Особенности оплаты труда педагогических работников (Часть 1-я)




А. В. Полетаев


Особенности оплаты труда педагогических работников обусловлены как специфичностью выполняемых обязанностей, так и специальными положениями действующего законодательства.


В частности, особенности регулирования труда рассматриваемой категории сотрудников определены гл. 52 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ). Среди законодательно определенных особенностей – специальные основания и правила заключения и прекращения трудовых договоров, сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск и др.


Так, в отношении педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, а в пределах данной нормы рабочего времени – норма учебной нагрузки.


Норма учебной нагрузки – это количество учебных часов (преподавательской работы) непосредственного ведения учебных занятий.


В продолжительность же рабочего времени педагогических работников наряду с преподавательской (учебной) работой включается также воспитательная, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.


Общие положения
Условия оплаты труда педагогических работников определяются образовательными учреждениями самостоятельно с учетом положений соответствующих нормативных правовых актов.


Фактически в настоящее время в отношении указанной категории лиц применяются:
1) так называемые «новые» условия оплаты труда, введенные с 2008 г. в связи с отказом от Единой тарифной сетки. На федеральном уровне такие условия оплаты труда закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Письмом Центрального комитета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 19 сентября 2008 г. № 216 были доведены Разъяснения по вопросам введения новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных организаций;
2) условия оплаты труда, основывающиеся на «эффективном контракте», подлежащие применению в рамках исполнения требований Указов Президента Российской Федерации: от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 722-р, которым был утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Основы данной системы оплаты труда определены в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р;
3) условия оплаты труда, основывающиеся на положениях изданных еще во времена бывшего СССР Инструкциях об особенностях исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (так называемая «традиционная» или «классическая» система оплаты труда. В частности, основы классической системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений были определены в Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения (утверждена приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 г. № 94).


В условиях применения Единой тарифной сетки (ЕТС) особенности оплаты труда рассматриваемой категории сотрудников доводились положениями Отраслевых соглашений по учреждениям образования, а также ведомственными и некоторыми другими нормативными правовыми актами и письмами (см., в частности, Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, доведенные письмом Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 26 октября 2004 г. № АФ-947/96).


Зачастую на практике можно наблюдать симбиоз приведенных вариантов оплаты труда. Объясняется это тем фактом, что в основном образовательные организации являются бюджетными или автономными учреждениями, которые в соответствии с действующим законодательством самостоятельно определяют условия оплаты труда своих сотрудников.


В частности, как определено в п. 2.1 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583) системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и автономных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и федеральными учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и (или) автономные учреждения. При этом указанные примерные положения носят для федеральных бюджетных и автономных учреждений рекомендательный характер.


Однако на уровне региональных и (или) местных властей права учреждений по самостоятельному определению условий труда своих сотрудников могут регламентироваться (как показывает практика – и ограничиваться) нормативными правовыми актами соответствующих органов власти.


Федеральные учреждения при применении новых условий оплаты труда руководствуются постановлением Правительства РФ № 583, а также иных нормативных правовых актов (включая внутриведомственные). Отдельные разъяснения по вопросам введения новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений доведены письмом ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 19 сентября 2008 г. № 216.


Необходимо учитывать и положения отраслевых соглашений, к которым относятся:
– Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018–2020 гг. (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 22 декабря 2017 г., № 28/18-20);
– Отраслевое соглашение по учреждениям образования, подведомственным Федеральному агентству железнодорожного транспорта, на 2017–2019 гг. (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 17 февраля 2017 г., № 3/17-19);
– Отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2016–2019 гг. (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 4 августа 2016 г., № 10/16-19).


Образовательные учреждения, финансируемые из бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при переходе на новые условия оплаты труда и их применении исходят из положений нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) местных органов власти.


По решению соответствующих органов власти в подведомственных им учреждениях могут применяться новые системы оплаты труда, рекомендованные к внедрению в рамках реализации комплексных проектов модернизации образования, а также в рамках перехода на систему оплаты труда, основанной на «эффективном контракте».


При применении новых условий оплаты труда рекомендуется учитывать доведенные Минобрнауки России методические рекомендации (указания) по особенностям оплаты труда работников образовательных учреждений.


Среди них можно выделить:
– Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, доведенные письмом Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. № ВП-1992/02;
– Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников, которые были направлены в адрес субъектов Российской Федерации письмом Минобрнауки России от 20 июня 2013 г. № АП-1073/02;
– Рекомендации по использованию новой системы оплаты труда педагогов дополнительного образования, направленной на повышение качества работы управленческих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей, доведенные письмом Минобрнауки России от 25 марта 2009 г. № 06-296;
– Методические рекомендации по внедрению в дошкольных образовательных учреждениях в 2008–2009 гг. систем оплаты труда, апробированных в некоторых регионах Российской Федерации в рамках реализации комплексных проектов модернизации образования, доведенные письмом Минобрнауки России от 31 марта 2008 г. № 03-599.


Системы оплаты труда, основывающиеся на принятых еще в союзные времена условиях, применяются в тех регионах, в которых до настоящего времени не принято решение о переходе на новые условия оплаты труда.


В данном случае оплату труда педагогических работников рекомендуется осуществлять на условиях, определенных конкретным образовательным учреждением с учетом положений соответствующих нормативных правовых актов соответствующих органов власти. При этом рекомендуется учитывать разъяснения, доведенные совместным письмом Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 26 октября 2004 г. № АФ-947/96.


Во всех случаях должны быть учтены также положения следующих документов:
– Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 г. и последующий период, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2017 г., протокол № 11 (далее – Единые рекомендации);
– Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н;
– приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
– приказа Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».


Положениям указанных приказов Минобрнауки России был посвящен материал в предыдущем номере журнала (1).


Основы оплаты труда педагогических работников
Система оплаты труда работников организаций (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), доплат и надбавок стимулирующего характера, систему премирования) устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.


В рамках положений ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
– в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;


(1) См. статью Е. П. Никодимовой «Особенности оплаты труда педагогических работников», ЗП № 5/2018, стр. 54–69.



– в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.


Соответствующие локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда работников организации, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.


Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда каждого отдельного сотрудника конкретизируются в заключенном с ним трудовом договоре. При этом условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, локальными нормативными актами.


При переходе на систему оплаты труда, основанной на «эффективном контракте», необходимо заключать с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам в целях уточнения показателей, критериев, условий и размеров стимулирующих выплат. В рамках этих мероприятий в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер основного вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.


Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения при переходе на «эффективный контракт» приведена в приложении № 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 гг. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р).


Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении «эффективного контракта» доведены приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н.


В соответствии со ст. 72 ТК РФ соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.


Рекомендовано составлять дополнительное соглашение к трудовому договору в двух экземплярах. Один экземпляр дополнительного соглашения к трудовому договору передается работнику учреждения, второй – хранится в кадровой службе работодателя. При этом получение работником учреждения экземпляра дополнительного соглашения к трудовому договору рекомендуется подтверждать подписью работника на экземпляре трудового договора или дополнительного соглашения к трудовому договору, хранящихся у работодателя.


При заключении дополнительного соглашения необходимо условия осуществления дополнительных стимулирующих выплат конкретизировать применительно к каждому отдельному работнику. При этом условия осуществления выплат необходимо излагать в форме, понятной работнику учреждения и работодателю, и исключающей неоднозначное толкование этих условий. Не рекомендуется ограничиваться только ссылками на положения локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие вопросы осуществления выплат стимулирующего характера.


Исходя из положений ст. 129 ТК РФ заработная плата работника состоит из следующих частей:
– вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (оклад, должностной оклад, ставка заработной платы);
– компенсационные выплаты;
– стимулирующие выплаты.


К выплатам компенсационного характера относятся:
1) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
2) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями:
– районный коэффициент,
– коэффициент за работу в пустынных и безводных местностях,
– коэффициент за работу в высокогорных районах,
– надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
3) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема выполняемых работ, сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных):
– доплата за совмещение профессий (должностей),
– доплата за расширение зон обслуживания,
– доплата за увеличение объема работы,
– доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором,
– доплата за выполнение работ различной квалификации,
– доплата за работу в ночное время;
4) надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.


В свою очередь, в составе выплат стимулирующего характера предусматриваются:
1) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы:
– надбавка за интенсивность труда,
– премия за высокие результаты работы,
– премия за выполнение особо важных и ответственных работ;
2) выплаты за качество выполняемых работ:
– надбавка за наличие квалификационной категории,
– премия за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания;
3) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет:
– надбавка за выслугу лет,
– надбавка за стаж непрерывной работы;
4) премиальные выплаты по итогам работы:
– премия по итогам работы за месяц,
– премия по итогам работы за квартал,
– премия по итогам работы за год.


Впрочем, в системах оплаты труда, трудовых договорах и дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками учреждений могут быть предусмотрены другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами и соглашениями.


Примерный образец трудового договора (дополнительного соглашения к трудовому договору) в части вопросов оплаты труда приведен ниже.



Во всех случаях заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при изменении (совершенствовании) условий оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на момент ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.


О предстоящих изменениях условий трудового договора, связанных с изменением системы оплаты труда в организации, работники должны быть уведомлены в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения в порядке, установленном ст. 74 ТК РФ.


Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». С 1 мая 2018 г. величина федерального МРОТ составляет 11 163 руб. в месяц.


С учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П «повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда». Таким образом, если в определенной местности к заработной плате работников установлены выплаты в виде районного коэффициента и надбавки за работу в регионе, то они должны производиться сверх установленного минимального размера оплаты труда.


Обязательства учреждений по оплате труда работников (размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера) обеспечиваются как бюджетными ассигнованиями, так и поступлениями от приносящей доход деятельности, безвозмездными поступлениями (если назначение таких поступлений позволяет их использование на эти цели).


Казенные учреждения формируют фонд оплаты труда в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в рамках бюджетной сметы по соответствующей статье. Как правило, такие учреждения условия оплаты труда своих сотрудников определяют на основании положений, доведенных до них вышестоящими учредителями (распорядителями).


В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения формируют фонд оплаты труда в пределах имеющихся средств, в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.


Средства, выделенные на оплату труда работников за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, должны быть направлены на оплату труда работников, обеспечивающих выполнение государственного (муниципального) задания. При определении доли средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, которая будет направлена в фонд оплаты труда, бюджетные и автономные учреждения не обязаны обеспечивать соответствие этой доли тому размеру расходов на оплату труда, который был заложен учредителем при расчете размера нормативных затрат по соответствующим методикам. При этом самим учреждениям рекомендовано долю фонда оплаты труда, направляемую на оплату труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала, в фонде оплаты труда учреждения определять в объеме не более 40%. В отдельных случаях такие требования определяются «дорожными картами» (планами) перехода на систему оплаты труда, основанной на «эффективном контракте».


Определение размеров должностных окладов, ставок заработной платы
В рамках совершенствования систем оплаты труда педагогических и иных работников образовательных организаций предусматривается:
– обеспечение престижности и привлекательности педагогической профессии;
– обеспечение равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера;
– недопущение дискриминации – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами и результатами труда работников, а также результатами деятельности организаций.


Одним из направлений достижения указанных целей при установлении системы оплаты труда является упорядочение структуры заработной платы работников организации, обеспечиваемое путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) с тем, чтобы на установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70% фонда оплаты труда организации. Конкретные задачи по достижению данного показателя могут содержатся в «дорожных картах» плана по переходу на систему оплаты труда, основанной на «эффективном контракте».


В целях обеспечения гарантий по оплате труда в структуре заработной платы работников согласно разделу VIII Единых рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендуется:
– устанавливать минимальные размеры должностных окладов, минимальные размеры ставок заработной платы работников организаций по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (ПКГ) должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н;
– устанавливать минимальные размеры окладов, минимальные размеры должностных окладов по иным категориям работников организаций по соответствующим квалификационным уровням ПКГ, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
– устанавливать размеры окладов (должностных окладов) в зависимости от сложности труда – по профессиям рабочих или должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;
– не допускать установление по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ либо по должностям работников с равной сложностью труда.


Кроме того, п. 33 Единых рекомендаций предусмотрено, что при разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе устанавливать по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различные размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, а также устанавливать понижающие коэффициенты по должностям служащих, сформированным в ПКГ должностей, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование.


Оплату труда педагогических работников, для которых пп. 2.1, 2.2 приложения № 1 к приказу Минобрнауки России № 1601 установлена продолжительность рабочего времени, рекомендовано осуществлять на основе должностных окладов, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров должностных окладов по квалификационным уровням ПКГ, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.


В свою очередь, оплата труда педагогических работников, для которых пп. 2.3– 2.8 приложения 1 к приказу Минобрнауки России № 1601 предусмотрены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год), рекомендовано осуществлять на основе ставок заработной платы, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.


Размеры ставок заработной платы наряду с нормами часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) являются расчетными величинами, принимаемыми для исчисления заработной платы педагогических работников за месяц с учетом установленного организацией объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).


Должностные оклады, ставки заработной платы педагогических работников, руководителей структурных подразделений и работников из числа учебно-вспомогательного персонала устанавливаются организациями по квалификационным уровням ПКГ должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития № 216н).


Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы являются фиксированными размерами оплаты труда работников организации за исполнение должностных обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами, должностными инструкциями, разработанными с учетом соответствующих квалификационных характеристик, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а для педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы или учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы – без учета фактического объема педагогической работы и (или) учебной (преподавательской) работы.


При определении размеров должностных окладов, ставок заработной платы педагогических работников рекомендуется учитывать принятые образовательной организацией обязательства по повышению уровня заработной платы педагогических работников, показатели повышения эффективности и качества образования, этапы перехода к «эффективному контракту» в части отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации, в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 722-р.


В частности, до конца 2018 г. уровень оплаты труда преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования должен составить в среднем не менее 200% средней заработной платы по соответствующему региону, педагогических работников учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений общего образования, дошкольных образовательных учреждений – не менее 100% средней заработной платы по региону.

29.03.2023

Также по этой теме: