Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2011
Соболева Э. Ю.,
к. э. н., начальник лаборатории
проблем качества образования
Московской финансово-промышленной
академии
Консалтинг выделился в отдельную отрасль в результате общественного разделения труда. Историческое развитие консалтинга состояло в постепенном превращении взаимного консультирования (естественного взаимодействия людей по обмену опытом, присущего любой социально-организованной системе) в специальную профессию.
Консалтинг развивался из простейших форм процессного, экспертного, обучающего и внедренческого консультирования. В качестве особой профессии он появился в 1881 г., когда в США была создана первая специализированная консультационная фирма Arthur D’Little.
Тенденция ускоренной специализации предпринимательской деятельности привела к тому, что не все субъекты бизнеса смогли внимательно следить за изменениями рынка, новациями в поведении конкурентов, клиентов и партнёров, в инвестиционной среде бизнеса, за нормативно-правовыми новеллами [1].
В России превращение консалтинга в сферу профессиональной предпринимательской деятельности началось поздно. В СССР первые элементы консультационной деятельности появились в 1950-е. Это были научно-исследовательские, проектно-конструкторские и технологические службы, существовавшие при предприятиях и осуществлявшие их консультирование. Внешних компаний, чьей основной деятельностью было бы предоставление консалтинговых услуг, тогда не существовало.
В условиях административно-командной экономики, когда решение о создании каждого предприятия принималось исключительно государством и правящей партией КПСС, существование конкурентных отношений на внутреннем рынке и, тем более, выделение консалтинга в отдельную отрасль было невозможно.
Но в советское время существовали отдельные элементы профессионального консалтинга, объединявшие специалистов в области юридического консультирования (юрисконсульты, адвокаты), отчасти образовательного (репетиторство) и кадрового консультирования. Их деятельность нередко велась в сегменте теневой экономики.
При этом полностью отсутствовали институты легального управленческого, финансового, налогового, бухгалтерского, торгового, производственного консультирования, а также внятные правила добросовестной конкуренции в сфере профессионального консалтинга.
Развитие российского рынка консалтинговых услуг в постсоветской России включало формирование специализированных российских предпринимательских структур и интеграцию в российский бизнес зарубежных предпринимательских структур. Под влиянием конкуренции все сферы российского консалтингового предпринимательства непрерывно развиваются, консалтинговые компании расширяют ассортимент предлагаемых консультационных услуг. Страховые компании, банки, кадровые агентства начинают развивать специализированные консалтинговые направления. Специализированные консалтинговые направления начинают развиваться и вне консалтинговых компаний.
Например, сейчас активно развивается образовательный консалтинг.
По моему мнению, понятие «консалтинг» отлично определяет [2]: «Консалтинг – это специфический вид совместной интеллектуальной деятельности консультанта и консультируемого, в процессе которой происходит оказание услуги по оптимизации способов реализации интересов консультируемого в сферах целеполагания, деятельности по достижению целей, а также мониторинга качества и эффективности этой деятельности.
Консультационные услуги имеют товарную форму и составляют особый сектор рынка товаров и услуг». Образовательный консалтинг представляет собой процесс взаимодействия вуза, ссуза или любого другого образовательного учреждения с независимой организацией в области оценки качества и гарантий качества образования для выявления проблем и мониторинга качества деятельности и оказываемых образовательных услуг.
Частью процедуры образовательного консалтинга является образовательный аудит образовательного учреждения (ОУ) или учебной программы данного ОУ. Данный тип аудита в России включает проверку деятельности учебного заведения и оказываемых им услуг на соответствие стандартам качества и гарантий качества, разработанным в Европе, образовательным стандартам, разработанным работодателями в РФ, и Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
В чём отличие образовательных консалтинга и аудита от управленческого и финансового? В первом случае проверяется соответствие реального положения дел заявлениям вуза и ожиданиям всех заинтересованных сторон (государства, академической общественности, студентов, работодателей) и, конечно, соответствие стандартам и требованиям заинтересованных сторон (государства, работодателей). Во втором случае проверяется, насколько деятельность соответствует закону и насколько чисто она ведётся. Во втором случае главная заинтересованная сторона – топ-менеджмент и владельцы предприятия.
В США и странах Западной и Восточной Европы вузам предлагается именно образовательный аудит. Аудит – то основание, по которому вуз либо получает аккредитацию, т. е. подтверждение, что его деятельность ведётся в соответствии с принятыми нормами и требованиями всех заинтересованных сторон рынка образования, либо не получает такого подтверждения.
Классический смысл аккредитации как процесса или действия заключается в выражении доверия к организации и её продукции, к результатам её деятельности. Аккредитация обычно определяется как первичное установление или повторное подтверждение статуса, законности и пригодности к заявленным целям учебного заведения, его программ и учебных модулей [3].
Мне представляется возможным понимание доверия к образованию как к неограниченному ресурсу, за который между вузами нет соперничества, но есть общественный спрос. Если представить аккредитацию как услугу по обеспечению общественного принятия и доверия к образовательным услугам, можно говорить о рынке подобного рода услуг. Клиентами такого рынка являются вузы и потребители образовательных услуг, а оказывают такие услуги специальные общественные организации профессиональной образовательной аккредитации. И если клиенты не конкурируют друг с другом за соответствующий ресурс, то агентства могут конкурировать друг с другом за ограниченный платёжеспособный спрос клиентов.
За рубежом понятие аккредитации формировалось десятилетиями. Это понятие отражало реальное положение на рынке образовательных услуг. Учебные заведения были заинтересованы в том, чтобы сопоставлять качество образования между собой, с тем чтобы абитуриенты были изначально правильно сориентированы в выборе образовательной программы. Аккредитация возникла на зарубежных рынках образовательных услуг в результате того, что университеты признавали обучение друг друга. Например, студенты университета Х могли при желании переводиться в университет У, так как образовательные программы университетов Х и У признавались равнозначными по качеству. Само понятие аккредитации формировалось из слова «доверие». Университет доверяет другому университету. Университет признает достижения другого университета как равнозначные тому, что делает сам. Когда два университета договорились о доверии, они вырабатывают свою систему отношений. Появись на рынке университет Z, и X c У заговорят, что университет Z должен предоставить гарантии того, что его уровень обучения соответствует уровню обучения в университетах Х и У.
Университеты стремились к тому, чтобы доверие к ним было выражено в публичных процедурах, понятных всем заинтересованным сторонам рынка образования. Так формировались независимые организации, которые проводили экспертизы университетов.
Сами экспертизы базировались на понятии качества образования. В университеты Х, У и Z приглашались эксперты из аккредитационного агентства, и они давали им оценку. Эти оценки сравнивались между собой и признавались, что данные университеты могут вызывать доверие или нет. Если нет, то аккредитацию они не получают. Если да, то в какой степени, и в зависимости от этого они могут получить полную аккредитацию, частичную аккредитацию. Аккредитация возникла как инструмент упорядочивания рынка образовательных услуг.
В настоящее время в Западной Европе существует самое малое по 2–3 национальных агентства, которые занимаются независимой оценкой качества образования. Данные агентства объединяются в сети. На европейском уровне это Европейская сеть гарантий качества образования (ENQA); на мировом уровне – Международная сеть агентств по гарантиям качества (INQAAHE). Существуют Азиатско-Тихоокеанская сеть агентств по гарантиям качества (APQN), сеть агентств по гарантиям качества Центральной и Восточной Европы (CEENQA).
В Российской Федерации понятие государственной аккредитации появилось в тексте закона «Об образовании» 1992 г. До того времени аккредитация не имела процессуального выражения, так как все вузы были государственными и получали государственное финансирование вне зависимости от качества предоставляемых ими образовательных услуг. Хотя и тогда существовали негласные рейтинги и преференции, были вузы престижные и непрестижные, что сказывалось на отношении к ним абитуриентов.
За рубежом аккредитация в сфере высшего образования проводится специализированными организациями, которые должны обладать рядом признаков (независимость, добропорядочность). За рубежом государство признаётся одной из заинтересованных сторон рынка образовательных услуг наряду с вузами, абитуриентами и работодателями.
За рубежом нет практики, когда аккредитация проводится одной из заинтересованных сторон рынка и признается универсальной. Интересы у заинтересованных сторон различны, неизбежно возникает конфликт интересов. Таким образом, нельзя принимать универсальными оценки, которые даёт любая из заинтересованных сторон.
В России же сферу образования и по сей день регулирует государство. Государственные вузы составляют основной сегмент рынка образовательных услуг. Вижу несколько причин, послуживших введению государственной аккредитации: поскольку государство является, с одной стороны, плательщиком, а с другой стороны – гарантом качества образования, то оно взяло на себя функции аккредитации. Появление негосударственных вузов не изменило подходов государства к аккредитации. Если оно проводит аккредитацию государственных вузов, то должно проводить и аккредитацию негосударственных вузов.
За процедурой государственной аккредитации стояло важное обстоятельство. Вузы, получившие аккредитацию, приобретали право на выдачу диплома государственного образца. Именно он считается «настоящим». Поскольку в России на рынке образовательных услуг много недобросовестных игроков, продаются поддельные дипломы, возможность выдачи диплома государственного образца отчасти гарантировала подлинность образования и диплома.
Третья причина заключалась в том, что в начале 1990-х годов была принята система государственной стандартизации образования. Были разработаны и приняты государственные образовательные стандарты (ГОС). За рубежом стандарты есть, но они не являются государственными. В России именно государственные стандарты были признаны единственно правильными стандартами образования.
