Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №1 год - 2004
Доступная стоимость поездки, долл. США на человека за недельный отдых | Среднее/среднее специальное | Незаконченное высшее | Высшее |
Не более 200 | ... | ... | ... |
200—300 | 29,5 | ... | ... |
301—500 | 38,7 | 42,2 | ... |
501—700 | ... | 23,6 | 35,0 |
701—1000 | ... | ... | ... |
1001—1500 | ... | ... | ... |
1501—2000 | ... | ... | ... |
100 | 100 | 100 |
Выбирая то или иное туристическое агентство для покупки путевок, москвичи доверяют прежде всего неформальным источникам информации: более трети наших респондентов при выборе агентства полагаются на рекомендации друзей и знакомых. Примерно столько же ответивших говорят о том, что в первую очередь они постараются обратиться в то агентство, услугами которого они уже пользовались и остались довольны. Такой подход позволяет снизить риск остаться обманутым или недовольным — страх, который достаточно широко распространен среди потенциальных туристов.
Немаловажную роль в выборе турфирмы играет и известность компании, повышающая доверие к ее услугам. Этот момент оказывается более важен для людей с доходом до 500 долл. США, в высокодоходной группе его значимость существенно падает. А вот удобство расположения агентства оказывается малозначащим фактором для всех категорий — на это будущие туристы обращают внимание в последнюю очередь.
Для полноты картины отметим, что в случае, если вопрос наиболее удобного места покупки путевки все же поднимается, то женщины значительно чаще предпочитают те агентства, которые расположены ближе к дому. А выбор турфирмы, расположенной недалеко от места работы, в большей степени характерен для людей с высшим образованием и/или с высоким уровнем дохода, рабочий график которых, судя по всему, достаточно интенсивен.
Результаты исследования показали также, что мужчины проявляют большую активность в поиске и выборе предложений. Они чаще, чем женщины, предпочитают делать это самостоятельно. Самостоятельно ищут туры люди средних возрастов. Молодежь и люди старшего поколения зачастую полагаются на выбор родственников, друзей или знакомых.
При поиске подходящих предложений по туризму москвичи чаще всего обращаются к печатным изданиям и Интернету. Судя по результатам исследования, находит отклик также радио- и телереклама (рис. 3).
Рис. 3. Источники получения рекламной информации о туризме, в %*
* Сумма процентов больше 100, так как респондент мог выбирать несколько вариантов ответа.
Женщины чуть более склонны искать информацию о турпоездках в прессе. При этом предпочтение отдается в большинстве случаев специализированным туристическим изданиям.
Имея Интернет-портал, мы не могли удержаться от соблазна и не задать респондентам несколько дополнительных вопросов о том, как они используют Интернет при поиске информации о туристических поездках. 40% опрошенных нами людей сказали, что используют Интернет при выборе поездки и турфирмы. Наиболее активными пользователями Сети оказались молодые люди до 35 лет. Женщины, как отмечалось выше, чаще предпочитают печатные СМИ. Существенно возрастает доля тех, кто ищет информацию о туризме в Сети, с повышением уровня дохода и образования. Таким образом, склонность использовать Интернет при поиске информации характеризует людей с более высоким социальным статусом, чем в среднем по выборке.
Напоследок мы решили выяснить, какие же туристические компании знают москвичи, пользующиеся туристическими услугами. Для этого мы просили респондентов сначала по памяти назвать туркомпании, которые они знают, а затем предлагали им список названий 9 крупных компаний, с тем чтобы они отметили те, которые им знакомы. Сравнение этих двух показателей может говорить о том, насколько прочно имя той или иной компании закрепилось в сознании потребителей.
По уровню знания — и спонтанного, и наведенного — исследование не показало наличия явного лидера на московском рынке туркомпаний. Однако можно выделить 4—6 наиболее известных компаний. Среди таких компаний-лидеров оказались: «Инна-Тур», «Нева», «Куда.ру», «Натали Турс», «Магазин горящих путевок», «Спутник». Правда, по уровню спонтанного знания ни одна из них не перешла 20%-ный барьер — у туркомпаний имеется еще большой резерв по популяризации своего имени. Чаще же всего люди называли в первую очередь те компании, услугами которых пользовались в последний раз.
Ответы по подсказке примерно в 2 раза увеличивают долю компаний-лидеров и незначительно меняют последовательность компаний в рейтинге. Общая же картина узнаваемости компаний представлена на рисунке 4.
В правом верхнем углу рисунка находятся компании, проводящие эффективную рекламную кампанию. В правом нижнем углу находятся «отстающие» компании, т.е. те, кто отстает от лидера по уровню спонтанного знания. В левом верхнем углу находятся компании, которые знают меньшее число респондентов, чем компании-лидеры, но у которых достаточно высокий уровень спонтанного знания. Наконец, в нижнем левом углу находятся компании, о которых знает совсем мало респондентов, а те, кто знает, с трудом вспоминают об их существовании без подсказки.
Рис. 4. Распределение компаний по степени узнаваемости
Примечание:
Ось x: шкала наведенного знания — % респондентов, знающих компанию по подсказке.
Ось y: шкала коэффициентов — % респондентов, вспомнивших название компании без подсказки, из числа тех, кто знает эту компанию.
На рисунке желательно нанести шкалу, обозначить над осями максимальные значения (100% или иное), чтобы визуально легко определялась доля указанных на рисунке фирм.
В заключение скажем несколько слов об организационных моментах. Опрос проводился в одной из крупных розничных сетей г. Москвы, что существенно облегчило работу интервьюеров. На полевом этапе работали 4 интервьюера. Причем в выходные количество заполненных анкет возрастало примерно в два раза. Следует отметить, что москвичи довольно охотно отвечали на анкету и опрос удалось завершить достаточно быстро.
Подводя итоги исследования, еще раз отметим, что оно носило прежде всего описательный характер и имело целью дать портрет потребительского поведения москвичей на рынке зарубежных туристических услуг. Проведенное исследование позволило выделить ряд особенностей в поведении на этом рынке представителей различных социально-демографических групп, а также обозначить позиции туристических компаний в сознании потребителей.
1 Мы исходили из генеральной совокупности в 8 млн. человек (взрослое население Москвы). Таким образом, выборка в 412 респондентов в достаточной степени соответствует условиям 95%-ной доверительной вероятности и 5%-ному доверительному интервалу и с этими показателями может считаться репрезентативной. Максимальная погрешность выборки составляет 4,7%.
Также по этой теме:
Ранее просмотренные страницы