Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №2 год - 2019
Бобкова М.П.,
ведущий специалист Студенческого научного центра финансовых
исследований, аспирант кафедры финансового менеджмента
РЭУ имени Г.В. Плеханова
Обобщены этапы развития корпоративной отчетности в Российской Федерации, проанализированы различные подходы к определению корпоративной отчетности, источники информации для ее формирования. Представлены результаты исследования отраслевых особенностей корпоративных нефинансовых отчетов, публикуемых российскими компаниями. На основе исследования автора возрастание ценности информации в области устойчивого развития, связанной с комплексностью представления, единством и взаимосвязью финансовых и нефинансовых показателей о бизнесе, будет определять возрастающую востребованность при принятии стратегических управленческих решений различными институциональными пользователями. В результате обоснованы перспективы развития корпоративной отчетности в Российской Федерации.
Развитие отчетности в российской федерации в условиях рыночной экономики
В результате распада СССР Российская Федерация взяла курс на рыночную экономику, что привело к революционным изменениям в организационно-управленческой системе и, соответственно, в отчетности экономических субъектов, прежде всего бухгалтерской. Указом Президента РФ от 3 апреля 1997 г. № 287 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию» впервые была подчеркнута необходимость перехода на МСФО. 6 марта 1998 г. Правительство РФ приняло постановление № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».
В продолжение реформирования системы бухгалтерского учета принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно нормам которого компании, акции которых обращаются на мировом финансовом рынке, обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями МСФО. Приказом Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н утверждены 37 стандартов и 26 разъяснений МСФО. 25 февраля 2011 г. утвержден Федеральный закон № 107 «О признании применения МСФО на территории России» [1, с. 206].
В 2017 г. в России утверждена Концепция развития публичной нефинансовой отчетности (утверждена распоряжением Правительства РФ от 5 мая 2017 г. № 876-р), которая направлена на повышение информационной открытости и прозрачности деятельности российских компаний в сфере социальной ответственности и устойчивого развития.
Появлению Концепции предшествовала Директива Председателя Правительства РФ В.В. Путина (от 30 марта 2012 г. № 1710п-П13), согласно которой государственным компаниям вменялась обязанность регулярной публикации нефинансовых отчетов, а также 22 компаниям с государственным участием.
Концепция определяет принципы и формы публичной нефинансовой отчетности, механизмы ее подготовки, внутреннего контроля и внешней оценки. Предусмотрены четыре этапа ее реализации, определены категории компаний, на которые будут распространяться требования Концепции на каждом из данных этапов, для остальных организаций и компаний нефинансовая отчетность остается добровольной.
Корпоративная отчетность как новая ступень развития публичной отчетной информации
Для принятия решений институциональными пользователями (стейкхолдерами) требуется все больше информации как финансового, так и нефинансового характера.
Источником такой информации может служить корпоративная отчетность компаний.
Проведенный анализ научных работ по корпоративной отчетности позволяет их обобщить в несколько направлений:
1) корпоративная отчетность как система отчетов, которая характеризует финансовую и хозяйственную деятельность компании в текущем периоде и на перспективу, для обеспечения качественной, достоверной информацией различных стейкхолдеров (Л.З. Шнейдман, Е.В. Никифорова, Р.Г. Каспина, А.Н. Хорин, И.Ф. Ветрова, Н.Г. Сапожникова, М.А. Вахрушина);
2) корпоративная отчетность как «специфическое сообщество, члены которого объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом» (Г. Андреева, Г. Антипина). [см. 2, с. 28];
3) корпоративная отчетность как система отчетов, которая является связующим звеном между компанией и инвесторами в целях обеспечения последних полной, прозрачной информацией (С. Хэдрил, К. Хюттен, Д.В. Исаев, М.В. Краснова, С.В. Левичева, Н.В. Пислегина [3], О.Б. Фомина, М.В. Фомин [4], И.В. Алексеева, Р.Г. Осипова [2]);
4) корпоративная отчетность как комплексная система ценностно-ориентированной информации о консолидированном бизнесе и его окружении, раскрывающая особенности бизнес-модели и стратегию компании как развивающейся экосистемы (В.Г. Когденко, М.В. Мельник [5; 6], Л.Б. Трофимова, И.П. Курочкина, Ю.В. Новожилова [7], Н.А. Казакова, Е.А. Федченко, А.И. Болвачев [8]).
Проведенный анализ показал, что в данных подходах отсутствуют четкие содержательные границы корпоративной отчетности, что свидетельствует о неясности того, какие отчеты должны составлять систему корпоративной отчетности компаний. Общим для всех подходов является то, что корпоративная отчетность содержит не только финансовые, но и нефинансовые показатели, не только системные, но и несистемные данные, а также отличительной особенностью корпоративной отчетности является раскрытие как отчетной, так и плановой информации.
По мнению автора, корпоративная отчетность представляет собой форму отчетности, разрабатываемую хозяйствующими субъектами для целей раскрытия основных направлений и показателей стратегического развития бизнеса в соответствии с требованиями международных стандартов в области устойчивого развития и интегральной отчетности в интересах раскрытия информации для различных групп стейкхолдеров.
Следует также подчеркнуть, что исторически понятие «корпоративная» увязывается с понятием «корпорация» как группой хозяйствующих субъектов.
Финансовая отчетность компаний содержит результаты прошлых событий, а также большое количество финансовых показателей, пояснений к ним. Однако развитие отчетности не поспевает за теми колоссальными преобразованиями и запросами, которые связаны с постоянно усложняющейся системой управления бизнесом, включая стратегию развития, организационную структуру, технологии, управление трудовыми ресурсами, все виды капиталов. Информация о состоянии и развитии компании раскрывается как в управленческой отчетности, так и в корпоративной отчетности российских компаний.
Бухгалтерская отчетность российских компаний формируется в соответствии с РСБУ, финансовая отчетность (консолидированная) –по МСФО, Корпоративная отчетность регламентируется несколькими видами стандартов и содержит финансовые и нефинансовые показатели. Причем необходимо отметить, что данные стандарты не введены на территории Российской Федерации и формирование корпоративной отчетности в области устойчивого развития, интегрированной и другой нефинансовой отчетности определяется исключительно запросами окружающей бизнес-среды компании (зарубежных компаний –импортеров продукции, учредителей –собственников компании, инвесторов и других кредиторов, а также имеющих отношение к зарубежным фондовым рынкам).
Российское правительство с 2017 г. обратило внимание на развитие нефинансовых форм отчетности: утвердило Концепцию развития публичной нефинансовой отчетности, разработало законопроект «О публичной нефинансовой отчетности».
На основе анализа обзора корпоративных нефинансовых отчетов, представленных на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей (далее – РСПП) [9], можно сделать вывод, что нефинансовый отчет – это портрет компании, отражающий ее общественное лицо. «Он дает возможность увидеть, какова стратегия компании, что она делает для ее реализации, каких результатов и какой ценой достигает.
Предоставляемая отчетная информация характеризует устойчивость и надежность компании. Сам факт представления отчета в публичном пространстве говорит о том, что компания движется по пути повышения информационной открытости и прозрачной деятельности, ответственно относится к тому, какой ценой достигаются результаты, готова вести диалог и сотрудничать с заинтересованными сторонами. Важной задачей в этой связи остается повышение качества раскрываемой компаниями информации как важного фактора укрепления доверия и репутации» [10, с. 10].
На рис. 1 представлены виды и источники формирования корпоративной отчетности. Данная схема подходит для любой крупной компании. В то же время следует заметить, что финансовый сектор при формировании такой отчетности использует также специальные отраслевые стандарты и международные – Базель III.
Как видно из рис. 1, корпоративная отчетность формируется не только по данным финансовой отчетности, составление которой жестко регламентировано, но и на основе данных управленческой отчетности, которая представляет данные для нефинансовых отчетов.
Качественный нефинансовый отчет помогает развивать отношения со стейкхолдерами (органами государственной власти, инвесторами, партнерами, общественными организациями и т.д.). Отчет демонстрирует, что компания управляет рисками и использует возможности, появляющиеся благодаря корпоративной ответственности. Процесс подготовки отчетности помогает определять и корректировать приоритеты корпоративной ответственности и приходить к консенсусу внутри компании по многим как стратегическим, так и тактическим вопросам [11].
Отраслевой аспект формирования корпоративной отчетности российскими компаниями
Проблемами развития нефинансовой отчетности в России занимаются научные организации, профессиональные ассоциации, крупные консалтинго-аудиторские компании, в частности входящие в Большую четверку (Big 4).
Одним из исследователей публичной отчетности российских компаний является РСПП.
Президент РСПП Александр Шохин в числе постоянных приоритетов деятельности РСПП выделяет распространение и популяризацию этических норм ведения бизнеса, принципов устойчивого развития, информационной открытости и прозрачности деятельности, укрепление репутации российского бизнеса. «Если российский бизнес хочет играть по глобальным правилам, то эти правила нужно как минимум знать, а лучше – проактивно применять, интегрируя их в свои стратегии и деловую практику», –подчеркнул он [12].
По состоянию на 17 января 2019 г. в Национальный Регистр нефинансовых отчетов (далее –Регистр) внесены 176 компаний, зарегистрировано отчетов –924, которые выпущены в период начиная с 2000 г. В их числе: экологические отчеты (ЭО) –81; социальные отчеты (СО) –326; отчеты в области устойчивого развития (ОУР) –314; интегрированные отчеты –176; отраслевые отчеты –27 [9].
В табл. 1 представлено распределение нефинансовых отчетов по отраслевой принадлежности компаний.
Согласно данным табл. 1 наибольшее количество отчетов представлено компаниями: энергетического сектора – 191 (21%), нефтегазовой отрасли – 166 (18%), металлургической и горнодобывающей отраслями – 115 (12%), финансового сектора – 97 (10%), химической отрасли – 83 (9%).
В табл. 2 представлена динамика отчетности по отраслям российской экономики, составленная по данным сайта РСПП.
По данным табл. 2 видно, что из компаний, заявленных в Регистре, только 73 регулярно выпускают отчеты, 23 компании представляют отчеты с различной периодичностью, некоторые впервые внесли свои отчеты в Регистр, а 84 прекратили их выпуск, что отражает институциональные преобразования отраслей.
Как правило, нефинансовые отчеты выпускают компании отраслей, которые формируют существенную долю ВВП России (нефтегазовая, энергетическая, химическая, металлургическая и финансовая).
В нефтегазовой отрасли все крупные компании регулярно издают отчеты в области устойчивого развития (за исключением единичных интегрированных отчетов).
ПАО «Газпром» также издает экологическую отчетность. Однако за счет поглощения ряда нефтяных компаний общее количество отчетов в отрасли сократилось, при этом региональные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании не включаются в этот процесс, в результате чего дальнейшего расширения процесса раскрытия нефинансовой информации в отрасли не происходит.
В энергетическом секторе процесс нефинансовой отчетности развивается преимущественно в результате внутренних управленческих процессов в виде внедрения корпоративных стандартов публичной отчетности со стороны головных управляющих компаний.
Рост количества отчетов компаний в химической, нефтехимической и парфюмерной отраслях заметен с 2013 г., начиная с которого 12 компаний этих отраслей представили 51 отчет, из них 61% приходится на интегрированные отчеты, 25% составляют отчеты в области устойчивого развития, 12% – экологические и 2% – социальные отчеты.
В металлургии из 18 ныне действующих и присутствующих в Регистре нефинансовых отчетов металлургических и горнодобывающих компаний 10 публикуют отчеты стабильно на протяжении 5 лет и более. В основном это также отчеты в области устойчивого развития, однако некоторые компании предпочитают называть их по-прежнему социальными, по всей вероятности определяя таким образом основную целевую группу.
Компании финансового сектора не проявляют заметной активности в раскрытии нефинансовой информации. Из 18 зарегистрированных в Регистре только 7 компаний публикуют нефинансовую отчетность, наибольшую долю которой формируют социальные отчеты.
Что же касается других отраслей экономики, то, по данным Национального Регистра, новые компании и отрасли как потенциальные субъекты, формирующие нефинансовую отчетность, появляются довольно редко. Этот факт подтверждает широко распространенное мнение о том, что только достаточно сильные и отчетливые внешние сигналы могут изменить ситуацию, такие как требования со стороны регуляторов, инвесторов или активных организаций гражданского общества.
В целом можно констатировать, что формирование нефинансовой отчетности в России имеет отчетливую отраслевую специфику и все большее число ведущих российских компаний публикуют свою отчетность.
Российская региональная сеть по интегрированной отчетности (далее – РРСИО) проводит ежегодное национальное исследование состояния публичной отчетности крупнейших российских компаний с 2013 г. В исследовании участвуют компании, которые суммарно формируют около 80% совокупного национального дохода: в 2017 г. исследовано 956 компаний более 25 отраслей. Целью проводимого исследования является определение уровня прозрачности отчетности компаний, поскольку открытость бизнеса является важной составляющей их бизнес-привлекательности.
По данному исследованию было выявлено, что при составлении нефинансовой отчетности компании используют следующие стандарты:
- руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI(1) (версия G4):
- основной вариант (далее – Руководство GRI);
- стандарт GRI (версия G4): расширенный вариант;
- стандарт GRI SRS: основной вариант;
- стандарт GRI SRS: расширенный вариант;
- элементы стандарта GRI;
- международный стандарт интегрированной отчетности;
- стандарт ААА(2) 1000 APS;
- стандарт ААА1000 SES.
Наиболее часто используемым для составления нефинансовых отчетов стандартом, по данным исследования РССИО, является Руководство GRI, которым в 2017 г. воспользовалась 51 компания по сравнению с 48 в 2016 г. Стандарт GRI SRS в 2017 г. использован при подготовке отчетов 10 российских компаний.
Перспективы развития корпоративной отчетности
В опубликованном GRI аналитическом обзоре «Устойчивое развитие и тенденции отчетности в 2025: готовимся к будущему» (Sustainability and Reporting Trends in 2025 – Preparing for the Future) отмечается, что «сегодня практически все крупные компании выпускают отчеты. Однако движение в сторону устойчивой экономики крайне медленное» [13]. И это несмотря на то, что «движение за устойчивую экономику навсегда изменило представление о роли бизнеса и его ответственности, способствовало улучшению систем управления в компаниях… Изменения происходят только тогда, когда на основе имеющейся информации принимаются решения и … изменяется видение» [Там же]. Мнения о том, как будет развиваться корпоративная (интегрированная) отчетность, как изменится содержание деятельности компаний в области устойчивого развития и корпоративной ответственности, высказывают представители почти всех заинтересованных сторон.
По мнению Global Reporting Initiative, отчетность в области устойчивого развития будет иметь новый формат и множественные источники информации.
– Отчетность будет представлять собой сплошной поток данных, поставляемых практически в реальном времени благодаря использованию современных информационных технологий, которыми будут оперировать все заинтересованные стороны. Компании будут иметь меньше контроля над использованием данных, чем они имеют сейчас, поскольку информация будет поступать из разных источников и не будет ограничиваться только корпоративными системами управления.
– Отчетность будет фокусироваться на глобальных проблемах.
(1) Все стандарты серии GRI разработаны Global Reporting Initiative (является международной организацией, разрабатывает независимые стандарты, позволяющие компаниям формировать нефинансовые показатели по таким вопросам, как влияние на изменение климата, управление кадровыми ресурсами и оценка коррупционной составляющей).
(2) Стандарты серии AA1000 разработаны британским Институтом социальной и этической отчетности (Institute of Social and Ethical Accountability – AccountAbility), который является ведущим международным институтом в области совершенствования корпоративной отчетности в целях устойчивого развития.
– Существенность станет еще более динамичным понятием, чем сейчас, поскольку большее количество заинтересованных сторон будут иметь быстрый доступ к данным. Компаниям придется быстрее реагировать на поведение и мнения стейкхолдеров.
С точки зрения Лондонской биржи [14], растущие требования к отчетности являются стимулом для повышения качества раскрытия информации, поэтому следует развивать комплексный подход к отчетности, ориентированный на инвесторов.
Big 4 считает нефинансовую отчетность альтернативной информационно- аналитической системой, отдавая предпочтение годовым отчетам как ключевому источнику информации для инвесторов. Компания Deloitte считает, «что периодический отчет, который дает представление о бизнесе в целом, будет по-прежнему являться краеугольным камнем корпоративной отчетности для инвесторов… что инвесторы будутпродолжать хотеть, чтобы менеджмент предоставлял периодический обзор своего бизнеса. Этот обзор и является возможностью для руководства рассказать свою историю, используя общепринятые стандарты высокого качества» [15]. По мнению Big 4, необходима разработка согласованных отраслевых стандартов для нефинансовых показателей, включение которых в требования к составлению финансовой отчетности позволило бы поднять авторитет нефинансовых данных.
Обобщая результаты проведенного исследования, обоснованы специфика и перспективы развития корпоративной отчетности в Российской Федерации.
Корпоративная отчетность в России развивается по пути гармонизации с мировым экономическим сообществом по мере осознания необходимости раскрытия нефинансовой информации и использования международных стандартов.
Распространение практики корпоративной нефинансовой отчетности в России имеет свои особенности: в основном нефинансовые отчеты выпускают государственные корпорации и крупный бизнес, представляющие базовые отрасли экономики (нефтегазовую, металлургическую, энергетическую и финансовую). При отсутствии четко установленного нормативного регулирования при формировании отчетов происходит «смешивание» стандартов или использование их отдельных элементов.
Учитывая профессиональное мнение разработчиков международных стандартов нефинансовой отчетности, пользователей в лице консалтинговых компаний, а также приоритеты российского правительства, можно констатировать, что возрастание ценности информации в области устойчивого развития, связанной с комплексностью представления, единством и взаимосвязью финансовых и нефинансовых показателей о бизнесе, будет определять возрастающую востребованность при принятии стратегических управленческих решений различными институциональными пользователями.
Литература
1. Михайлов А.А., Шинкаренко Л.И. МСФО как инструмент повышения качества и прозрачности финансовой отчетности // Инновационная наука. – 2015. – № 11 – С. 205–208.
2. Алексеева И.В., Осипова Р.Г. Развитие ключевых характеристик дефиниции «корпоративная отчетность» // Международный бухгалтерский учет. – 2015. – № 12 (354). – С. 25–34.
3. Левичева С.В., Пислегина Н.В. Актуальные проблемы подготовки корпоративной отчетности [Электронный ресурс]. URL: elibrary.ru/download/elibrary_21689813_10608041.pdf (дата обращения: 12.11.2018).
4. Фомина О.Б., Фомин М.В. Современные тенденции развития корпоративной отчетности [Электронный ресурс]. URL: eprints.tversu.ru/3790/1/%D1%81%D1%82%D1%80._148-160_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B8_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2014.pdf (дата обращения: 12.11.2018).
5. Когденко В.Г., Мельник М.В. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа // Международный бухгалтерский учет. – 2014. – № 10. – С. 2–15.
6. Когденко В.Г., Мельник М.В. Современные тенденции в бизнес-анализе: исследование экосистемы компании, анализ информационной составляющей бизнес-модели, оценка возможностей роста // Региональная экономика: теория и практика. – 2018. – Т. 16. – № 1 (448). –
С. 38–57.
7. Курочкина И.П., Новожилова Ю.В. О формировании интегрированной отчетности с позиции устойчиво функционирующего бизнеса // Социальные и гуманитарные знания. – 2016. – Т. 2. – № 2 (6). – С. 90–101.
8. Казакова Н.А., Федченко Е.А., Болвачев А.И. Развитие учетных и контрольно-аналитических функций системы финансового менеджмента в государственном секторе // Финансовый менеджмент. – 2018. – № 2. – С. 96–106.
9. Национальный Регистр и Библиотека корпоративных нефинансовых отчетов РСПП. [Электронный ресурс]. URL: рспп.рф/simplepage/157 (дата обращения: 01.02.2019). 10. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов: 2015–2016 годы выпуска / Е.Н. Феоктистова, Л.В. Аленичева, Е.И. Долгих, Г.А. Копылова, М.Н. Озерянская, Н.В. Хонякова. – М.: РСПП, 2017. – 136 с. [Электронный ресурс]. URL: media.rspp.ru/document/1/7/4/743222fc4c6650093518c635d0e8ecdd.pdf (дата обращения: 12.11.2018).
11. Корпоративный нефинансовый отчет: подготовка [Электронный ресурс]. URL: gr.ru/main/products/18 (дата обращения: 12.11.2018).
12. Бизнес должен знать правила игры [Электронный ресурс]. URL: rg.ru/2017/12/21/v-rspp-obsudili-povyshenie-korporativnoj-socialnoj-otvetstvennosti.html (дата обращения: 12.11.2018).
13. Аналитический обзор GRI «Устойчивое развитие и тенденции отчетности в 2025: готовимся к будущему» [Электронный ресурс]. URL: globalreporting.org/information/Pages/Reporting-2025.aspx (дата обращения: 12.11.2018).
14. Revealing the full Picture. Your guide to ESG reporting. LSEG. 2017 [Электронный ресурс]. URL: lseg.com/sites/default/files/content/images/Green_Finance/ESG/2018/February/LSEG_ESG_report_January_2018.pdf (дата обращения: 12.11.2018).
15. Thinking Allowed. The future of corporate reporting. Meeting the information needs of corporate stakeholders. 2016 [Электронный ресурс]. URL: deloitte.com/content/dam/Deloitte/ch/Documents/audit/ch-en-audit-thinking-allowed-future-corporate-reporting.pdf (дата обращения:12.11.2018).