Определение потребности жителей города Сыктывкара в экологически безопасной продукции сельского хозяйства



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №2 год - 2004


Определение потребности жителей города Сыктывкара
в экологически безопасной продукции сельского хозяйства

Колегов М.Г.,
научный сотрудник республиканского государственного учреждения
«Научно-технический центр Автоматизированной геоинформационной
кадастровой системы Республики Коми»

 
Опубликовано в номере: Маркетинг в России и за рубежом №2 / 2004

Введение

В последнее время все большее количество людей беспокоит состояние их здоровья и здоровья их близких. Источником такой тревоги в основном служит широкое информирование общественности об ухудшающемся состоянии окружающей природной среды. Этот информационный фон подкрепляется сообщениями в средствах массовой информации и рекламе производителей пищевых и прочих товаров, которые акцентируют внимание на экологической безопасности своей продукции. Подобные сообщения, согласно исследованию, проведенному Агентством маркетинговых коммуникаций «Профиль» в г. Сыктывкаре1, формируют подсознательную уверенность потребителей в том, что окружающая природная среда агрессивна и становится все более небезопасной, поэтому они отдают предпочтение продуктам, которые полезны для здоровья или хотя бы безвредны [1, с. 13]. Более того, как показывают исследования, россияне отдают предпочтение отечественным продуктам питания (более качественные, безопасные, соответствуют местным климатическим условиям) по сравнению с аналогичными зарубежными продуктами [2, с. 75]. Это обстоятельство является «маркетинговым сигналом» для более активного внедрения экологоемких технологий, который должен быть воспринят не только российскими предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, но и органами государственной власти.

Производство органических (экологически безопасных) продуктов питания, будучи относительно продвинутым сегментом рынка продуктов питания развитых и развивающихся зарубежных стран, — новая рыночная возможность для российских сельхозпредприятий, премиум-сегмент рынка продуктов питания. Аспекты производства такой продукции почти не проработаны ни практически, ни теоретически. Мы задались целью ответить на вопрос: в каком виде может существовать рынок органических продуктов сельского хозяйства Республики Коми, а также выявить спрос на такую продукцию у жителей города Сыктывкара и возможности позиционирования и продвижения этой продукции.

Понятие органической продукции сельского хозяйства

Мы определяем органическую продукцию сельского хозяйства как продукцию агропромышленных предприятий, более безопасную для человеческого организма по своим санитарно-гигиеническим характеристикам, чем продукция, имеющая только сертификат соответствия (обязательная сертификация) по системе сертификации ГОСТ Р (Госстандарт России). Приведенное определение дается нами с рыночных позиций, хотя в мировой практике также существуют определения данной продукции с точки зрения технологии ее производства. Мы полагаем, что через определение, даваемое нами, легче позиционировать органическую продукцию в сознании конечных потребителей. В настоящем исследовании мы принимаем, что термины «органические продукты сельского хозяйства»2 и «экологически безопасные продукты сельского хозяйства» являются равнозначными.

Изначально планировалось назвать подобную продукцию экологически чистой продукцией сельского хозяйства, но в соответствии с п. 3.5.1.6 ГОСТ Р 51074-97 нанесение на пищевые продукты надписи «экологически чистый» не допускается3 [3, с. 3].

Органическое сельское хозяйство основано на минимизации применения синтетических удобрений и пестицидов. Хранение, переработка и продажа органических продуктов питания в зарубежной практике регулируются стандартами с целью сохранения их экологической безопасности. С целью сохранения и улучшения плодородия почвы при ведении органического сельского хозяйства применяются как подходящий для местных условий севооборот с использованием зернобобовых культур, так и органические удобрения. Гормональные препараты для стимулирования роста и увеличения объема продукции не используются. Запрещены также профилактическое лечение антибиотиками и использование приемов генной инженерии. Вместе с тем увеличиваются трудовые затраты сельхозпроизводителей и увеличиваются затраты на улучшение технологий такой сельскохозяйственной практики. Соответственно, возрастает себестоимость такой продукции, а значит, и цена4, даже при условии субсидирования сельского хозяйства в развитых странах. Поэтому и позиционировать экологически безопасную продукцию необходимо соответствующим образом.

Вместе с тем, говоря о необходимости производства экологически безопасной продукции сельского хозяйства, мы отнюдь не утверждаем, что продукция, выращенная по традиционной технологии, является опасной для здоровья потребителя и его будущих поколений5. Также мы предполагаем, что потребление органической продукции сельского хозяйства не является базовой потребностью, как, например, потребность в еде для утоления голода, воде для утоления жажды, жилье для удовлетворения потребности проживания в теплом помещении и т.п. Потребность в экологически безопасной продукции приходит, когда базовые потребности удовлетворены и индивид обладает достаточными материальными ресурсами для приобретения подобной продукции.

Условия Республики Коми

Природно-климатические условия и ресурсный потенциал агропромышленного комплекса Республики Коми позволяют, как утверждается в докладе «Экономическая безопасность Республики Коми: оценка и прогноз 2002—2003», эффективно вести производство картофеля, овощей защищенного и открытого грунта6 местного ассортимента, цельного молока и кисломолочной продукции, диетических яиц [8, с. 177]. Прогнозы самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией представлены в Обосновании разработки целевой республиканской программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Коми на 2001—2005 годы». Республика может обеспечивать себя: картофелем — на 100%, овощами в целом — на 44%, молоком и молокопродуктами — на 47%, мясом и мясопродуктами — на 32%, яйцами — на 64%, хлебом и хлебобулочными изделиями — на 99,2% [9]. Исследователи Республики Коми отмечают, что формирование продовольственного фонда республики возможно на основе экономически обоснованного сочетания завозимой и местной продукции, главным образом экологически чистой, малотранспортабельной и скоропортящейся, для которой имеются наиболее благоприятные условия [10, с. 63]. Среди прочих направлений экологизации агропромышленного производства Правительство Республики Коми выделяет производство экологически безопасной сельскохозяйственной продукции и продовольствия и обеспечение экологической безопасности при применении химических средств защиты растений и минеральных удобрений [9].

Описание исследования

В г. Сыктывкаре с 28 апреля по 30 мая 2003 г. был проведен анкетный опрос населения. Его цель заключалась в определении желания жителей г. Сыктывкара покупать экологически безопасные овощи закрытого и открытого грунта: капусту, морковь, свеклу, томаты и огурцы. Также выяснялись требования населения г. Сыктывкара к подобной продукции, предпочтительным местам ее покупки, сервису. Вместе с тем мы определяли факторы, которые могут повлиять на решение приобретать органическую продукцию. Опрос проводился среди конечных потребителей сельскохозяйственной продукции, то есть тех, кто покупает эту продукцию с целью потребления ее в пищу, а не для дальнейшей перепродажи.

В нашем исследовании имелись в виду свежие, а не переработанные овощи, так как для выяснения отношения к покупке переработанных органических овощей, как мы полагаем, необходимо проводить дополнительное исследование, что обусловлено другими технологиями производства, позиционирования и сбыта.

Мы исследовали возможность именно покупки, а не потребления экологически безопасной продукции сельского хозяйства, так как потребление может и не подразумевать предварительную покупку объекта потребления (например, продукты питания могут быть выращены на личном приусадебном участке). Более того, продукция, произведенная на личном приусадебном участке, обычно рассматривается теми, кто ее произвел, как экологически безопасная, поскольку индивид знает и сам создает условия выращивания и хранения этой продукции.

Изначально мы предполагали, что потенциальные покупатели органической продукции сельского хозяйства — горожане, так как у них выше доходы на душу населения. Сельская местность Республики Коми характеризуется относительно благоприятной экологической обстановкой. Доля натуральных поступлений продуктов питания составляет 2% в структуре располагаемых ресурсов домашних хозяйств в городской местности [11, с. 82], что ниже, чем в сельской местности, поэтому мы не принимали во внимание возможность наличия у горожан родственников, обладающих приусадебными участками, которые частично могут обеспечивать горожан самостоятельно произведенной сельскохозяйственной продукцией.

До составления анкеты и проведения опроса был проведен предварительный устный опрос знакомых, для того чтобы определить:

  • может ли население четко сформулировать значение понятия «экологически безопасная продукция сельского хозяйства»;
  • размер дохода на члена семьи, ниже которого семья не располагает необходимыми средствами для приобретения экологически безопасной продукции сельского хозяйства;
  • наилучший путь распространения анкет среди респондентов.

После проведения предварительного опроса мы смогли гипотетически представить основные контрольные признаки покупателя экологически безопасной продукции сельского хозяйства (а значит, и респондента при проведении опроса) следующим образом. Это житель города Сыктывкара:

1) имеющий средний доход на члена своей семьи или индивидуальный доход (если он проживает один) свыше 2000 руб. в месяц7, поскольку предварительный устный опрос показал, что лица с доходом ниже 2000 руб. в месяц на члена семьи живут в режиме жесткой экономии и не имеют средств на приобретение более дорогих, хотя и более качественных продуктов питания;

2) в возрасте от 20 лет, так как раньше этого возраста люди не придают особого значения качеству употребляемой пищи.

Следовательно, генеральной совокупностью в нашем исследовании не являлось все население г. Сыктывкара. Из общего числа его жителей мы исключаем лиц с доходом ниже 2000 руб. в месяц на члена семьи и лиц в возрасте от 0 до 19 лет. Однако статистические данные по столице Республики Коми были доступны лишь по гендерному составу населения. Так, численность населения Сыктывкара по состоянию на май 2003 г. составляла 225567 человек [12], в том числе в возрасте от 0 до 19 лет — 58768 чел. Следовательно, генеральная совокупность для нашего исследования составляла 166799 человек (хотя в данной совокупности есть доля семей с доходом ниже 2000 руб. в месяц на члена семьи). Исходя из того, что данных о структуре генеральной совокупности недостаточно, и на основе консультаций с маркетологами мы решили провести случайную выборку, опросив не менее 500 человек, принимая, что генеральная совокупность в нашем случае — относительно однородная группа. Вместе с тем каждый респондент должен был соответствовать двум главным контрольным признакам, перечисленным выше. Мы решили ввести ранжирование доходов опрашиваемых, так как хотели найти подтверждение факту повышения требования к сервису при продаже экологической продукции сельского хозяйства с ростом доходов потенциальных покупателей.

Заполнение анкеты занимает у респондента от 2,5 до 8 минут при условии, что его ничто не отвлекает. Поэтому было исключено анкетирование людей на улицах города, в местах массового скопления людей (магазины, торговые центры, точки общественного питания, праздничные мероприятия). Также было принято решение не опрашивать людей в вечернее время в местах их проживания. В результате было решено проводить очное анкетирование8 по организациям (случайная выборка) через распространение анкет в рабочее время. Респонденты заполняли анкеты самостоятельно, без присутствия анкетеров. Было опрошено 612 человек, представляющих организации — как частные, так и государственные.

Всего было заполнено 612 анкет. Однако из-за неправильного заполнения (незаполненные поля, двойные ответы, неправильное ранжирование) было выбраковано 102 анкеты (16,7%). В результате было обработано 510 анкет.

Результаты исследования

Было выявлено, что 55,7% опрошенных выразили согласие покупать экологически безопасную продукцию сельского хозяйства, соответственно 44,3% ответили отрицательно. При этом 26,3% опрошенных не доверяют существующей в России системе сертификации продукции, которая гарантирует соответствие продукции определенным стандартам качества, а 66,4% опрошенных скорее доверяют, чем не доверяют ей, и 7,3% в полной мере доверяют существующей в России системе сертификации продукции9. Среди респондентов, выразивших желание покупать органические продукты сельского хозяйства, больше доля тех, кто доверяет в той или иной мере существующей в России системе сертификации продукции (78,2%) — по сравнению с респондентами, не желающими покупать органические продукты (доверяют в той или иной мере системе сертификации продукции 68%), хотя в целом можно говорить о высокой степени доверия населения г. Сыктывкара существующей в России системе сертификации продукции (73,7% опрошенных ответили положительно на этот вопрос).

Интересно сравнить полученные результаты по заинтересованности потребителей в приобретении экологически безопасных овощей с результатами маркетингового исследования, проведенного в г. Москве по заказу оптовой торговой фирмы «МЕРКА» в 1999 г. Так, в столице согласны были покупать экологически безопасные овощи 72,1% опрошенных [13, с. 43].

При покупке органической продукции важнее всего для покупателей Сыктывкара является приемлемая цена такой продукции (см. таблицу). На втором месте по значимости стоит очерченный круг и хорошая репутация производителей данной продукции. То есть усилия производителей по повышению своей репутации являются весомым фактором в убеждении покупателей в экологической безопасности их продукции. Также для потребителей будет важна не столько известность товарной марки, сколько информация о производителе. На третьем по значимости месте стоит соответствие продукта своей маркировке и высокое его качество. Одним из наименее важных факторов при покупке экологически безопасной продукции сельского хозяйства респонденты назвали хорошую рекламу и информирование покупателей о преимуществах такой продукции. Наименее важным при покупке органической продукции было названо присутствие представителя производителя в месте продажи.

Таблица 1

Наиболее важные факторы
при покупке экологически безопасной продукции сельского хозяйства

1 Приемлемая цена
2 Очерченный круг и хорошая репутация производителей данной продукции
3 Соответствие продукта своей маркировке, высокое качество продукта
4 Система сбыта (удобство приобретения данной продукции)
5 Возможность получить консультацию продавца
6 Известная товарная марка
7 Привлекательная и удобная упаковка
8 Хорошая реклама и информирование покупателя о преимуществах этой продукции
9 Присутствие представителя производителя в месте продажи

Среди причин нежелания покупать органическую продукцию определяющей является не недостаточный доход, как можно предположить изначально, а отсутствие веры в то, что такая продукция действительно экологически более безопасна (рис. 1). Следовательно, увеличить объемы продаж подобной продукции сельского хозяйства можно будет как через повышение репутации сельхозпроизводителей, так и через информирование потенциальных потребителей о технологиях производства, проведение разъяснительной работы. Расчеты показывают, что при должных усилиях по убеждению потребителей в том, что органическая продукция сельского хозяйства экологически более безопасна, доля согласных покупать такую продукцию может с нынешних 55,7% опрошенных возрасти до 76,2%.

Причины несогласия покупать органические продукты сельского хозяйства жителями г. Сыктывкара

Рис. 1. Причины несогласия покупать органические продукты
сельского хозяйства жителями г. Сыктывкара

Респондентам было предложено высказать свое мнение о том, почему в настоящее время не продается продукция с маркировкой «Экологически безопасная продукция сельского хозяйства». Большинство (75,8%) затруднились ответить на этот вопрос. По мнению же ответивших, основными причинами отсутствия такой продукции являются неблагоприятная экологическая обстановка, недостаточный объем инвестиций в производство такой продукции, отсутствие спроса, низкий уровень доходов населения.

На основе полученных результатов исследования нами была предпринята попытка описать потенциального потребителя органической продукции сельского хозяйства по возрасту, полу, доходу, образованию, социальному положению.

В среднем 56,3% респондентов в возрасте от 20 до 59 лет согласны покупать такую продукцию, причем было замечено, что согласие покупать органическую продукцию снижается с возрастом. В возрастной группе 60 лет и старше доля согласных покупать такую продукцию сокращается до 30,8%.

Среди респондентов, согласных покупать экологически безопасные продукты, доля женщин выше (положительно ответили 58% опрошенных женщин), хотя и незначительно, чем доля мужчин (положительно ответили 51,4% опрошенных мужчин). Это можно объяснить следующим: во-первых, женщины более склонны к заботе о своем здоровье, в том числе репродуктивном; во-вторых, они склонны в большей степени заботиться о своих детях; в-третьих, женщины принимают решение или в значительной степени влияют на принятие решения, о покупке продуктов питания.

Здесь интересно привести результаты исследований, проведенных другими авторами. В настоящее время ценности здоровья, здорового образа жизни для россиян не являются определяющими, как утверждает А. Горелова. Маркетологи еще не выявили четкие сегменты потребителей, обеспокоенных состоянием своего здоровья. В то же время очевидно, что женщины более привержены здоровому образу жизни, чем мужчины [2, с. 74].

В ходе нашего исследования подтвердилось предположение, что с ростом доходов растет и желание покупать органическую продукцию сельского хозяйства (рис. 2).

