Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2010
Демидов А.М.,
генеральный директор
«ГфК-Русь», г. Москва
Продукты питания и другие товары повседневного спроса большинство россиян предпочитают покупать в небольших магазинах по дороге домой и в супермаркетах. Таковы результаты исследования, проведенного «ГфК-Русь» в мае–июне 2010 г.
Кризисное исследование «Российский потребитель» проводится более 10 лет.
В его основе – всероссийский репрезентативный опрос населения. Объем выборки – 2200 респондентов. Выборка – многоступенчатая, стратифицированная, со случайным отбором респондентов в точках опроса. Количество точек опроса – 160. Ошибка выборки составляет 2,1%.
Шестая волна исследования была проведена в мае–июне 2010 г. Ниже приводятся результаты данного исследования.
Доля тех, кто предпочитает магазины «у дома», выросла с июня 2009 г. с 25 до 30% (рис. 1). Кроме того, с 24 до 29% увеличилась доля намеревающихся совершать в них покупки в дальнейшем. У супермаркетов наблюдается обратная тенденция – их посещаемость как мест наиболее частых покупок упала с 26 до 23%, а доля планирующих совершать там покупки снизилась с 22 до 18%.
Число сторонников продуктовых рынков к середине 2010 г. сохраняется на уровне 16%. Популярность дискаунтеров, резко выросшая в начале кризиса, на момент исследования осталась на отметке 13%. Доли посещающих универсамы и гипермаркеты в 2009–2010 гг. стабилизировались на уровне 7%.
В дальнейшем можно ожидать сохранения уже сложившихся тенденций. Предполагается, что посещаемость супермаркетов и продуктовых рынков будет продолжать падать, будет расти доля совершающих покупки в магазинах шаговой доступности, несколько увеличится посещение дискаунтеров. Нынешняя стагнация посещаемости гипермаркетов и дискаунтеров вызвана скорее нехваткой торговых площадей, чем нежеланием делать в них покупки. Свой вклад в эту ситуацию вносят и большие очереди в гипермаркетах и дискаунтерах.
Доли торговых форматов на рынке FMCG
Основная тенденция докризисных лет состояла в том, что все больше россиян предпочитало делать покупки в магазинах нового формата: гипермаркетах, супермаркетах, магазинах эконом-класса и оптово-розничных, но в кризис возросла роль продуктовых рынков. Исходя из данных панели домашних хозяйств сделан прогноз развития розничной торговли в плане структуры форматов торговли на период до 2012 г. (рис. 2).
По прогнозу «ГфК-Русь» докризисная тенденция увеличения доли современных форматов торговли (гипермаркетов, дискаунтеров, супермаркетов, магазинов Cash & Carry) сохранится. Доля этих форматов в торговле товарами FMCG-категорий вырастет. Доля небольших магазинов, киосков и павильонов будет продолжать снижаться так же, как и доля универмагов. Продуктовые рынки, доля которых за кризисный 2009 г. выросла почти на 3%, по мере окончания кризиса начнут постепенно сдавать позиции.
Эти прогнозы нельзя напрямую сопоставлять с данными опросов, хотя в целом они и коррелируют между собой. В наших прогнозах речь идет об объемах продаж, тогда как респонденты отвечают на вопрос о том, какой тип торговой точки они посещают чаще. Средний чек покупки в гипермаркете обычно составляет несколько тысяч рублей, хотя ходят туда люди реже, чем в небольшой магазин шаговой доступности, где средняя сумма покупки обычно на порядок меньше.
В выборе торговой точки при покупке одежды и обуви практически никаких изменений в 2009 г. – первом полугодии 2010 г. не происходит. По-прежнему около половины россиян (51%) продолжают покупать одежду и обувь на вещевых рынках.
Можно отметить небольшой рост доли покупателей, идущих за одеждой и обувью в отдельно стоящие мульти- и монобрендовые магазины. Доля покупателей в крупных торговых центрах стабильна на уровне 17%. Роль остальных форматов торговли незначительна.