Розничные торговые сети на рынке бытовой техники г. Владивостока



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №4 год - 2013


Никулина Т.А.,
ст. преподаватель кафедры
«Маркетинг, коммерция и логистика»
Дальневосточного федерального университета,
г. Владивосток


Объективной закономерностью развития потребительского рынка является рост доли сетевых торговых компаний в розничной торговле. Значительную роль сетевые торговые компании играют также и на рынке бытовой техники и электроники.


В статье приведена классификация розничных торговых предприятий и розничных торговых сетей на рынке бытовой техники г. Владивостока. Также в работе представлена характеристика розничных торговых сетей на рынке бытовой техники г. Владивостока.


Рынок бытовой техники г. Владивостока уже на протяжении нескольких лет вполне стабилен и поделен между несколькими достаточно крупными операторами. Но следует отметить, что еще продолжают открываться новые небольшие компании, при этом не оказывая существенного влияния на общие тенденции развития рынка. В такой ситуации интересно проанализировать деятельность основных операторов на данном рынке.


На сегодняшний день бытовая техника в г. Владивостоке реализуется через следующие каналы продаж (табл. 1).



Все розничные торговые предприятия, специализирующиеся на продаже бытовой техники и электроники, можно разделить на три группы: монобрендовые розничные торговые сети, мультибрендовые розничные торговые сети и частные магазины. В свою очередь, торговые сети и отдельные магазины делятся на специализированные и универсальные (рис. 1).



Монобрендовые розничные торговые сети – это розничные торговые сети, где продается товар, выпускаемый только под одной торговой маркой или брендом.


Ее владельцем может быть как непосредственно производитель этого товара (он же владелец бренда), так и компания, владеющая только правами на реализацию.


Монобренд обычно реализуется с применением различных вариантов системы франчайзинга. Монобрендовый магазин – это бутик (или сеть бутиков), оформление которого выполнено с учетом стилистики бренда и воспроизводится независимо от того, в какой стране организуется торговля.


Мультибрендовые розничные торговые сети – это розничные торговые сети, ассортимент которых не замыкается на какой-то одной марке, а представлен несколькими известными брендами.


Несетевые торговые предприятия бытовой техники и электроники – это все торговые предприятия, которые не входят в первую и вторую группы.


Рассмотрим подробнее операторов рынка г. Владивостока согласно классификации. Торговые компании, относящиеся к группе мультибрендовых торговых сетей, отражены в табл. 2.


 
Источник: [5; 6].

Торговые компании, относящиеся к группе монобрендовых торговых сетей, представлены в табл. 3.



Розничные торговые компании, входящие в группу частных торговых предприятий, представлены в табл. 4.




Основным местом покупки бытовой техники являются магазины, которые входят в состав розничных торговых сетей. Основными операторами рынка бытовой техники г. Владивостока являются следующие розничные торговые сети: «Эльдорадо», «Домотехника», «Спектр техники», «А11» и «В-Лазер».


Данные, указанные ниже, были собраны в рамках исследования, проведенного автором в мае 2013 г. на рынке бытовой техники г. Владивостока. Исследование включало в себя кабинетные и полевые исследования. Полевые исследования были проведены методом наблюдения. Для наблюдения было отобрано по два торговых предприятия от каждой торговой сети бытовой техники г. Владивостока.


Для определения позиций компаний, торгующих бытовой техникой, проведем сравнительный анализ компаний – лидеров рынка БЭТ г. Владивостока (табл. 5) [1; 2; 3; 4].


В табл. 6 представлена география присутствия основных игроков – розничных торговых сетей бытовой техники. Как видно из данных таблицы, розничные торговые сети осуществляют свою деятельность также за пределами г. Владивостока.


Дадим краткую характеристику каждой розничной торговой сети на рынке бытовой техники г. Владивостока.



«Спектр техники» – это одна из крупнейших компаний, имеющих сеть розничных магазинов  аудио-, видео-, бытовой техники и электроники. В 1994 г. компания начинала в г. Владивостоке с открытия маленького павильона, площадью 40 кв. м. Сейчас «Спектр техники» – это более 15 розничных магазинов на территории г. Владивостока и Приморского края.


«Домотехника» является пионером по вводу нового формата самообслуживания в магазинах бытовой техники, введению новых видов кредитования, привлекательных ценовых предложений. В с. Михайловка Приморского края был открыт первый магазин в 1991 г. В 2003 г. магазины сменили свои старые названия на одно общее – «Домотехника». На текущий момент компания «Домотехника» имеет в своем распоряжении более 20 магазинов [3].


Компания «В-Лазер» – один из крупнейших холдингов Дальнего Востока, который входит в число наиболее значительных торгово-производственных предприятий России. Успешно работает в более десяти направлениях деятельности, основные из которых – производство и продажа аудио-, видео- и бытовой техники. На рынке с 15 сентября 1991 г. В сентябре 1992 г. открылся небольшой розничный магазин видеотехники. В 2002 г. завод «Океан» начал выпуск собственной продукции – телевизоры, холодильники и стиральные машины – под торговой маркой «Океан». На сегодняшний день группа компаний «В-Лазер» имеет более 70 магазинов бытовой техники в г. Владивостоке и за его пределами.


Компания «Эльдорадо» – крупнейшая сеть магазинов электроники и бытовой техники в России и ближнем зарубежье, принадлежащая международной финансовой группе PPF. «Эльдорадо» фокусирует все усилия на нескольких приоритетных направлениях. Компания продолжает совершенствовать внутреннее оформление магазинов в соответствии с потребностями покупателей и стандартами «Эльдорадо». Кроме того, компания «Эльдорадо» осуществляет массированные инвестиции в подготовку сотрудников, что наряду с другими мерами способствует повышению качества обслуживания.


В табл. 7 представлена структура рынка бытовой техники и электроники г. Владивостока по количеству товарных позиций. Расчет структуры был проведен на основе данных о количестве товарных позиций на восьми торговых предприятиях исследуемых розничных торговых сетей.


В рамках исследования был проведен анализ предложения на рынке розничных торговых сетей г. Владивостока. В ходе исследования от каждой сети были отобраны по два торговых предприятия. Предприятия выбирались исходя из метода аналогий (чтобы возможно было сравнение розничных торговых предприятий между собой). В основу отбора были положены такие критерии, как местоположение, размер торговой площади. Анализ проводился по следующим товарным группам бытовой техники: крупная бытовая техника (холодильники, кухонные плиты, стиральные машины); малая бытовая техника (микроволновые печи, пылесосы); аудио- и видеотехника (телевизоры); компьютеры и комплектующие (компьютеры и ноутбуки); мобильные устройства и связь (мобильные телефоны); фото- и видеотехника (фотоаппараты, видеотехника); предметы индивидуального ухода (фены). В ходе исследования был проведен анализ представленности ассортимента и цен на отдельные группы бытовой техники на предприятиях розничных торговых сетей г. Владивостока. Итоговые результаты анализа представлены в табл. 8.




Исходя из информации, полученной в ходе исследования компаний, нами было выявлено следующее:
– на рынок г. Владивостока самыми первыми (1991 г.) вышли компании «В-Лазер» и «Домотехника», затем появился «Спектр техники» (1994 г.), и только в 2006 г. «Эльдорадо»;
– наиболее крупной по размеру торговых площадей является сеть магазинов «Эльдорадо» и «В-Лазер», далее – розничная торговая сеть «Домотехника», на последнем месте – «Спектр техники»;
– наиболее крупной по представленному ассортименту является сеть магазинов бытовой техники «В-Лазер», она имеет более 25 000 наименований бытовой техники, а наименьший ассортимент представлен в сети магазинов «Спектр техники» (более 5000 наименований);
– наибольшую торговую площадь имеют розничные торговые сети «Эльдорадо» и «В-Лазер»;
– все розничные торговые сети бытовой техники г. Владивостока (кроме «Спектра техники») предлагают ассортимент продукции под собственным брендом;
– каждая из представленных компаний стремится к повышению покупательской лояльности, используя для этого различные акции, подарочные и накопительные карты; компания «Спектр техники» предоставляет скидки для пенсионеров, инвалидов;
– все компании предоставляют послегарантийное обслуживание бытовой техники и имеют собственные сервисные центры.


Таким образом, следует отметить, что результаты проведенных исследований могут быть использованы операторами рынка бытовой техники г. Владивостока с целью формирования своей дальнейшей маркетинговой политики, а также производителями и поставщиками бытовой техники при выходе на рынок г. Владивостока.


Используемые источники
1. Сайт компании «Эльдорадо» [Электронный ресурс]. URL: eldorado.ru/
2. Сайт компании «В-Лазер» [Электронный ресурс]. URL: v-lazer.com/
3. Сайт компании «Домотехника» [Электронный ресурс]. URL: centerdt.ru/
4. Сайт компании «Спектр техники» [Электронный ресурс]. URL: spektrdv.ru/
5. Сайт компании «516» [Электронный ресурс]. URL: 516.ru/
6. Сайт компании «Дубльгис» [Электронный ресурс]. URL: vladivostok.2gis.ru/

11.02.2019

Также по этой теме: