Использование учетно-налоговой макросистемы в финансовой системе государства в рамках взаимодействия с государственным менеджментом



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №10 год - 2011


Попова Л.В.,
д. э. н., профессор,
ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»


Автором представлена разработанная модель информационной учетно-налоговой макросистемы, представляющая сферу, плоскости пересечения которой определяют области взаимодействия элементов учетно-налоговой макросистемы и формируют итоговый элемент обобщения результатов государственной деятельности в финансовой системе государства.


Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды.


Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.


Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти.


Государственный кредит отражает кредитные отношения в отношении мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов.



Статья подготовлена в рамках выполнения государственного контракта № 16.740.11.0098 от 2 сентября 2010 г. по проблеме «Гармонизация международных и отечественных информационных потоков учетно-налоговых систем».



Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Таким образом, необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.


Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования. Отношения между подсистемами общегосударственных финансов и финансов предприятий образуют государственную финансовую политику. Финансовая политика представляет собой деятельность государства по целенаправленному использованию финансов с помощью инструментов разграничения прямого и косвенного налогообложения, управления государственными расходами, управления дефицитом бюджета. Разграничение прямого и косвенного налогообложения представляет собой введение и конкретизацию прямых и косвенных налогов и применяется для смещения налогового бремени в сторону определенной группы налогоплательщиков.


Изменение методов регулирования экономики требует изменения системы государственных расходов и перестройки бюджетного механизма. Изменение системы государственных расходов выражается в изменении их состава и объемов. При этом государственные расходы имеют большое значение для экономики, так как направляются на структурную перестройку экономики, увеличение научно-технического потенциала, модернизацию и техническое переоснащение предприятий, на проведение природоохранных мероприятий, распространение экологически чистых технологий. Важную экономическую и социальную роль играют децентрализованные государственные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями, объединениями, организациями [1].


Целевые ориентиры использования учетно-налоговой макросистемы (УНМС) в финансовой системе государства представлены на рис. 1.


Дефицит бюджета может быть вызван разными причинами, например осуществлением крупных государственных инвестиций в экономику или чрезвычайными событиями. В первом случае превышение расходов над доходами государственного бюджета является обоснованным, а дефицит бюджета вызван государственным регулированием экономической конъюнктуры, стремлением властей обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Во втором случае превышение расходов над доходами вызвано негативными причинами, при этом государственных резервов для покрытия вынужденных расходов может оказаться недостаточно. Поэтому управление дефицитом бюджета является важным инструментом финансовой политики.


Разработанная модель информационной учетно-налоговой макросистемы представляет собой сферу, плоскости пересечения которой определяют области взаимодействия элементов учетно-налоговой макросистемы и формируют итоговый элемент обобщения результатов деятельности финансовой системы государства (рис. 2).




AB – плоскость экономико-административного учета, являющаяся научно обоснованной системой сбора, регистрации и обобщения информации о финансово-хозяйственной деятельности органов государственной власти и ходе исполнения бюджетов всех уровней. CD – плоскость экономико-административного анализа, обеспечивающая исследование ряда показателей по ключевым параметрам, отражающим реальную картину составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета; налогообложения и собираемости налогов; изменения состояния экономики и финансов в зависимости от бюджетно-налоговой политики; соблюдения принципов бюджетного устройства, налогообложения и т. д. EF – плоскость экономико-административного контроля, посредством которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования государственных средств. GHIJK – плоскость экономико-административной отчетности, составляемой на основе обобщения и сопоставления плановых и фактических показателей, приведенных в определенную систему и характеризующих исполнение государственных средств  за определенный период, на основе данных экономико-административного учета, анализа и контроля.


Особенностью представленной сферической модели информационной учетно-налоговой макросистемы является то, что каждая из плоскостей проходит через все последующие, тем самым показывая взаимосвязь всех составляющих учетно-налоговой макросистемы.


Так, плоскость АВСD представляет сочетание экономико-административного учета и анализа, характеризует систему аналитических отчетов, составляемых на основе данных экономико-административного учета о финансово-хозяйственной деятельности органов государственной власти и процессах исполнения бюджетов всех уровней. Плоскость ABEF представляет сочетание экономико-административного учета и контроля, обеспечивает органы государственной власти своевременной информацией о государственных доходах и расходах, необходимой для процессов их управления и контроля. Плоскость CDEF представляет сочетание экономико-административного анализа и контроля, характеризует контроль над определенной системой плановых, финансовых и учетных данных об исполнении сметы государственных доходов и расходов за определенный период, а также показателей, характеризующих производственную деятельность конкретных государственных учреждений и организаций.


Итак, информационная учетно-налоговая макросистема состоит в объединении учетных и налоговых операций в один процесс во взаимосвязи с аналитическими и контрольными процедурами на основе ведения экономико-административного учета, анализа и контроля в государственно-административной системе страны и составления на основе их данных экономико-административной отчетности. Причем представленные элементы учетно-налоговой макросистемы формируются в рамках ветвей государственной власти.


Чтобы определить сферу действия информационной учетно-налоговой макросистемы, рассмотрим структуру государственной власти в Российской Федерации. Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов  законодательной, исполнительной и судебной власти. Схема государственной власти в РФ представлена на рис. 3.


Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, являющийся главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; Федеральное Собрание, представляющее собой парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы; Правительство Российской Федерации, возглавляющее систему органов исполнительной власти РФ, а также суды РФ – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды.


Помимо указанного в Конституции РФ Правительства Российской Федерации действуют и другие федеральные органы исполнительной власти – федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы, которые и отвечают за эффективное функционирование информационной учетно-налоговой системы.


Особенностью российской конституции является то, что президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, он выполняет роль гаранта обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Главное контрольное управление Президента РФ выполняет контрольные функции учетно-налоговой макросистемы, Экономическое управление Президента РФ ведет экономико-административный учет и анализ. Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ.




Счетная палата взаимодействует также с Контрольным управлением Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Советом Безопасности. Расширяется взаимодействие Счетной палаты с такими федеральными органами государственной власти, как Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, в части проведения контрольных мероприятий по объектам, представляющим взаимный интерес.


Взаимодействие исполнительной ветви государственной власти с законодательной и судебной в рамках информационной учетно-налоговой макросистемы представлено на рис. 4 [2]:


 влияние исполнительной власти на законодательную посредством законодательной инициативы (ЗИ) и обязательности заключения правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств (ЗЗ);
 влияние законодательной власти на исполнительную посредством разработки нормативно-правовой базы (НПБ) учетно-налоговой системы, утверждение федеральных органов (ФО) власти, призванных обеспечивать фактическую и юридическую реализацию учетно-налоговой макросистемы, изменений в налогообложении (ИН), бюджета страны (БС);
 влияние исполнительной власти на судебную посредством обеспечения материальной базы (МБ) судов, проведения их финансирования (Ф), подготовки судебных кадров (ПК);
 влияние судебной власти на исполнительную посредством проверки нормативных и иных актов (ПА), издаваемых органами исполнительной власти, действующих в сфере учетно-налоговой макросистемы, разрешения конфликтов между ними (РК).




Таким образом, взаимодействие ветвей государственной власти в рамках информационной учетно-налоговой макросистемы представляет собой сложный и изменчивый процесс.


Исполнительная, законодательная, судебная ветви власти являются сферой действия информационной учетно-налоговой макросистемы. При этом, исходя из существующего деления государственной власти РФ, исполнительная власть в рамках УНМС взаимодействует с законодательной властью через разработку последней нормативно-правовой базы учетно-налоговой системы, утверждение федеральных органов власти, призванных обеспечивать фактическую и юридическую реализацию учетно-налоговой макросистемы, изменений в налогообложении, бюджета страны.


Влияние исполнительной власти на законодательную связано с тем, что исполнительная власть в рамках информационной УНМС различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения правительства на  законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств).


Исполнительная власть обеспечивает материальную базу судов, проводит их финансирование, осуществляет подготовку судебных кадров. Судебная власть в рамках учетно-налоговой макросистемы наделена правом рассмотрения дел об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов – Конституции, подзаконных нормативных актов – законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях – толкования правовых норм (в основном норм конституции страны) вне связи с конкретным спором.


Литература
1. Попова Л.В. Приоритеты инновационного общества и перспективы модернизации экономики: региональный аспект // Экономические и гуманитарные науки. – 2011. – № 4.
2. Попова Л.В. Формирование учетно-контрольной системы расчетных отношений на промышленном предприятии // Экономические и гуманитарные науки. – 2010. – № 10.

05.12.2017

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста