Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2011
Чан Ань Дао,
аспирант
Кубанского государственного
технологического университета
Рыночная трансформация во Вьетнаме вызвал к жизни существенные институциональные перемены. На смену институтам административно-командной системы приходят новые институты, отвечающие рыночным потребностям. Они формируются неравномерно и противоречиво.
Рыночная институционализация экономического пространства Вьетнама не получила значимой научной разработки. Мало изучены стороны институционализации, связанные с продолжением приватизации и структурной реорганизацией народного хозяйства, развитием предпринимательства, конкурентной среды. Классическим вариантом институциональных изменений является естественная эволюция институтов. При этом устранение прежних институтов или их преобразование, так же как и формирование новых, редко проводится законодательно. Чаще институты не насаждаются сверху, а вырастают снизу, становятся неотъемлемой частью социальной среды, органическим образованием, исполняющим специфические функции.
Во Вьетнаме же изменения последних десятилетий носили принудительный характер, поэтому организационно-правовые сдвиги в экономике опережают трансформационные процессы, происходящие в массовом сознании.
В связи с этим возникают вопросы, относящиеся к определению условий институционального равновесия, его стабильности, справедливости существующих институтов в глазах участников воспроизводственного процесса, значения организаций в институциональных изменениях, проблемы трансфертов в случае формирования эффективных институтов. Кроме того, неясно, насколько институциональные изменения обеспечивают необратимость экономического развития, выражающегося в устойчивом экономическом росте.
Институты реализуют свою экономическую сущность в институциональной среде – совокупности основополагающих политических, социальных и юридических правил, которые образуют базис для производства, обмена, распределения и потребления. Институциональная среда определяет отношение к сложившимся в обществе институтам, которые определяют допустимые для данного общества пределы и социально устоявшиеся формы неравенства.
Переход к рынку означает замену государственно-планового распределения на функционально-рыночное. Формирование новых механизмов редко вписывается в стандартные схемы. При реформировании посткоммунистических экономик неоклассические схемы трансформации подходят мало [1]. В связи с этим вьетнамское руководство в ориентире реформ основным курсом институциональных преобразований выбрало ориентацию на социализацию экономического пространства, подчинение результатов хозяйственной деятельности повышению уровня жизни в стране.
Пока в СРВ создана рыночная система базового уровня – заложены основы рыночного механизма, которые не охватывают всю экономику и территорию. Преимущественно институционализация экономики настроена на создание и повышение эффективности функционирования рыночных институтов хозяйствования (государственных, частных, официальных и общественных).
Реорганизация государственной власти направлена на раскрытие потенциала и совершенствование принципов государственного управления. Этой цели служат укрепление государственных институтов, создание правовых рамок и регуляторов функционирования экономики и общества в рыночных условиях, наделение представительных органов реальной властью, повышение дееспособности исполнительных структур.
В рамках политики обновления государству, выполняющему функции прямого генератора роста, отводится роль главного координатора, создающего благоприятные условия и стимулы для развития страны, активно развивающего партнёрские отношения с членами общества [2]. В этом состоит существо перехода от директивных методов административного управления к косвенному воздействию через индикативное планирование и рыночные рычаги. О сравнительной эффективности работы государственного аппарата позволяет судить информация, представленная в табл. 1.
В представленном рейтинге, включающем 104 страны, Вьетнам по таким показателям рейтинговой конкурентоспособности, как законопослушность, уровень коррупции, расточительность государственных органов, существенно опережает соседние Китай и Таиланд. В то же время по качеству государственного управления, определяемого Всемирным банком по 209 странам, во Вьетнаме при довольно высокой политической стабильности эффективность государственного управления не поднимается выше 51% от максимально возможного уровня, а по подотчётности властей (26%) страна входит в нижнюю группу [3].
С целью конституционного оформления нового курса в 1992 г. был обновлён Основной закон страны: пересмотрены принципиальные положения, определяющие экономический строй и отчасти механизмы управления обществом, закреплено переходное его состояние [4]. Основой государственного строя в стране названо народовластие, внесены изменения в политическую организацию общества, включены правовые рычаги регулирования социальных отношений, закреплена переориентация внешней политики, более чётко сформулированы права, обязанности граждан.
Согласно Конституции государство осуществляет единое руководство народным хозяйством, используя планирование и рыночные рычаги. Проекты годовых планов, бюджета, а также основные направления развития экономики и культуры на пятилетний период утверждаются Национальным собранием, приобретая в результате силу закона.
В соответствии с генеральной схемой развития и размещения производительных сил страны применяются отраслевой и территориальные принципы управления.
В соответствии с разграничением функций партии и государства выборным органам и исполнительной власти предоставлено больше свободы и прав в осуществлении публичной политики. Несмотря на это изменение, ещё сказываются представления о преимуществах государственного устройства, которое отвечает историческим традициям, поскольку в соответствии с конфуцианской доктриной государство не является опасной силой, требующей противовесов.
В то же время прогресс вполне очевиден: руководство страны уже осуществляет правление с помощью законов, компартия Вьетнама стала отходить от прямого оперативного управления государственными делами, расширились полномочия и реальное влияние правительства, улучшилось исполнение принятых законов.
Целью реформ объявлено превращение избирательного процесса в реальный референдум народных желаний, установление контроля депутатов над действиями исполнительных органов, повышение их ответственности перед избирателями, совершенствование структуры и повышение дееспособности выборных органов власти в центре и на местах.
Заметный импульс в развитии новых внутригосударственных отношений, упрочении правовых основ государственности, формировании политической жизни во Вьетнаме дало новое положение о «демократии на местах» (май 1998 г.). Оно осуществляется под лозунгом: «Народ знает, обсуждает, осуществляет, контролирует». Тем самым уточнён прежний ключевой лозунг: «Народ – коллективный хозяин», выражавший сущность социалистической демократии. Меры по повышению гражданского участия и контроля призваны нейтрализовать бюрократические злоупотребления властей, расширить возможности учёта интересов населения. В 2003–2005 гг. указанное положение было подкреплено законами о неправительственных организациях, порядке вынесения и обжалования судебных решений.
Благодаря рыночным реформам в стране возникли предпосылки для пробуждения общественной активности. В социально-культурной среде возник нетипичный для Вьетнама рост индивидуализма, появились новые культурные ценности. Это вызвало усиление социально-политической дифференциации. Появились новые социальные слои, изменились их роль и задачи в развитии общества. Перемены в экономике повлекли за собой фундаментальные сдвиги в структуре общества и движущих мотивах поведения отдельных его групп.
При всём при этом главной регулирующей силой институциональных преобразований остаётся государство.
Оно обеспечивает формирование и поддержку безопасной, стабильной, благоприятной и равноправной среды предпринимательства, освоение инструментов эффективной макроэкономической политики и своевременную корректировку действия рыночного механизма. Главным направлением в этой работе является изменение форм собственности.
Характерной особенностью перестройки отношений собственности является то обстоятельство, что на протяжении всего исследуемого периода вклад индивидуального предпринимательства мелкотоварного типа в экономику постепенно снижался, тогда как хозяйств капиталистического и смешанного типа поднимался, хотя всё ещё уступал первому почти в 3 раза, а иностранным предприятиям – в 2 раза. Крупный иностранный капитал стал важной частью хозяйственного комплекса СРВ. Его доля в ВВП за 10 лет (1999–2009 гг.) выросла вдвое. Однако по вкладу в создание ВВП государственный сектор в 2008 г. из 7,7% прироста обеспечил 3,2%, на негосударственные формы пришлось 3,3%, в том числе 2% – на индивидуальные хозяйства и 1,2% – на сектор с иностранным капиталом [5].
Изменение структуры собственности представляет важнейшую общую черту трансформации экономики переходного типа. Во Вьетнаме этот процесс протекает с некоторыми особенностями. Во-первых, частный сектор продолжает занимать подчинённое, а не ведущее, как это присуще рыночной системе, место в структуре производства и инвестиций. Во-вторых, на рост ВВП сильное влияние оказывали и оказывают результаты работы государственных предприятий и новых государственных капиталовложений, чья эффективность остаётся относительно невысокой.
В-третьих, формирование конкурентной среды было подчинено компартии Вьетнама, которая, надо отдать ей должное, справедливо полагает, что само наличие частной собственности не ведёт автоматически к быстрому и эффективному развитию рыночных отношений.
Эти особенности означают выбор: не кратчайший путь создания класса крупных частных собственников на основе приватизации и раздачи государственной собственности, а саморазвитие частного сектора, который отличается естественным рыночным характером и представляет наиболее эффективный путь изменения отношений собственности.
В отличие от других стран с переходной экономикой во Вьетнаме государственное имущество не продавалось полностью в «одни руки» и не распределялось бесплатно среди всего населения. Здесь использовались разные формы акционирования, введение совместного управления и смешанной формы собственности. Широко была распространена льготная продажа предприятий по ценам, рассчитанным на основе балансовой стоимости имущества, использовалась бесплатная передача акций работникам предприятий. При сохранении первоначального капитала у государства производилась дополнительная эмиссия и продажа акций, дабы обеспечить приток новых средств. Вариантом этой формы являлась продажа части или всего капитала в сочетании с выпуском акций. Выбор формы зависел от конкретной ситуации. Вьетнам при перераспределении государственных активов отказался от реституций – возврата ранее национализированных предприятий прежним собственникам, не прибег к широко распространённым в России и государствах Восточной Европы залоговым аукционам.
В финансово-кредитной системе реформа сводилась к замене одноуровневой, чисто государственной структуры, типичной для централизованной плановой экономики, к трёхуровневой 1. В рамках банковской реформы произошёл переход от административного к коммерческому регулированию деятельности банковского сектора. При этом существенно изменились функции Госбанка Вьетнама, его место и роль в кредитноденежной системе. С 1990 г. он осуществляет только проведение денежно-кредитной политики и надзор за финансовой системой. В ходе этого процесса главное внимание было уделено обеспечению коммерциализации и прозрачности, переходу на международные стандарты финансовой отчётности и бухгалтерии, снижению кредитных рисков.
Одним из наиболее заметных новых сегментов стало страхование. Хотя объём операций страховых обществ незначителен (порядка 1% ВВП), они функционируют как относительно независимые кредитно-страховые организации, через которые идут средства на сооружение объектов и краткосрочные кредиты на цели развития экспорта. В то же время доля частного сектора рынок страхования растёт высокими темпами.
В стадии становления находится торговля ценными бумагами – акциями и государственными облигациями. Начали возникать финансовые компании – эмитенты ценных бумаг и инвестиционные институты – операторы фондового рынка. Всё же отмечу отставание институциональных изменений в финансовой сфере Вьетнама. Если меры, предусмотренные начатой реформой, не будут реализованы быстро и эффективно, вьетнамские банки понесут большие убытки в ходе углубления международной интеграции, что отразится на всей экономике.
В остальном Вьетнам повторяет путь, которым прошли все страны постсоциалистического развития, – концентрацию экономического богатства в руках бюрократии, в том числе за счёт смычки с крупными иностранными собственниками.
Можно выделить базовые направления реформ и идентифицировать их основные этапы (табл. 3).
Вьетнам провозгласил своей целью не отказ от социализма, а совершенствование созданной системы путём развития рынка, создания смешанной экономики при сохранении основных элементов планового механизма.
Политика институциональных реформ осуществляется в соответствии с возможностями и потребностями страны, сохраняющей мелкотоварное и натуральное хозяйство.
(1) Центральный банк Вьетнама – 6 государственных коммерческих банков – акционерные коммерческие банки, иностранные и совместные банки.
При этом основной вектор политических реформ направлен на модернизацию существующего режима. Предпринятые институциональные преобразования призваны придать органам государственной власти больше гибкости, обеспечить доверие и поддержку масс, удалить бюрократические наслоения. Преодоление системного кризиса связано с созданием условий для развития рыночной экономики, обеспечением функционирования присущих ей законов, правил и норм. Традиционно власть в стране строилась по вертикали, что затрудняет установление и развитие горизонтальных связей. Для этого нужны институты, обеспечивающие внутрирегиональное развитие приоритетными направлениями (коллективное планирование, обмен информацией и опытом, сотрудничество на общее благо).
Рыночные институты хотя и созданы, но функционируют недостаточно стабильно и отнюдь не повсеместно, имеют разную зрелость. Массовое сознание только подстраивается под новые отношения, правовые нормы рынка до конца не утвердились. В этот период действуют не только чисто рыночные, но и специфические закономерности, присущие переходному состоянию экономики и общества и отражающие сохранение механизмов плановой системы хозяйствования.
Современное развитие, связанное с научно-техническим прогрессом и информационными технологиями, существенно трансформировало общественные отношения и институты, усилило поляризацию населения.
По мере укрепления рыночных институтов социалистические элементы постепенно вытесняются капиталистическими, трансформируя не только хозяйственный механизм, его атрибуты и формы, но и всё общество. Характерно, что механизмы двух систем не смешиваются, а существуют параллельно, притом первые постепенно вытесняют вторые, обеспечивая доминирование рыночных элементов. Капитализм развивается традиционным путем, вырастая на фундаменте массового предпринимательства. Одновременно «сверху» плавно демонтируются социалистические механизмы. Они преобразуются в мощный государственно-капиталистический уклад, опирающийся на развитие предпринимательства рыночного характера в госсекторе и привлечение иностранных инвестиций.
Переход на рельсы рыночного хозяйства меняет существо самого государства, модифицируя социальную базу и политику руководства страны. Эти фундаментальные сдвиги показывают, что стратегия конвергенции двух общественных систем фактически оборачивается «сворачиванием социализма». Роль основного субъекта в отношениях с государством начала переходить в обществе от коллектива, семьи к индивидууму.
Литература
1. Стиглиц Дж. Куда ведут реформы? (К десятилетию начала переходных процессов)//Вопросы экономики. – 1999. – № 7.
2. Tonnesson S. The Layered State of Vietnam//State Capacity in East Asia: Japan, Taiwan, China, and Vietnam. Ed. by Kjeld E. and Young S. Oxford, 2009.
3. Нещадин А. Как деградируют эксперты//Профиль. – 2010. – Май.
4. Hienphap Nuocconghoaxa hoi chunghia Viet Nam 1992. Hanoi, 2008.
5. Central Institute for Economic Management, Vietnam, Hanoi: Kinhte Viet Nam 2009. Hanoi, 2009.
6. General Statistic Office of Vietnam. Statistical Yearbook (Tong cuc thong ke Viet Nam. NienGiam Thong Ke). Hanoi, 2009. – Р. 21, 64.