В настоящее время понятие государственной аккредитации трансформировалось.
МГУ, МГИМО, некоторые федеральные вузы, национальные исследовательские университеты получили возможность не работать по государственным стандартам. Де-юре их стандарты должны быть не ниже государственных, но де-факто они создают свои стандарты. Но 20 лет назад существовало понимание, что стандарты должны быть исключительно государственные.
Государственная аккредитация, таким образом, стала связующим звеном между государственными стандартами и государственным дипломом.
Государственная аккредитация подтверждала, что обучение соответствует государственным стандартам, и поэтому учебные заведения получали возможность выдавать дипломы государственного образца.
Постепенно понятие аккредитации стало меняться. Сегодня в законе «Об образовании» записано, что аккредитация состоит из двух частей. Первая – это определение качества содержания подготовки выпускников, вторая – определение учебного заведения по его виду. Существуют три вида вузов: институт, академия и университет.
Между двумя частями аккредитации нет ничего общего. Вид вуза не гарантирует качества, а уровень качества не гарантирует отнесение вуза к тому или иному виду. Сегодня процедуры государственной аккредитации себя исчерпали, так как если необходимо оценить качество образования, то его должны оценивать независимые организации. Если необходимо определять вид вуза, то это как раз может быть смыслом государственной аккредитации. Но тогда нужно определить набор критериев проверки.
В законе 1992 г. одна из статей (ст. 33.2, п. 41) [4] содержала возможность прохождения негосударственной аккредитации. Но, кроме этого упоминания, в Законе не было ничего о негосударственной аккредитации.
Сегодня общественная аккредитация обсуждается сообществами работодателей.
Ими разрабатываются подходы, в рамках которых можно было бы двигаться в направлении негосударственной аккредитации, однако очевидно, что данная аккредитация должна базироваться на результатах экспертиз, которые проводятся в рамках независимой оценки качества образования. Независимая оценка качества образования – это оценка, производимая независимой организацией (аккредитационным агентством) с привлечением экспертов от всех заинтересованных сторон рынка образования.
Общественно-профессиональная оценка качества образования – это оценка качества образования, проводимая работодателями или другими заинтересованными сторонами рынка, но не государством.
В 2003 г. министр образования РФ подписал Болонскую декларацию, обязав Россию действовать в русле правил, в ней прописанных. Одним из требований Болонской декларации является организация на территории стран-подписантов независимого контроля качества образования на основе европейских стандартов и рекомендаций, разработанных ENQA.
При развитии сферы образования формировались предпосылки к созданию процедур независимой оценки качества образования, к развитию образовательного консалтинга.
Таковы отсутствие взаимосвязи между определением вида учебного заведения и оценкой качества содержания подготовки выпускников и вхождение России в Болонский процесс.
Предметами образовательного консалтинга являются содержание, технологии обучения, организация управления образовательным процессом, научная деятельность системы управления персоналом, эффективность филиалов вузов. Образовательный аудит даёт оценку качества деятельности всей образовательной организации или образовательной программы.
Образовательный консалтинг и аудит должны проводиться независимыми организациями (агентствами) по гарантиям качества образования. В 2005 г. такое агентство было создано и в России – это Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК).
Задача таких организаций – найти компромисс в интересах заинтересованных сторон, создать процедуры и критерии показателей, которые могут отражать заинтересованность работодателей и государства, начиная от содержания образовательных программ, дидактических единиц, завершая вопросами менеджмента, эффективности технологий управления и экономической устойчивости вуза (что традиционно называется условиями реализации образовательных программ). На рынке образовательных услуг есть предпосылки для возникновения новой профессии «образовательный аудитор и консультант».
Литература
1. Рубина Э. Ю. Консалтинг как вид предпринимательского бизнеса / Система бизнеса. Учёные записки Московской финансово-промышленной академии. Вып. 1. М.: – Маркет ДС, 2005.
2. Рубина Э. Ю. Конкурентное поведение субъектов консалтинга: монография. – М.: Маркет ДС, 2009.
3. Рубин Ю. Б. Современное образование: качество, стандарты, инструменты. – М.: Маркет ДС. 2009.
4. Материалы сайта consultant.ru/popular/edu/43_3.html#p1164
5. Соболева Э. Ю. Отечественный рынок консалтинговых услуг: упорядочение конкурентных отношений // Человек и труд. – 2009. – № 9.
6. Amourgis S., Costes N., Froestad W., Frykholm C., Harris N., Hopbach A., Lillis D.,Ryan T., Wahlen S. Programm-oriented and institutional-oriented approaches to quality assurance: new developments and mixed approaches, ENQA. Helsinki, 2009.
7. Report on progress in quality assurance in higher education. Режим доступа ec.europa.eu/education/higher-education/doc/report09_en.pdf