Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2017
Хохлова Т.П.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
Краснодарского филиала ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова»
Назаретян П.В.,
старший преподаватель кафедры экономики предприятия
Краснодарского филиала ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова»
Статья посвящена деятельности выдающегося теоретика и практика, идеолога научной организации труда и управления производством А.К. Гастева, 135-летие которого отмечается в октябре 2017 г. Гастев по праву считается пионером советской науки управления производством. Он исследователь-новатор, основоположник «совершенно новой науки» – социальной инженерии.
В статье раскрываются научно-теоретическое и практическое значение исследований учёного, его вклад в развитие современного менеджмента. Излагаются основные достижения Гастева, получившие мировое признание: концепция «трудовых установок», «узкой базы», психотехника, инструктирование (консалтинг), тренировка как методика обучения, проектирование организации труда.
Отражается деятельность возглавляемого Гастевым Центрального института труда как ведущего научно-исследовательского, рационализаторского и учебно-методического центра, внедрявшего передовые уникальные методики подготовки квалифицированных кадров.
Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни.
Нужно же научиться так работать, чтобы работа была легка
и чтобы она была постоянной жизненной школой.
А.К. Гастев
8 октября исполняется 135 лет со дня рождения Алексея Капитоновича Гастева – выдающегося теоретика и практика, идеолога научной организации труда и управления производством(1). Крупный общественный деятель-новатор, основоположник социальной инженерии, А.К. Гастев был очевидным лидером отечественной науки управления и НОТ в 1920-е годы, внесшим огромный вклад в развитие менеджмента. Он по праву считается одним из наиболее крупных специалистов по управлению производством, главная заслуга которого состоит в создании и развитии идей научной организации труда (НОТ) и учреждении Центрального института труда (ЦИТ). Ему принадлежит свыше 200 монографий, брошюр, статей. Наиболее значимые из них: «Индустриальный мир» (1919), «Наши задачи» (1921), «Реконструкция производства», «Как надо работать» (1922), «Профессиональные союзы и организация труда» (1924), «Трудовые установки» (1924), «Установки производства методом ЦИТ» (1927), «Нормирование и организация труда» (1929)(2). Они посвящены принципам научной организации труда. Распространённую в тот период психологию ремесленничества он считал вредной для государства и общества и потому стремился создать новую индустриальную науку, которая смогла бы преодолеть основные недостатки прежних подходов в управлении.
Алексей Гастев неоднократно выступал с изложениями своих идей за границей, достаточно быстро получив там признание. За бесспорные научные и практические достижения не только единомышленники, но и оппоненты называли его «русским Тейлором». Примечательно, что Гастев находился в регулярной переписке с наиболее известным последователем тейлоризма – Г. Фордом, также его заслуги были оценены авторитетными зарубежными специалистами (Ф. Гилбретом и другими).
В течение жизни Гастев был рабочим на предприятиях России (Москва, Петербург, Горький, Харьков, Николаев), Франции, Швейцарии. Он считал, что для полноты и точности научных исследований ему необходимо непосредственно знакомиться со всем многообразием различных типов организации производственного процесса. Важность исследований А.К. Гастева раскрывается при понимании исторических условий, сложившихся в России после Октябрьской революции 1917 г. Осознавая серьёзные трудности в управлении экономикой, глава государства В.И. Ленин писал: «Мы наэкспроприировали больше, чем сумели учесть, контролировать, управлять» [1].
Несостоятельность политики «военного коммунизма», опирающейся на командно-административные методы и силовое принуждение, обусловила постановку задачи «учиться управлять», что, в свою очередь, вызвало острую полемику вокруг тейлоризма.
(1) А.К. Гастев с 1901 по 1918 г. был профессиональным революционером, являлся одним из старейших членов РСДРП. До 1920 г. также профессионально занимался литературой. – Ред.
(2) Более подробная библиография научных и литературных трудов А.К. Гастева доступна на: ru.wikipedia.org/wiki/Гастев,_Алексей_Капитонович#. – Ред.
Несмотря на идеологическую конфронтацию, тейлоризм был признан основой прогрессивной системы управления, символом научно-технического прогресса. На I Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства (январь 1921 г.) было заявлено о необходимости подготовки «красных директоров» и введении в программы учебных заведений дисциплин «научная организация труда» (НОТ) и «управление производством». Переход к новой экономической политике (НЭП) означал внедрение в систему социалистического хозяйства отдельных элементов рыночной экономики, что послужило импульсом для научных исследований и практического поиска передовых приёмов управления.
В 1920 г. А.К. Гастев стал создателем и руководителем Института труда при Всесоюзном центральном совете профессиональных союзов (ВЦСПС), ставшего в 1921 г. Центральным институтом труда (ЦИТ) ВЦСПС. Согласно декрету Совета Труда и Обороны ЦИТ признан «учреждением по разработке, демонстрации и пропаганде принципов научной организации труда и подготовке рабочей силы». Вопреки ожесточённой критике оппонентов Гастева Ленин после личной беседы с ним поставил перед Наркомфином задачу «помочь товарищу Гастеву, ... ему надо на 0,5 миллионов золотом прикупить.
Подумайте, узнайте точнее и постарайтесь исхлопотать ему известную сумму. Такое учреждение мы всё ж таки, и при трудном положении, поддержать должны» [1].
Возглавляемый А.К. Гастевым институт стал самым крупным и продуктивным научным, рационализаторским и учебно-методическим центром страны в области организации и управления производством. ЦИТ координировал работу нескольких лабораторий по промышленной психотехнике и психофизиологии труда, а также местных институтов труда, которых в 1920-е годы насчитывалось свыше десятка.
ЦИТ явился первым учреждением, разрабатывавшим прикладные проблемы организации управленческих процессов, методики рационального обучения и подготовки квалифицированных рабочих на экспериментальной основе. Для проведения исследований использовались лаборатории и «трудовая клиника», опытные станции («оргастанции»), учебно-установочные цехи на предприятиях, АО «Установка», имевшее экспериментальные заводы для подготовки учебного, опытного оборудования. Деятельность ЦИТ реализовывалась в трёх ключевых сферах – исследовательской, педагогической и консультационной, что не имело аналогов даже в Европе.
Главное научно-практическое достижение Гастева заключается в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки – социальной инженерии («социального инженеризма»), самобытной «технобиосоциальной» концепции для решения актуальных задач организации труда и управления производством. Эту науку А. Гастев мыслил синтетической. Хотя ему не удалось полно отработать системные связи отдельных элементов, сам факт постановки вопроса о комплексной, «совершенно новой науке» имеет, по нашему мнению, историческое значение для развития менеджмента.
Гастевым была сформулирована и обоснована концепция «трудовых установок». Он являлся последователем тейлоровского направления, но в отличие от последнего видел основную цель НОТ в максимальном росте производительности труда при «сохранении здоровья человека» [2]. В современной терминологии, А.К. Гастев ставил во главу управления производительностью труда управление человеческим капиталом.
По мнению Гастева, кроме рационализации производственных операций и входящих в их состав трудовых движений для уменьшения затрат времени на выполнение каждой операции, как считали представители школы научного управления, в условиях социалистического производства труд рабочего должен быть творческим, а сам рабочий должен быть активным рационализатором производства. У рабочего, считал Гастев, должна быть выработана органическая потребность в постоянном совершенствовании своего труда, а также в постоянном улучшении оборудования, инструментов, приспособлений. «Создание методики, прививка определённой организационно-трудовой бациллы каждому рабочему, каждому участнику производства» и есть, по Гастеву, трудовые установки. При этом учёный стремился «революционизировать всё, что стоит и вне завода». Поэтому он считал необходимым распространить трудовые установки не только на производственный процесс, но и на быт и общую культуру людей, называя их в данном случае культурными установками.
В своих изысканиях Гастев требовал творческого подхода к самым обыденным вещам (молотку, клещам, карандашу); нацеленности на постоянное, каждодневное конструирование, изобретательство. По мнению Гастева, для заражения рабочей массы «неустанным бесом изобретательства» необходимо разработать и внедрить эффективную систему методов привлечения работников к управлению.
А.К. Гастеву принадлежит популярная в 1920-е годы идея «узкой базы», смысл которой в том, что «узким местом», с «расшивки» которого надо начинать совершенствование управления, является организация труда отдельного человека, от директора до рядового рабочего. Для решения поставленной задачи Гастевым были разработаны принципы: инструктирование, организационная постановка работы, непрерывное вовлечение всей рабочей массы в производственную инициативу.
Основные идеи и взгляды Гастева по трудовому воспитанию изложены в одном из первых программных документов ЦИТ – знаменитой «Памятке-правилах», содержащей наставления «Как надо работать» (рис. 1). Озвученные Гастевым в феврале 1921 г. на I Конференции по научной организации труда и напечатанные сначала в газетах «Известия», «Труд», они были перепечатаны во всех рабочих газетах и журналах по научной организации труда, издавались в виде плакатов, листовок.
Столь же простые и необходимые правила содержал широко распространённый в те годы «Листок НОТ № 1» (рис. 2) [4]. Эти назидания были крайне необходимы для организации труда и воспитания трудовой культуры рабочих и вчерашних крестьян, которые, придя к власти, не освободились от патриархального уклада и образа жизни.
Некоторые рекомендации не утратили практического значения до сих пор.
Отличительной особенностью разработок Гастева, на наш взгляд, является динамизм, перспективность постановки и решения задач, нацеленность на органическую реконструкцию всей производственной системы, и прежде всего на главную производительную силу – трудящегося. Как считал Гастев, необходимо таким «образом перестроить производство, чтобы в самой его организационной технике постоянно слышался призыв к непрерывному совершенствованию, к непрерывному разбирательству, к непрерывному улучшению как производства в целом, так и того ограниченного поля, на котором работает каждый отдельный руководитель» [3]. Решение столь грандиозной задачи Гастев связывал с развитием социалистической науки о труде и управлении производством, призванной выявить и сформулировать специфические принципы, а также разработать методы организации труда, имманентные новому типу экономического базиса и позволяющие коренным образом реорганизовать сам труд, с тем чтобы превратить его «из тяжёлого ярма для рабочего» в «положительный творческий процесс».
Другой характерной чертой разработок исследователя была их конкретноприкладная направленность. В частности, управление производством делилось им на два вида – управление вещами и управление людьми. Гастев находил в этих видах много общего: «рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка» [2]. Соответственно, труд любого работника может быть легко разложен на ряд операций (функций), которым можно обучить и которыми можно управлять. Эти функции составляют непрерывный ряд и одинаковы, по мнению Гастева, и для рабочего, и для директора: «расчёт – установка – обработка – контроль – учёт – анализ – систематика …». Тем самым Гастев противопоставил эмпиризму в обучении научный подход и показал общность производственного и управленческого процессов, предвосхитив ряд кибернетических и праксиологических идей тождественности различных видов деятельности.
Разработки Гастева отличают новаторство, смелость решений, оригинальный подход, свежесть идей, масштабное, системное видение. В частности, проблему организации труда и управления производством он представлял многоаспектно, выделял несколько важнейших компонентов (технический, психофизиологический, педагогический, экономический), предвосхитив комплексный подход к менеджменту.
Под руководством А.К. Гастева в ЦИТ было создано специальное подразделение по подготовке инструкторов, направлявшихся на предприятия для наблюдения за выполнением трудовых установок. Они должны были выступать инициаторами разработки более совершенных установок, прививать навыки постоянного улучшения работы.
Инструкторы ЦИТ действовали во всех ведущих отраслях народного хозяйства – в машиностроении, металлургии, строительстве, лёгкой и лесной промышленности, на железных дорогах и автотранспорте, в сельском хозяйстве и даже военно-морском флоте. ЦИТ также проводил «трудовые чемпионаты» – прообраз конкурсов профессионального мастерства.
Разработанная коллективом института методика обучения на базе производственных подразделений открывала широкие перспективы реформирования устаревшей системы профтехобразования и всего народного просвещения. На крупных предприятиях страны (в частности, заводах «Искромет», «Электросила») создавались опытные станции и оргастанции ЦИТ.
Образованное в 1924 г. по инициативе А.К. Гастева АО «Установка» выступило посредником между институтом и предприятиями при подготовке рабочей силы и внедрении методов НОТ: оно готовило на хозрасчётной основе кадры для промышленности. Важно, что подготовка рабочих по методу ЦИТ занимала 3–6 месяцев, тогда как в школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для этого требовалось 3–4 года.
Всего к концу 1920-х годов на 400 учебных базах института, входивших в АО «Установка», было подготовлено свыше 500 тыс. квалифицированных рабочих по 200 профессиям, тысячи консультантов по управлению и НОТ, что имело существенное значение для подъёма экономики. Услуги «Установки» были настолько востребованы, что ЦИТ уже через полгода отказался от бюджетного финансирования. Данная структура по характеру деятельности сопоставима с крупной современной консалтинговой фирмой и одновременно большим центром повышения квалификации и обучения.
Опыт её работы и сегодня представляет огромный интерес.
Данный пример доказательно свидетельствует о прогрессивном предпринимательском мышлении вдохновителя АО «Установка» А.К. Гастева, который предвосхитил рыночные модели управленческого консалтинга и рыночной модели образования.
Знаменателен начавшийся процесс взаимного обогащения мировых организационно-управленческих достижений: ЦИТ призвал перенимать передовой опыт Тейлора, Форда, Гилбрета и других деятелей менеджмента, а вскоре многие зарубежные специалисты сами стали использовать «цитовские» методики.
Впервые в мировой практике ЦИТ под руководством А.К. Гастева начал разработку методов проектирования организации труда при проектировании предприятий.
Как писал учёный, даже опытные «производственники-инженеры … вначале не только изумлялись какому-то такому проектированию рабочего состава, но и подкрепляли своё изумление компетентной ссылкой на то, что ничего подобного нет ни в Германии, ни в Америке … Постановка самой проблемы – проектирования – инициатива самого ЦИТа» [3].
Проектировочные работы ЦИТа осуществлялись в следующих направлениях:
- проектирование характерных «рабочих типов» на предприятиях (иначе – типизация разновидностей работников). Например: выделение работников, осуществляющих работу по изготовлению изделия целиком (универсальные работы); специализация работников на выполнении отдельных операций; выделение работников на вспомогательные и обслуживающие работы;
- проектирование производственных характеристик рабочего состава;
- проектирование организации труда (функциональной расстановки работников) на каждом рабочем месте, в пролёте, цехе;
- проектирование необходимого количества работников на основе расчётов по обслуживанию оборудования и технологических процессов;
- проектирование установочных (опытных, экспериментальных) цехов предприятия, где будут вести подготовку работников, а также проводить опытные работы по оснащению рабочих мест и механизмов различными приспособлениями, оснасткой.
На основе всех указанных видов проектирования ЦИТ добивался получения новых, более высоких форм организации труда на производстве. Объектами проектирования стали десятки крупнейших предприятий страны, в том числе такие гиганты машиностроения, как Ростовский завод сельскохозяйственных машин, Харьковский и Сталинградский тракторные заводы, Уральский машиностроительный завод.
Развитие теории и практики управления в разработках ЦИТ способствовало колоссальному подъёму народного хозяйства, обеспечившему устойчивый рост экономики в ходе индустриализации СССР в 1926–1928 гг., в годы пятилеток 1929–1941 гг. 1929 г. отмечен как год «великого перелома», перехода экономики на централизованное (директивное) пятилетнее планирование. Первый пятилетний план 1929–1933 гг. был выполнен за 4 года и 3 месяца.
Национальный доход, по официальным данным, вырос более чем в 2 раза, на столько же увеличилось производство промышленной продукции, производительность труда в промышленности возросла на 41%, капитальные вложения составили 8,8 млрд руб. [4].
Развитие науки управления в России в 1920-е годы приобрело широкое общественно-политическое звучание. Это интересный и плодотворный этап, когда отечественная наука
управления сформировала теоретические концепции и практические методы, сопоставимые с лучшими зарубежными образцами. Короткий срок в 10–15 лет дал подлинные образцы эффективного менеджмента, которые в последующие 50 лет не были развиты, а фактически полностью утрачены.
По мнению Гастева, промышленное возрождение России было неотделимо от культурного переворота. НОТ у Гастева – это ещё и культура рабочего места. Культура движений органически переходит в культуру поведения, личная культура – в коллективную. Взаимоотношения людей на производстве, согласно гастевской концепции, требуют определённой «культурной условности», то есть социальных установок, составляющих «искусство коллективной работы».
Концепция трудового воспитания и культурных установок предполагала преодоление «стихийной распущенности» человека, которое (по Гастеву) начиналось с физической и бытовой культуры: рационального режима дня, правильного питания, отдыха и движения, затем закреплялось в социально-психологической культуре поведения, искусстве владения собой и своими эмоциями, взаимоотношениях, а результировалось в подъёме общей культуры производства [5].
Именно Гастевым было введено понятие организационной культуры, столь активно используемое сегодня. Причем культура, в его понимании, это не «начитанность», а сноровка, которая воспитывается не агитацией, а тренажём (на языке современного менеджмента – тренингом) [6]. Гастев был убеждён, что не только руководители или рядовые работники, но и любой гражданин должен пройти школу НОТ. Такой подход к воспитанию трудовой культуры (а оно, по Гастеву, должно начинаться не в 14 лет, а в 2 года!) созвучен прогрессивным концепциям образования.
Можно предположить, что в ходе наблюдения за подлинными результатами социальных преобразований России большевиками по мере развития опытно-практических изысканий мировоззренческие установки самого Гастева изменились. Его восприятие социально-экономической ситуации в стране освободилось от клише «ленинских» партийных установок, следования идеологии классовой борьбы. В результате Гастев, с юного возраста активный участник политических выступлений, член РСДРП с 1901 по 1907 г.(1), профессиональный революционер, неоднократно бывавший в тюрьмах, ссылках, эмиграции, пролеткультовский идеолог, оставил пролетарскую агитацию, пролетарскую поэзию и посвятил себя созидательному научному труду. (Его вступление в правящую и единственную тогда в СССР партию ВКП(б) в 1931 г., накануне новой волны массовых репрессий, очевидно, было попыткой спасти жену и троих сыновей, но не помогло самому Гастеву избежать трагической участи. Советское государство поглотило его и его труды. Работы А.К. Гастева в СССР были преданы полувековому
забвению.)
А.К. Гастев и его коллеги по ЦИТ сделали огромный шаг вперёд по сравнению с Ф. Тейлором, Г. Фордом и технократическим управлением. Они применили принципиально иной подход к оценке самого рабочего, считая, что он является не только объектом изучения, но и творящим субъектом, мироощущение которого во многом предопределяет возможности повышения производительности его труда. В отличие от тейлоровской школы и других систем, не уделявших должного внимания психофизиологическим проблемам труда, цитовцы, изучая геометрию и энергетику трудовых движений, для того чтобы обеспечить наивысшую эффективность и исключить все лишние движения, не упускали из поля зрения самого человека, его здоровье и условия труда [7]. Важнейший аспект всей НОТ, считали они, заключается в том, чтобы основательно изучать как саму «живую машину» (организм человека), так и все условия, влияющие на её функционирование.
Безусловный организаторский и исследовательский талант А.К. Гастева способствовал превращению ЦИТ в мощный научно-производственный и учебно-методический центр, издававший собственные труды, результаты разработок, методические материалы, журналы «Организация труда» (1921–1933) и «Установка рабочей силы» (1926–1931).
(1) А.К. Гастев в 1907 г. был избран делегатом IV (Стокгольмского, «объединительного») съезда партии, но в 1908 г. официально оформил выход из организации, фактически расколотой на «большевиков» РСДРП(б) и «меньшевиков» РСДРП. Раскол партии был организован сторонниками Ленина и Сталина. – Ред.
Достижения учёных-цитовцев получили международное признание и поддержку.
Доклад А.К. Гастева во главе советской делегации на I Международном конгрессе по НОТ в Праге летом 1924 г. был выслушан с особым вниманием, поскольку подобного опыта обучения и тренировки инструкторов на базе нового понимания организации труда не было. Один из «отцов современного трудоведения» в США Ф. Гилбрет признал, что «русские глубже нас входят в НОТ». Впоследствии появились статьи и очерки в профессиональных изданиях, в том числе в немецком журнале «Организация труда в промышленном хозяйстве», в Бюллетене Тейлоровского общества, в промышленном журнале США «Менеджмент инжиниринг» [8]. В 1935 г. Гастев возглавил советскую делегацию на Международном конгрессе по стандартизации в Стокгольме.
Помимо цитовской деятельности, Гастев вёл плодотворную работу и в других направлениях: с 1932 по 1936 г. был председателем Всесоюзного комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны, а также главным редактором журнала «Вестник стандартизации» (ныне – «Стандарты и качество»).
Заслуги А.К. Гастева были высоко оценены правительством СССР: в 1926 г. в связи с пятилетием ЦИТа он был награждён орденом «Трудовое Красное Знамя» РСФСР «за исключительную энергию и преданность делу»(1).
Под руководством Гастева на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства. Разработки возглавляемого Гастевым института получили мировое признание, они изучаются в США, Англии, Франции и других странах. Однако не все идеи и разработки Гастева получали поддержку. Обвинения в «гипериндустриализме» и «технократизме» отчасти были справедливы [9]. Преобладание алгоритмизации и программирования обучения, пролеткультовское увлечение «машинной эстетикой», недооценка творческих компонентов и социальных последствий «машинизации» воспитания личности давали основания для критики (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Е. Гайсинович, В.Н. Шульгин), что, на наш взгляд, нисколько не умаляет научно-практической ценности и значимости достижений учёного.
А.К. Гастев был яркой, разносторонне одарённой личностью, проявившей себя и в литературном творчестве, которое высоко ценили В.В. Маяковский и А.В. Луначарский. Алексеем Капитоновичем опубликован ряд рассказов и несколько сборников поэзии версэ «пролетарского» направления, заявивших об эпохе «торжествующего машинизма». Литературный стиль Гастева ярко выражал язык эпохи: он был метафоричен,экспрессивен, насыщен такими понятиями-образами, как «культурное ратничество», «принцип подвижной портативности», «азбука культуртрегерства».
(1) К времени награждения А.К. Гастева по статусу и редкости вручения орден фактически соответствовал появившемуся много позже званию Героя Социалистического труда. – Ред.
Его стихи энергично воспевали новую эпоху и новую идеологию, провозглашали наступление на Земле эры новых «скоростных» людей, воспитанных на идеях рационализации повседневной жизни(1). Характерна пропаганда новых форм организации труда, для которой поэт использовал поэтические формы. Таково стихотворение «Ордер № 2»: «Хронометр, на дежурство. // K станкам. // Встать. // Пауза. // Заряд внимания. // Подача. // Включить. // Самоход. // Стоп. // Полминуты выдержки. // Переключить. // Операция Б. // Приём два, приём четыре. // Семь. // Серия двадцать, в работу.»
А.К. Гастев руководил ЦИТ до его разгрома в конце 1930-х годов, когда были репрессированы более половины сотрудников и научная работа института фактически прекращена. Как и многих учёных той эпохи, Гастева постигла трагическая участь: 7 сентября 1938 г. он был арестован, а 14 апреля 1939 г. приговорён к расстрелу Военной коллегией Верховного суда (ВКВС) СССР по стандартному ложному обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. Алексей Капитонович был расстрелян 15 апреля 1939 г. Похоронен учёный в траншеях вместе с десятками тысяч жертв сталинского террора на московском «Спецобъекте “Коммунарка”». Реабилитирован ВКВС СССР в 1956 г.
Достижения А.К. Гастева как пионера российской науки управления производством (по выражению акад. А. И. Берга) признаны последующими поколениями учёных и практиков в России и за рубежом, а изучение его наследия и сегодня представляет бесспорный интерес.
(1) С литературным творчеством А.К. Гастев покончил в 1920 г., однако до 1926 г. его поэтический сборник «Поэзия рабочего удара» (Пг.,1918 г.) регулярно переиздавался в РСФСР. В 1921 г. в Риге вышел последний оригинальный поэтический сборник А.К. Гастева «Пачка ордеров». – Ред.
Литература
1. Ленин В.И. ПСС. – Т. 52. – С. 244–245.
2. Гастев А.К. Трудовые установки. – М.: Экономика, 1973.
3. Гастев А.К. Как надо работать. – М.: Экономика, 1972.
4. Хохлова Т.П. Теория менеджмента: история управленческой мысли. – М.: Магистр: ИНФРА-М. – 2016.
5. Гастев А.К. Новая культурная установка. – М., 1923.
6. Беркович Д.М. Формирование науки управления производством. – М.: Наука, 1973.
7. Хохлова Т.П. Классики менеджмента: Ф.У. Тейлор и Г.Л. Гантт // Проблемы теории и практики управления. – 2011. – № 1. – С. 118–126.
8. Кравченко А. Тейлор и Гастев // Эксперт. – 2010. – № 18 (703).
9. Галерея экономистов – Алексей Капитонович Гастев [Электронный ресурс]. URL: economicus.ru/cgi-ise/gallery/frame_rightn.pl?type=ru&links=./ru/gastev/biogr/gastev_b1.txt&img=brief.gif&name=gastev
