, необходимой для процессов их управления и контроля.

Плоскость CDEF представляет сочетание экономико-административного анализа и контроля, характеризует контроль над определенной системой плановых, финансовых и учетных данных об исполнении сметы государственных доходов и расходов за определенный период, а также показателей, характеризующих производственную деятельность конкретных государственных учреждений и организаций.

Содержание методики формирования информационной учетно-налоговой макросистемы выражается в разработке ряда последовательно взаимосвязанных между собой этапов (рис. 4).

Современная информационная учетно-налоговая макросистема должна включать различные виды учета, позволяющие формировать финансовую и налоговую отчетность в соответствии с требованиями действующего законодательства; формировать данные, ориентированные на принятие рациональных управленческих решений в интересах общества и государства в целом. Рациональность и экономичность ведения экономико-административного учета и осуществления аналитических процедур на макроуровне зависят от эффективности сформированной информационной учетно-налоговой макросистемы и компетенции сотрудников государственно-административного аппарата.

 

Эффективность информационной учетно-налоговой макросистемы обеспечивается на основе рационального сочетания экономико-административного учета, анализа, контроля.

Принципиальная схема информационной учетно-налоговой макросистемы представлена на рис. 5.

Информационная учетно-налоговая макросистема включает четыре элемента, непрерывное взаимодействие которых обеспечивают эффективность функционирования системы и принятие экономически выгодных государственных решений [3].

Экономико-административный учет осуществляет сбор, регистрацию и обобщение информации на государственном уровне, его данные используются при проведении экономико-административного анализа. Экономико-административный анализ обеспечивает исследование ряда показателей по ключевым параметрам деятельности государства, отражающим реальную картину экономической системы, предоставление информации при проведении экономико-административного контроля, а также проверку правильности формирования и использования государственных средств посредством проверки ведения экономико-административного учета и составления экономико-административной отчетности. Экономико-административная отчетность является информационной базой обобщения и сопоставления плановых и фактических показателей государства, базируется на данных экономико-административного учета, анализа и контроля.

Таким образом, информационная учетно-налоговая макросистема выполняет информационную, контрольную и аналитическую функцию на уровне государства, состоит в объединении учетных и налоговых операций в один процесс во взаимосвязи с аналитическими и контрольными процедурами на основе ведения экономико-административного учета, анализа и контроля в государственно-административной системе страны.

Литература
1. Варакса Н. Г. Аналитические процедуры при взаимодействии информационных потоков и элементов учетно-налоговой системы // Управленческий учет. – 2011. – № 3.
2. Формирование учетно-аналитической системы затрат на промышленных предприятиях : учеб. пособие / Л. В. Попова, И. А. Маслова, В. А. Константинов, М. М. Коростелкин. – М. : Дело и Сервис, 2007.
3. Попова Л. В. Формирование учетно-контрольной системы расчетных отношений на промышленном предприятии // Экономические и гуманитарные науки. – № 10. – 2010.

13.10.2015

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста