Факторинг: экономическая сущность и порядок отражения в бухгалтерском учете



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №6 год - 2010


Шаев А.Е.,
главный бухгалтер
ООО «ВАРМА»


Само по себе слово «факторинг» происходит от английского слова factor – посредник. Начало операциям факторинга положил созданный в Англии еще в XVII в. Дом факторов (House of Factors).


Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.


В данный момент факторинг представляет собой финансирование под уступку денежного требования (п. 1 ст. 824 ГК РФ), при котором банк или специализированная компания приобретает денежные требования на должника и сама взыскивает долг в пользу кредитора (продавца) за определенное вознаграждение. Факторинг также иногда называют кредитованием продаж поставщика.


Договоры финансирования под уступку денежного требования, на практике именуемые  договорами факторинга, регулируются гл. 43 ГК РФ.


Факторинг – это торгово-посредническая деятельность, в ходе которой организация-фактор оказывает комплекс услуг по обслуживанию дебиторской задолженности поставщика: финансирование под уступку денежного требования, управление и инкассация дебиторской задолженности, страхование рисков по платежам, консалтинговые и информационные услуги, поиск новых партнеров для клиентов.


В факторинговых операциях фигурируют три стороны:
1) фактор, в лице которого, как правило, выступает коммерческий банк, финансовая или специализированная факторинговая компания. В марте 2009 г. лицензирование факторинговой деятельности отменено;
2) клиент (кредитор, поставщик товара, продавец);
3) дебитор – покупатель товара у поставщика.


Порядок взаимодействия между сторонами факторинговой сделки представлен на рис. 1.



Невзирая на важную роль, которую играет в правоотношениях по уступке права денежного требования дебитор, чаще всего сторонами договора являются лишь фактор и поставщик. После заключения договора дебитору направляется уведомление за подписями и печатями фактора и поставщика. Дебитора извещают, что начиная с даты получения письма он должен платить за поставки товара на особый факторинговый счет поставщика, открытый в банке-факторе, и только такое исполнение обязательств будет считаться надлежащим.


Фактор выступает в качестве посредника между поставщиком и его дебитором, его помощь выгодна всем действующим лицам. Банк или факторинговая компания сразу выплачивают поставщику почти полную стоимость поставленного товара, и он может незамедлительно использовать эти суммы в бизнесе.


Фактор за предоставляемые услуги взимает вознаграждение, которое складывается из двух составляющих: комиссии и процента (18–20% годовых). Перечень услуг может быть узок или весьма широк и устанавливается по договоренности между сторонами. Выгода дебитора сводится к возможности получать от поставщика отсрочку оплаты за товар, а возможно, и иных льгот.


Более всего факторинг подходит тем предприятиям, которые находятся на стадии стремительного роста. Компания, не имея достаточного объема собственных средств для финансирования текущей деятельности, прибегает к факторингу для успешного развития продаж на условиях предоставления покупателям отсрочки платежа. Получив от фактора до 90% суммы за поставленный товар сразу после процесса отгрузки, компания может направить их на закупку товара, который будет вновь реализован. Таким образом, повышается оборачиваемость, увеличивается объем продаж, возникает дополнительный прирост выручки и прибыли.


С другой стороны, факторинг может быть рассмотрен как дополнительный источник финансирования, инструмент мониторинга дебиторской задолженности и минимизации финансовых рисков. Отметим, что на текущий момент российский рынок факторинга предлагает широкий спектр услуг, поэтому прибегнуть к факторингу могут компании разного масштаба и отраслевой принадлежности. Однако, как правило, это предприятия сферы оптовой торговли и крупные промышленные предприятия.


В настоящее время рынок факторинга в России активно развивается. Несмотря на кризисные тенденции, которые негативно сказались на рынке факторинга в 2009 г. (рис. 2), в настоящее время динамика роста рынка факторинговых услуг носит положительный характер.



Различают два вида факторинга – безрегрессный факторинг и факторинг с регрессом. В случае факторинга без регресса факторинговая компания, не получив денег от покупателей, не имеет право потребовать их с поставщика.


В этом случае факторинговая компания несет полный риск (риск неуплаты со стороны дебиторов). Факторинг с регрессом предусматривает ответственность поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение зарубежным дебитором денежного требования. В 2009 г. доля безрегрессного факторинга сократилась на рынке с 17,1 до 11,5%, а доля с регрессом выросла до 87,5% [2]. Таким образом, в период финансовой нестабильности финансовый агент не желает брать на себя риск неуплаты по долговому обязательству со стороны дебитора и выступает исключительно в роли кредитора поставщика. Несомненно, происходит переоценка вознаграждения за риск, комиссия фактора значительно увеличивается.


Обозначим преимущества факторинга:
1. Преимущества по сравнению с кредитом. Сравнительный анализ кредитного и факторингового механизмов приведен в табл. 1.


2. Повышение оборачиваемости. Факторинг позволяет в кратчайшие сроки трансформировать дебиторскую задолженность в наиболее ликвидные активы – денежные средства. Снижение сроков инкассации дебиторской задолженности уменьшает время, в течение которого денежные средства «омертвлены» в дебиторской задолженности.



3. Минимизация рисков поставщика. При факторинге фактор берет часть рисков, связанных с деятельностью поставщика, на себя, взимая за это определенную комиссию. При этом выделяют следующие типы рисков:
- кредитный риск – предполагает потенциальную возможность неоплаты дебиторами поставок с отсрочкой платежа. Заметим, что данный риск минимизируется только в случае заключения договора факторинга без регресса, при котором все риски, связанные с неуплатой дебитором по обязательству, принимает на себя фактор. По сути происходит покупка денежного требования фактором, но не за полную стоимость, а с дисконтом. Однако распространен и факторинг с регрессом, по которому фактор не берет на себя ответственности по рискам;
- риск потери ликвидности – представляет собой риск несвоевременной оплаты дебиторской задолженности, приводящий к недостатку средств у поставщика для покрытия текущих затрат. В ситуации, при которой применяется факторинговый механизм, вообще следует пересматривать статус ликвидности дебиторской задолженности, поскольку она в любой момент может быть «реализована»;
- выделяют также и валютный риск, который связан с необходимостью немедленно конвертировать в валюту денежные средства, полученные от банка. Этот аспект факторинговых услуг важен для компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.


Таким образом, компания, которая использует механизм факторинга, существенно экономит на риск-менеджменте, функции которого аккумулирует фактор.


4. Возможность кратко- и среднесрочного бюджетирования затрат, связанных с  обслуживанием факторинговых операций. При заключении договора факторинга фактор, как правило, представляет таблицу процентов комиссии, которая взимается за предоставление финансирования. Размер процента варьируется в зависимости от количества дебиторов, находящихся на обслуживании у фактора, количества поставок. Соответственно, чем больше обороты и круг клиентов у поставщика, тем выгоднее для него становятся условия обслуживания.


5. Мониторинг дебиторской задолженности. Это означает, что фактор берет на себя управление дебиторской задолженностью клиента: мониторинг потоков платежей, поступающих на расчетный счет фактора, контроль своевременности оплаты, предоставление клиенту отчета о текущем состоянии дебиторской задолженности, статистике перечислений, состоянии просроченной задолженности.


Перечисленные преимущества, бесспорно, делают факторинг чрезвычайно привлекательным и эффективным финансовым инструментом. Несмотря на это, факторинг обходится дороже, чем кредит.


Организационная работа предприятия по внедрению в финансово-хозяйственную деятельность факторингового механизма включает несколько этапов. На первом этапе анализируются возможные предложения со стороны факторинговых компаний. После того как организация определилась с финансовым агентом, следует заключение договора факторингового обслуживания. Как правило, договор факторинга состоит из генерального соглашения, заявки клиента с акцептом финансового агента (акцепт оформляется в форме акта приема-передачи требований), уведомления должника о состоявшейся уступке, иногда с приложением копии договора факторинга. Генеральное соглашение (генеральный договор) определяет общие условия факторингового обслуживания, в нем прописываются основные критерии взаимодействия: предмет договора, сроки, механизм уступки права требования, порядок рассмотрения разногласий. После подписания договора поставщик определяет тех дебиторов, которые будут работать по программе факторинга. Совместно с фактором происходит первичная выборка с последующей ротацией дебиторов в зависимости от их потенциальной платежеспособности и показателей финансовой устойчивости. Как правило, фактор рассматривает финансовую отчетность дебиторов (прежде всего бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за последний отчетный период), запрашивает акты сверки взаимных расчетов между продавцом и дебитором,  устанавливая на каждого из них лимит – предельную сумму товарного кредита. Затем поставщик уведомляет дебитора о том, что в рамках договора факторинга все суммы задолженности по товарному кредиту следует перечислять на счет факторинговой компании. После подписания данного документа все последующие суммы задолженности финансируются фактором.


На этапе факторингового обслуживания поставщик собирает пакет документов для  подтверждения факта реализации и передает его фактору для уступки права денежного требования и получения финансирования. В роли этих документов выступают, как правило, товарные накладные, товарно-транспортные документы с соответствующими приложениями (доверенность экспедитора на получение груза, транспортные квитанции об отправке груза и т. д.).


Важный момент, на который нужно обратить внимание всем участникам договора факторинга, – это правильность оформления отгрузочных документов.


Для фактора надлежащим образом оформленные документы – гарантия возможности истребовать через суд с дебитора оплату задолженности, для поставщика – возможность получить  финансирование под уступку денежного требования, так как фактор не пропустит неграмотные документы с ошибками и недочетами.


На товарной накладной, а равно на счете-фактуре должны в обязательном порядке присутствовать следующие реквизиты:
- наименование поставщика, его юридический адрес и телефон;
- наименование дебитора, его юридический адрес и телефон;
- номер и дата текущего договора поставки;
- номер и дата накладной;
- подпись уполномоченного лица и расшифровка подписи обеих сторон (поставщика и дебитора), печати организаций.


Бухгалтерский учет операций факторинга у поставщика имеет ряд особенностей. Рассмотрим их на конкретном примере.


ООО «Варма» занимается оптовой торговлей водоотопительным оборудованием. Специфика рынка определяется товарным кредитованием покупателей на срок от 30 до 120 дней. В связи с ростом рынка и сильным влиянием фактора сезонности ООО «Варма» на весенне-летний период приняло решение о внедрении факторингового механизма. Был заключен договор регрессного факторинга.


Согласно условиям договора фактор финансирует 90% товарного кредита. Когда дебитор гасит обязательства, фактор перечисляет на расчетный счет ООО «Варма» оставшуюся сумму за минусом начисленной комиссии. В рамках договора установлен ряд дебиторов, которых следует перевести на финансирование по факторингу с определением соответствующих лимитов товарного кредитования. Ежемесячно фактор отчитывается ООО «Варма» об оказанных по договору факторинга услугах, предоставляя перечень первичных документов (акт оказанных услуг, счет-фактура).


После подписания уведомления с дебиторами бухгалтерский учет факторинга у ООО «Варма» реализуется следующим образом:
1. Происходит реализация товара дебитору ООО «Пластик» на сумму 1 180 000 руб., в том числе НДС 180 000 руб., который работает с ООО «Варма» по договору купли-продажи (факторинг). Операция оформляется документом «Товарная накладная» (унифицированная форма Торг-12):
– отражаем выручку за реализованный товар:


Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»


Кредит счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» – 1 180 000 руб.;
– начисляем НДС к уплате в бюджет:


Дебет счета 90, субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»


Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – 180 000 руб.


2. Затем происходит факт уступки денежного требования. ООО «Варма» уступает денежное требование к покупателю ООО «Пластик» по товарной накладной факторинговой компании:
– в бухучете производим операции по списанию денежного требования на счет фактора:


Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с финансовым агентом»


Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – 1 180 000 руб.;
– получаем финансирование в размере 90% от суммы уступленного требования (1 180 000 × 0,9 = 1 062 000 руб.):


Дебет счета 51 «Расчетные счета»


Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с финансовым агентом» – 1 062 000 руб.


3. Далее через определенное время дебитор ООО «Пластик» погашает задолженность, уплачивает сумму 1 180 000 руб. фактору. Фактор перечисляет ООО «Варна» в этом случае оставшиеся 10% за минусом комиссии. В рамках данного примера мы не будем фокусировать внимание на исчислении суммы комиссионного вознаграждения фактора. Предположим, сумма комиссии составила 17 700 руб., в том числе НДС 2700 руб. Следовательно, сумма к перечислению для фактора составит 1 180 000 – 1 062 000 – 17 700 = 100 300 руб.:
– отражаем поступления остатка финансирования и начисление комиссии:
Дебет счета 51 «Расчетные счета»


Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с финансовым агентом» – 100 300 руб.;
– начисляем комиссию за оказанные фактором услуги по акту оказанных услуг:


Дебет 44 «Коммерческие расходы»


Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с финансовым агентом» – 15 000 руб.;
– начисляем НДС по предоставленным фактором счетам-фактурам:


Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»


Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с финансовым агентом» – 15 000 руб.


В рамках данной статьи рассмотрена общая методика отражения в бухгалтерском учете  факторинговых операций. Несомненно, с точки зрения бухгалтерского учета данному виду  финансирования присущ ряд особенностей, исходящих из специфики сделки (например, неуплата дебитором суммы обязательства в срок).


Факторинг в России и других странах развивается активными темпами, несмотря на некоторую финансовую нестабильность последнего года. В связи с этим следует отметить необходимость совершенствования методов бухгалтерского учета, а также решений в области информационных технологий (в первую очередь программное обеспечение), позволяющих более продуктивно проводить учет и анализ факторинговых операций.


Литература
1. Велиева И., Мусиец М. В поисках точек роста // Эксперт. – 2010. – № 13.
2. Велиева И., Мусиец М., Доронкин М. Российский рынок факторинга в 2009 году [Электронная версия]. – Режим доступа: raexpert.ru.

24.12.2018

Также по этой теме: