Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №1 год - 2016
Быстрицкий М.,
заместитель генерального директора
по аудиту розничной торговли GfK Rus
Потребление БТиЭ уменьшилось до критических значений, фиксируя в первом полугодии 2015 г. падение на 26% в натуральном и 15% в денежном выражении.
Единственным растущим показателем остается цена. Скачок цен в среднем составил 38% и создает иллюзию тренда, направленного на восстановление оборотов рынка БТиЭ в рублевом эквиваленте (с –20% в мае до –11% в июне).
Относительно низкие показатели лета 2014 г., используемые для сравнения, и создают видимость роста рынка, формируя ложные ожидания. На самом деле надежды на восстановление откладываются из-за усиливающейся девальвации рубля, что, скорее всего, продолжит стимулировать инфляцию и скажется на дальнейшем замедлении спроса.
По данным GfK, в настоящий момент динамика рынка БТиЭ в России стабилизировалась на уровне –25% к уровню 2014 г. в штучном выражении. В то же время общие продажи бытовой техники и электроники в Москве, а также онлайн-сегмент на рынке БТиЭ в регионах опережают по показателям остальной рынок: в первом случае потребитель менее подвержен влиянию роста цен, а во втором – он ищет минимальную цену на своем рынке. Одновременно с этим в индустрии розницы продолжается процесс консолидации вокруг крупнейших и наиболее стабильных игроков.
Ключевой тренд рынка БТиЭ – это увеличение цикла обновления техники.
В нынешней ситуации потребитель рассматривает состояние имеющихся у него цифровых гаджетов как «еще послужит» или «пора менять, не работает». Единственное устройство, которое потребитель регулярно обновляет (один раз в год или даже в полгода), – смартфоны. Спрос на них хоть и уменьшился по сравнению с первой половиной 2014 г. (–6% в шт.), но по-прежнему удерживает рынок телекомпродукции от резкого падения.
В результате сегмент телекоммуникаций на рынке БТиЭ в России остается единственным, показавшим позитивный рост (+1,8% в денежном выражении) на фоне двузначной отрицательной динамики в других категориях цифровой электроники (например, –21% в денежном выражении в IT и оргтехнике и –32% в фотои видеотехнике).
Рынок мобильных компьютеров уменьшился на треть по сравнению с 2014 г. из-за падения основного сегмента – 15-дюймовых ноутбуков (–40%). Единственный сегмент, который растет (более чем на четверть), – планшетные компьютеры х86. Впрочем, высокие темпы роста здесь объясняются очень низкой базой.
Продажи телевизоров упали на 30%, и даже характеристики «Смарт-ТВ» и «Сверхвысокое разрешение» не смогли повлиять на симпатии потребителя и его готовность раскошелиться. Уменьшились продажи планшетов. Интересно, что использование планшетов сейчас сводится к просмотру видео и играм.
Следующий важный тренд рынка БТиЭ – это расслоение спроса между крупными городами и остальной частью России. В Центральном регионе и городахмиллионниках выросла доля премиум-товаров. Также по-прежнему более трети средств, которые тратятся в России на мобильные и планшетные компьютеры, а также бытовую электронику, тратятся в Москве. В средних и малых городах России наибольшая доля потребительских трат приходится сейчас на базовые модели.
Более 13 000 экспертов GfK ежедневно проводят маркетинговые исследования. В России GfK исследует потребительское поведение и продажи в крупнейших секторах потребительского рынка – FMCG, автобизнесе, розничной торговле, на рынке бытовой техники и электроники, фармацевтическом рынке, в секторе телекоммуникаций, финансов, на рынке страхования и др. Более подробную информацию можно найти на сайте GfK.com/ru/ или в Твиттере GfK: twitter.com/GfK_Rus