Желание покупать органические продукты питания населением г. Сыктывкара в зависимости от уровня дохода

Рис. 2. Желание покупать органические продукты питания
населением г. Сыктывкара в зависимости от уровня дохода

Уровень образования не оказывает значительного влияния на желание покупать органическую продукцию. Как и следовало ожидать, более согласны покупать такую продукцию работающие люди, в то время как большинство безработных (78,6%) не согласны ее покупать. Вместе с тем мы продолжаем придерживаться мнения, что социальный статус не играет определяющей роли при формировании желания покупать органическую продукцию у безработных, но семейных жителей г. Сыктывкара, так как возможно наличие работающих супруга (супруги) или детей. Также интересно отметить, что наибольшая доля ответивших положительно на вопрос «Согласны ли Вы покупать экологически безопасную продукцию сельского хозяйства, несмотря на то что такая продукция может стоить в 1,5—2 дороже продукции сельского хозяйства, имеющей только сертификат соответствия по системе сертификации ГОСТ?» — учащиеся высших учебных заведений (университет, аспирантура) — 61,3%. Наличие детей не влияет на бо2льшую потребность в приобретении экологически безопасных продуктов сельского хозяйства.

Мы установили, что в настоящее время основная масса жителей Сыктывкара покупает сельскохозяйственную продукцию на рынках и в крупных продовольственных магазинах. Интересно отметить, что почти 4% опрошенных в качестве места покупки указали торговые точки ОАО «Пригородный»10, хотя данный вариант не был включен в анкету как возможный ответ.

Согласно данным, полученным в ходе анализа собранных анкет, чем более жители города доверяют российской системе сертификации продукции, тем меньшее количество продукции сельского хозяйства они покупают на рынках и в небольших продуктовых магазинах и большее количество сельхозпродукции приобретают в крупных магазинах.

В результате анализа анкет мы определили предпочтительные места покупки органической продукции жителями Сыктывкара. Наибольшее количество респондентов желают приобретать такую продукцию в фирменных магазинах сельхозпредприятий (41,7%) и специальных магазинах экологически безопасных продуктов питания (23,4%). На третьем и четвертом местах соответственно располагаются крупные магазины (13,4%) и любые продуктовые магазины (12,2%). Доставку на дом, видимо, следует рассматривать как дополнение к продажам органических продуктов в магазинах. Среди вариантов ответа мы намеренно не упомянули рынки, а респонденты в свою очередь в варианте ответа «Другое» не указали рынки в достаточной степени, чтобы это повлияло на обработку результатов по данному вопросу.

Для сравнения интересно привести результаты исследования европейского рынка органических овощей, в частности распределение продаж по каналам сбыта. Так, доля супермаркетов составляет здесь 45%, причем по прогнозам она будет увеличиваться и к концу 2003 г. составит 60%. Доля специализированных магазинов натуральных продуктов питания (Natural Food Shops) составляет 21% (до 1995 г. данный канал сбыта был основным в Европе по продвижению продукции органического сельского хозяйства); значительная доля продаж приходится на промышленные предприятия (18%), особенно на те, которые впоследствии перерабатывают органические овощи, а также на прямой сбыт такой продукции потребителям (16%) [14].

При связывании результатов ответа на вопрос о предпочтительных местах покупки экологически безопасной продукции сельского хозяйства и доверии системе сертификации продукции (в данном случае к органам, которые сертификатом подтверждают более высокое качество по санитарно-гигиеническим характеристикам капусты, моркови, свеклы, томатов и огурцов для человеческого организма по сравнению с продукцией, имеющей только сертификат соответствия по системе сертификации Госстандарта России) можно наблюдать, что по мере роста доверия к существующей в России системе сертификации продукции сокращается количество респондентов, желающих покупать органические продукты в фирменных магазинах сельхозпредприятий и специальных магазинах экологически безопасных продуктов питания, а возрастает доля лиц, желающих покупать такую продукцию в крупных магазинах. Это подтверждает наше предположение о том, что вместе с ростом доверия к системе сертификации покупатели скорее поверят в экологическую безопасность продуктов питания, продаваемых в крупных магазинах, где сведения о поставщиках таковой менее доступны, чем в фирменных магазинах сельхозпредприятий и специальных магазинах экологически безопасных продуктов сельского хозяйства.

Интересно отметить рост требований к сервису по мере роста доходов. Как мы и предполагали, покупатели с доходом свыше 10000 тыс. рублей на члена семьи в большей мере, чем представители остальных групп, выразили желание покупать органическую продукцию сельского хозяйства в специальных магазинах экологически безопасных продуктов питания и через фирменные магазины сельхозпредприятий (в литературе данный факт объясняется стремлением к эксклюзивности), в крупных магазинах (в литературе этот факт объясняется стремлением затрачивать на покупки как можно меньшее количество времени, осознание ценности которого возрастает с ростом доходов), в магазинах с более высокими ценами на товары и более высоким уровнем обслуживания (также объясняется стремлением к эксклюзивности и стремлением к общению, даже при решении бытовых вопросов, с людьми своего уровня доходов).

Полученные данные могут быть использованы менеджерами магазинов для определения контингента посетителей, что, в свою очередь, может служить информацией для формирования ассортимента предлагаемых товаров и формата продаж органической продукции сельского хозяйства.

Резюме

Как мы видим, отдельные группы потребителей г. Сыктывкара согласны потреблять более дорогие органические продукты сельского хозяйства, предъявляя при этом определенные требования к каналам сбыта этих продуктов и формату их продаж. Факторами, определяющими группу потенциальных покупателей экологически безопасной продукции сельского хозяйства, являются возраст, пол, доход, наличие работы. Основная причина нежелания покупать органическую продукцию — отсутствие веры в то, что такая продукция действительно экологически более безопасна. Значительно увеличить объемы потенциальных продаж подобной продукции сельского хозяйства можно будет как через повышение репутации сельхозпроизводителей, так и через информирование потенциальных покупателей о технологиях производства, проведение разъяснительной работы.

Следующий шаг — за государством, которое должно создать институциональные и финансовые стимулы для сельхозпроизводителей Республики Коми при производстве органической продукции сельского хозяйства. При этом возможно сочетание местной и завозной продукции для создания постоянно действующего рынка экологически безопасных продуктов сельского хозяйства. Основываясь на данных из мировой практики, мы беремся утверждать, что спрос на органические продукты питания будет расти с ростом благосостояния жителей России в целом и Республики Коми в частности.

Проведенное нами исследование предоставляет информацию для выявления потребностей населения г. Сыктывкара в свежих органических овощах открытого и закрытого грунта в целом. Вместе с тем любое предприятие, которое решит занять нишу производства и реализации в этом городе подобной продукции, должно будет провести исследование рынка, чтобы определить спрос на производимую им продукцию с целью наиболее безболезненного входа на данный рынок.

Литература

  1. Кампания по продвижению продукции и репутации Эколайн. — Сыктывкар: АМК «Профиль», 2001.
  2. Горелова А. Экология и маркетинг: концепция взаимодействия // Маркетинг. — 2001. — № 5 (60). — С. 71—75.
  3. ГОСТ Р 51074-97. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. — М.: ИПК Издательство стандартов, 2002, с Изменением № 1.
  4. Willer H. IFOAM: Basic Definitions // World Organic News. — 2002. — October. — р. 24—26.
  5. Рынок биопродуктов Австрии // Экономика сельского хозяйства России. — 2001. — № 9. — С. 33—34.
  6. Закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Консультант Плюс: Российское законодательство.
  7. Лавриненко Г. Блеск и нищета Коми агропрома // Дело и право. — 2002. — № 8. — С. 11—14.
  8. Экономическая безопасность Республики Коми: оценка и прогноз 2002—2003. — Сыктывкар: Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера КНЦ УрО РАН, 2002.
  9. Указ Главы РК от 22.09.2000 г. № 399 «Об утверждении целевой республиканской программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Коми на 2001—2005 годы» // Консультант Плюс: Коми выпуск.
  10. Социально-экономические проблемы развития северной деревни / Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук. — Сыктывкар, 2002.
  11. Статистический ежегодник Республики Коми: Статистический сборник / Госкомстат Республики Коми. — Сыктывкар, 2002.
  12. О численности населения. Ответ на запрос / Государственный комитет Республики Коми по статистике, 28.05.2003, № 44-22-28/22.
  13. Извеков А. Маркетинговые исследования рынка плодоовощной продукции и его развитие // Маркетинг. — 2000. — № 1 (50). — С. 40—47.
  14. The European Market for Fresh Organic Vegetables. Report # 1001-41. Organic Monitor // www.organicmonitor.com/100141.htm.

