Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №1 год - 2016
Рыкова И.Н.,
доктор экономических наук, академик РАЕН, руководитель
Центра отраслевой экономики Федерального государственного бюджетного
учреждения «Научно-исследовательский финансовый институт»
ГубановР.С.,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
Центра отраслевой экономики Федерального государственного бюджетного
учреждения «Научно-исследовательский финансовый институт»
В статье рассматриваются причины и условия ухудшения развития малого и среднего предпринимательства. Исследуется отечественный и зарубежный опыт поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях решения проблем развития бизнеса даются авторские рекомендации по обеспечению эффективности функционирования малых и средних предприятий на основе расчета индикаторов их конкурентоспособности.
Исследование проблем развития малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) сквозь призму финансово-экономических и правовых проблем управления представляет особый практический интерес для повышения его конкурентоспособности на современном рынке.
Малый бизнес способствует ускорению экономического роста государства, проведению диверсификации, внедрению инноваций, положительной динамике роста экономических показателей, развитию конкуренции и структурной перестройке экономики, позволяет создавать дополнительные рабочие места. Это обусловлено тем, что малые предприятия и частные предпринимательские структуры более устойчивы к изменениям внешней среды за счет быстрой адаптации к современным рыночным условиям [9].
Текущее состояние бизнеса с учетом кризисов в современной рыночной среде указывает на снижение качества применяемых рычагов организации предпринимательской деятельности.
Так, реальное функционирование малого и среднего предпринимательства в России характеризуется рядом сдерживающих условий и факторов реализации на практике предпринимательского ресурса:
– ограничение развития инфраструктуры, особенно транспортной и информационной;
– снижение доли инновационных малых предприятий;
– обеспечение развития МСП в приоритетных областях социально-экономического развития [1].
Систематизация проблем функционирования и развития малого и среднего бизнеса в России позволяет утверждать, что необходима выработка конкретных индикаторов конкурентоспособности их развития.
Так, среди данных проблем наиболее остро прослеживаются:
– снижение эффективности модели экономики с большими нефтегазовыми доходами;
– увеличение налогового бремени посредством внедрения налоговых документов, принятых до кризисного состояния экономики (например, резкое увеличение налога на имущество от кадастровой стоимости);
– возникновение чрезмерных контрольно-надзорных функций и рост числа финансово-экономических санкций.
При этом краеугольными камнями в фундаменте малого и среднего предпринимательства являются:
– импортозамещение;
– организация высокопроизводительных рабочих мест;
– внедрение элементов бережливого производства (рис. 1).
Чтобы выдержать жесточайшую конкуренцию или уйти от нее, предприниматель ищет новые рынки сбыта продукции или же новое инвестиционное пространство, на территории которого использование ресурсов ограничено в меньшей степени [8].
Среди предпринимательских рисков развития бизнеса в малых и средних субъектах предпринимательства выделяют риск низкой конкурентоспособности.
Чтобы этот риск минимизировать, необходимо оценить и урегулировать индикаторы конкурентоспособности. Среди данных индикаторов – показатели экономического роста, учитывающие вклад соответствующей отрасли экономики и мультипликативный эффект.
Ключевым условием конкурентоспособности МСП является развитая институциональная инфраструктура.
Реалии таковы, что институциональная среда малого и среднего бизнеса сейчас представлена следующими элементами: государственно-частное партнерство, институты развития, государство и физические лица, субъекты малого и среднего предпринимательства (рис. 2).
Структура институциональной среды представлена не только традиционными субъектами хозяйственной деятельности, но и различными институтами развития, задачи которых состоят в финансовой поддержке малого и среднего бизнеса. В целях улучшения конкурентоспособности важно внедрять прогрессивные системы взаимоотношений малых и средних предприятий с государственными корпорациями и фондами поддержки МСП.
Немаловажную роль при решении проблем малого и среднего предпринимательства играют состояние законодательной базы и механизм ее реализации применительно к современным условиям конкуренции в бизнесе.
Основной закон, определяющий законодательную базу деятельности малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей, – Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ). Он устанавливает критерии отнесения к предпринимательским структурам [7].
Согласно данному Закону критериями отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса являются оборот предприятия и численность работников (рис. 3).
Установленные Федеральным законом № 209-ФЗ критерии отнесения предприятий к соответствующим субъектам МСП позволяют разграничить три основных вида бизнеса.
Если численность работников предприятия до 15 человек и выручка от реализации продукции, работ, услуг до 60 млн руб., следовательно, речь идет о микропредприятии; если численность занятых от 16 до 100 человек, то субъект предпринимательской деятельности имеет статус малого предприятия. Средние предприятия имеют обороты до 1 млрд руб. и численность работников от 101 до 250 человек.
К сожалению, не все представители микропредприятий и малых организаций могут получить средства из бюджета Российской Федерации для обеспечения своего развития. И главным препятствием, по нашему мнению, на данном пути выступает снижение их конкурентоспособности при реализации товаров, работ или услуг.
Кроме бюджетной поддержки в России малый и средний бизнес имеет возможность финансового обеспечения через инструменты государственно-частного партнерства и посредством взаимодействия с институтами развития.
Следует отметить, что государственно-частное партнерство является целевым ориентиром развития общества, без которого не представляется возможным в обостренном с точки зрения острого дефицита бюджетных источников финансирования экономическом положении государства создавать и реализовывать общественные блага и услуги [4].
Вполне очевидно, что реализация общественных благ и услуг на основе государственно-частного партнерства как мощный импульс стимулирования прогрессивного внедрения новшеств в деятельности малых и средних субъектов предпринимательства будет способствовать решению их текущих задач в точном соответствии с потребностями государства.
Кроме того, в российской практике существуют институты развития, обеспечивающие развитие малого и среднего бизнеса. Среди данных институтов развития – Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), деятельность которого позволяет стимулировать экономический рост при внедрении инновационных проектов в небольших по размерам, масштабам и оборотам предприятиях. Однако опыт развития РФПИ недостаточно эффективен. Это обусловлено тем, что ряд проектов, особенно в рамках импортозамещения, концентрируется в крупных компаниях реального сектора экономики.
В этой связи для обеспечения конкурентоспособности отечественного бизнеса важно использовать в маркетинге зарубежный опыт поддержки малого и среднего бизнеса. Одним из зарубежных аналогов Российского фонда прямых инвестиций является Европейский фонд стратегических инвестиций [11].
Евросоюз (ЕС, Союз) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) являются организаторами создания и функционирования Европейского фонда стратегических инвестиций. Деятельность данного зарубежного института развития трудно переоценить, так как налицо серьезное сокращение инвестиций в ЕС и во всех странах ЕС. Например, частные инвестиции Германии сократились с 1991 по 2013 г. на 52%. Причины сокращения инвестиций, по словам экспертов, состоят в том, что ранее недостаточно финансировалась деятельность в области НИОКР, образования и т.д. Инвестиционный план данного института развития предусматривает расходы на научные исследования и инновации, поддержку малого и среднего бизнеса, реализацию инфраструктурных проектов.
Следует отметить, что качественными индикаторами конкурентоспособности (эффективности бизнеса) в малом и среднем предпринимательстве России выступают:
1) относительная доля рынка;
2) издержки;
3) отличительные свойства;
4) степень освоения технологий;
5) метод продаж;
6) известность (имидж).
Точное определение индикаторов – достаточно сложный процесс, индивидуальный для каждой фирмы и требующий соблюдения следующих условий:
– уровень каждого из преимуществ фирмы при оценке ее конкурентоспособности задается по сравнению с самым опасным конкурентом;
– если одни индикаторы более важны, чем другие, то вводятся весовые коэффициенты, одинаковые для всех рынков;
– желательно, чтобы оценки отражали не только текущее состояние, но и ожидаемый уровень индикаторов.
Все перечисленные условия характерны и для субъектов малого и среднего предпринимательства.
По результатам анализа данных факторов можно вывести общую привлекательность рынка и оценку конкурентоспособности фирмы [5].
Помимо качественных оценочных показателей в России весьма широко используются и количественные индикаторы оценки бизнеса.
Опираясь на результаты исследований А.П. Шихвердиева [10], мы предлагаем произвести расчет и оценку следующих индикаторов конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства (табл. 1);
– пороговое значение конкурентоспособности, определяемое как соотношение прибыли от использования освоенных ресурсов к издержкам малых и средних предприятий;
– интеллектуальный потенциал конкурентоспособности как эффект (прибыль) от внедрения на малом или среднем субъекте предпринимательства ноу-хау, новых технологий, изобретений и т.д.;
– скорость оборота капитала малого и среднего предприятия как отношение выручки к размеру оборотных средств, сформированных за счет инновационной активности данных предприятий.
В целях предупреждения риска неконкурентоспособности малого и среднего бизнеса нами рекомендуется реализовать ряд практических мероприятий:
– систематически производить расчет пороговых значений конкурентоспособности и ключевых ее индикаторов для постоянного регулирования отклонений в размерах прибыли, рентабельности, денежных оттоков;
– активизировать инновационный потенциал через интеллектуальный капитал субъектов МСП;
– выполнять функцию стратегического планирования деятельности МСП совместно со специалистами, которые могут работать на аутсорсинге;
– работать над имиджем привлекательности МСП;
– проводить комплексный анализ внешнего и внутреннего рынков для разработки развития малого и среднего бизнеса.
Итак, разработка и принятие эффективных решений на принципах маркетинга создают предпосылки для: увеличения доли рынка; расширения стратегической зоны рыночного присутствия; обеспечения высокого уровня конкурентоспособности; выбора целевого сегмента; управления жизненным циклом товара; адаптации цен к рыночным изменениям; установления партнерства с крупным бизнесом [3].
Таким образом, многочисленные негативные изменения в развитии малого и среднего предпринимательства, связанные с финансовыми, экономикоправовыми, социальными и рыночными проблемами, диктуют условия крайне ожесточенной конкурентной борьбы среди предприятий. В целях реализации наиболее рациональной конкурентной стратегии на арене российского бизнеса малым и средним предприятиям необходимо оценивать свою предпринимательскую деятельность по ключевым критериям, сущностная характеристика и расчет которых, изложенные нами в форме рекомендаций, будут ориентировать субъектов МСП
в достижении максимального рыночного эффекта.
Используемые источники
1. Бахтеев И.А. Антикризисный потенциал развития малого предпринимательства регионов // Российское предпринимательство. – 2015. – Т. 16. – № 9. – С. 1375–1376.
2. Бизнес, улучшающий мир // Business Excellence. – 2015. – № 5. – С. 77.
3. Губанов Р.С. О внедрении маркетинговых инновационных стратегий в предпринимательских структурах // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 3. – С. 68
4. Губанов Р.С. Особенности государственно-частного партнерства в условиях развития финансового сектора в Рязанской области // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2014. – № 33. – С. 32–38.
5. Мусалкин В. Институциональная среда развития социального предпринимательства в лесном комплексе России // РИСК. – 2015. – № 1. – С. 156.
6. Мхитарян С.В. Отраслевой маркетинг. – М.: Эксмо, 2006. – 368 с.
7. Пиньковецкая Ю.С. Малое и среднее предпринимательство в Ульяновской // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 6. – С. 55.
8. Рябинин Е.В. Современные тенденции развития международного предпринимательства // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2015. – № 3. – С. 120.
9. Холида Н.Р. Влияние информационных инноваций на эффективность развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2015. – № 3. – С. 114.
10. Шихвердиев А.П. Управление конкурентоспособностью в малом и среднем бизнесе: монография. – Сыктывкар, 2012. – 149 с.
11. kremlin.ru/events/president/news/49040