1 Столица Республики Коми.

2 Понятие «органическое сельское хозяйство» — одно из наиболее распространенных в мире для обозначения сельскохозяйственной практики, определяемой как «Единый системный подход, представляющий собой набор операций, нацеленных на достижение устойчивости экосистем, безопасности продуктов питания, качества питания, а также благополучия обитания популяций животных» [4, с. 24].

3 Необходимо отметить, что ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», который устанавливал общие требования к информации о пищевых продуктах отечественного и зарубежного происхождения, реализуемых на территории Российской Федерации, при производстве, оптовой и розничной торговле, хранении и сертификации (идентификации), был отменен в июле 2003 г. При этом не было издано ГОСТа, регламентирующего данные вопросы.

4 Например, цены на органическую продукцию на внутреннем рынке Австрии в среднем на 25—30% выше, чем на традиционные продукты сельского хозяйства, а по некоторым товарным группам (мясные продукты, растительные масла) эта разница достигает 50% [5, с. 34]. Цены на некоторые органические продукты в Норвегии в 2 раза выше, чем на продукцию традиционного сельского хозяйства.

5 Ее безопасность законодательно гарантируется Законом РФ «Об охране окружающей среды» [6]. Хотя мы склонны согласиться с министром сельского хозяйства и продовольствия России А. Гордеевым, что в России практически отсутствует ответственность за нарушения и злоупотребления в области качества производимой продукции, и на потребительском рынке в результате этого присутствует некачественная продукция [7, с. 13].

6 К овощам открытого грунта относятся капуста всякая, морковь столовая, свекла столовая, лук репчатый, чеснок, кабачки.

7 Под семьей подразумеваем группу людей, живущих на одной жилплощади и имеющих общие доходы. В статистической отчетности данному понятию соответствует понятие «члены домашнего хозяйства».

8 Противоположность — заочное анкетирование, проводимое через рассылку по почте, через газеты, журналы.

9 При этом 79,4% опрошенных знают, что вся продукция сельского хозяйства, которую мы покупаем, должна иметь сертификат соответствия по системе сертификации ГОСТ Р (Госстандарт России).

10 ОАО «Пригородный» — хозяйство (расположено в г. Сыктывкаре), которое первым в городе стало официально позиционировать овощи закрытого и открытого грунта как соответствующие стандартам качества Российской Федерации. При этом ОАО «Пригородный» имеет в Сыктывкаре сеть узнаваемых торговых точек.

Приложение

АНКЕТА

Уважаемый участник опроса!

Ваши ответы помогут нам выяснить потребность населения г. Сыктывкара в экологически безопасной продукции сельского хозяйства. Результаты опроса будут предоставлены сельхозпредприятиям Республики Коми.

В данном исследовании в качестве экологически безопасной продукции сельского хозяйства мы рассматриваем только свежие (не переработанные) капусту, морковь, свеклу, томаты и огурцы.

1. Знаете ли Вы, что вся продукция сельского хозяйства, которую мы покупаем, должна иметь сертификат соответствия по системе сертификации ГОСТ Р (Госстандарт России)?

  1. Да, знаю.
  2. Нет, не знаю.

2. Доверяете ли Вы существующей в России системе сертификации продукции, которая гарантирует соответствие продукции определенным стандартам качества?

  1. Совершенно не доверяю.
  2. Скорее доверяю, чем не доверяю.
  3. Доверяю в полной мере.

    Сертификат по системе ГОСТ Р гарантирует, что продаваемый продукт соответствует гигиеническим нормативам безопасности и пищевой ценности для человека, а также то, что соблюдены нормативы при его изготовлении, упаковке, транспортировке, хранении и реализации.

    Под экологически безопасной мы понимаем продукцию, более безопасную для человеческого организма (а соответственно, более полезную для здоровья) по своим санитарно-гигиеническим характеристикам, чем продукция, имеющая только сертификат соответствия по системе сертификации ГОСТ Р.

3. Где Вы в основном покупаете продукцию сельского хозяйства для личного потребления в настоящее время?

(Выберите, пожалуйста, не более 2 вариантов ответа.)

  1. По объявлению в газетах у частников.
  2. На рынках.
  3. В небольших продуктовых магазинах.
  4. В крупных магазинах (типа Продтовары, Ассорти, Черемушки).
  5. Другое ________________________________________________________

4. Если у Вас есть дети, живут ли они с вами?

  1. Нет детей.
  2. Дети есть, живут со мной.
  3. Дети есть, но они живут отдельно от меня.

5. Согласны ли Вы покупать экологически безопасную продукцию сельского хозяйства, несмотря на то что такая продукция может стоить в 1,5—2 раза дороже продукции сельского хозяйства, имеющей только сертификат соответствия по системе сертификации ГОСТ Р?

  1. Да, согласен (согласна) — Переходите к пункту 6.
  2. Нет, не согласен (не согласна) — Переходите к пункту 8.

6. Пронумеруйте, что для Вас важнее при покупке экологически безопасной продукции сельского хозяйства (1 — самое важное, 9 — наименее важное).

  • Возможность получить консультации продавца.
  • Привлекательная и удобная упаковка.
  • Очерченный круг и хорошая репутация производителей данной продукции.
  • Приемлемая цена.
  • Известная товарная марка.
  • Система сбыта (удобство приобретения).
  • Присутствие представителя производителя в месте продажи.
  • Хорошая реклама и информирование покупателя о преимуществах этой продукции.
  • Другое _________________________________________________________

7. Как Вам было бы удобнее приобретать экологически безопасную продукцию сельского хозяйства?

(Выберите, пожалуйста, не более 3 вариантов ответа.)

  1. Через доставку на дом.
  2. В магазинах с более высокими ценами на товары и более высоким уровнем обслуживания.
  3. В специальных магазинах экологически безопасных продуктов питания.
  4. В крупных магазинах (типа «Продтовары», «Ассорти», «Черемушки»).
  5. В любых продуктовых магазинах.
  6. Через фирменные магазины сельхозпредприятий.
  7. Затрудняюсь ответить.
  8. Другое _________________________________________________________

Переходите к пункту 9

8. Почему Вы не согласны покупать экологически безопасную продукцию сельского хозяйства?

(Выберите, пожалуйста, не более 2 вариантов ответа.)

  • Недостаточный доход, чтобы приобретать такую продукцию.
  • Потребление такой продукции существенно не улучшит состояние здоровья.
  • Я не верю, что данная продукция экологически более безопасна.
  • Другое ________________________________________________________

9. По Вашему мнению, почему в настоящее время не продается продукция с маркировкой «Экологически безопасная продукция сельского хозяйства»?

(Если Вы затрудняетесь с ответом, можете переходить к следующему пункту.)

____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

10. Ваш возраст:

  1. 20—24 года.
  2. 25—39 лет.
  3. 40—59 лет.
  4. 60 лет и старше.

11. Ваш пол:

  1. Мужской.
  2. Женский.

12. Доходы Вашей семьи:

  1. От 2000 до 4000 руб. в месяц на члена семьи.
  2. От 4000 до 6000 руб. в месяц на члена семьи.
  3. От 6000 до 8000 руб. в месяц на члена семьи.
  4. От 8000 до 10000 руб. в месяц на члена семьи.
  5. Свыше 10000 руб. в месяц на члена семьи.

13. Ваше образование:

  1. Среднее.
  2. Среднее специальное.
  3. Незаконченное высшее (окончил(а) IV курс вуза);
  4. Высшее.

14. Ваше социальное положение:

  1. Работник бюджетной организации.
  2. Государственный служащий.
  3. Работник коммерческой структуры.
  4. Учащийся высшего учебного заведения (университет, аспирантура).
  5. Безработный.

Спасибо за ваши ответы и время, которое вы нам уделили!



Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста