Маркетинговое исследование рынка мобильных устройств чеховского района московской области



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №2 год - 2011


Николаева М.Е.,
студентка 4-го курса Московского государственного университета
приборостроения и информатики,

Федорова О.В.,
к. э. н., доцент кафедры «Коммерция и маркетинговые
исследования» Московского государственного университета
приборостроения и информатики,

На сегодняшний день мобильный телефон – это не просто средство связи для голосового общения. Огромное количество дополнительных функций и многообразный интересный дизайн делают его не только неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но и модным аксессуаром.

По итогам 2010 г. можно судить о том, что российский рынок мобильного ритейла выходит из кризиса. Так, за 2010 г. было продано 35 млн мобильных телефонов, что на 26% больше, чем в 2009 г. В денежном выражении объем рынка достиг 155 млрд руб. (рис. 1) [3].

Согласно информации, представленной ГК «Связной», основными поставщиками мобильных телефонов в Россию остаются Nokia, Samsung, LG и Sony Ericsson, совокупная доля которых составляет 88%. Тем не менее наметилась тенденция роста азиатских брендов, таких как ZTE, Ubiquam, Huawei и др. (с 2 до 5%). Большинство таких телефонов продаются на российском рынке под брендами «Билайн», «Мегафон», «МТС» и «Скай Линк».

Аналитики отмечают, что в 2011 г. на рынке ожидается рост продаж смартфонов. Это связано и с тем, что стоимость смартфонов падает, делая их более привлекательными для потребителя.

Кроме того, удешевление мобильных устройств привело в 2010 г. к смещению ценовых сегментов. Так, значительно увеличилась доля телефонов в сегменте 3000–4999 руб. Продажи устройств этой категории выросли в IV квартале на 7%. Однако следует отметить, что и доля дорогих аппаратов, стоимость которых превышает 25 000 руб., тоже несколько увеличилась. В большей степени это связано с появлением новых моделей от Apple, Samsung и HTC. Это способствовало тому, что во 2-й половине 2010 г. средняя стоимость мобильного устройства возросла и составила 4528 руб. (рис.2) [3].

В «Связном» ожидают, что средняя стоимость мобильного устройства в 2011 г. увеличится незначительно и за счет роста продаж смартфонов будет находиться на уровне 4500 руб. Ожидается, что в текущем году основной рост рынка будет происходить за счет мобильных телефонов, стоимость которых будет составлять 3000–7499 руб. [3].

В период с октября по ноябрь 2010 г. было проведено маркетинговое исследование, объектом которого явились предпочтения потребителей мобильных телефонов в Чеховском районе. В ходе маркетингового исследования было опрошено 412 человек: 217 (52,7%) представителей мужского пола и 195 (47,3%) представительниц женского пола.

Целью описательного маркетингового исследования является определение предпочтений потребителей в возрасте от 17 до 22 лет в отношении марок мобильных устройств в Чеховском районе Московской области.

В ходе исследования были решены следующие задачи:
1) определение выборочной совокупности;
2) составление анкеты. Проведение анкетирования;
3) интерпретация и представление результатов.

При проведении анализа использовались данные Федеральной службы государственной  статистики и Управления образования Чеховского района (вторичная информация), а также результаты количественного исследования потребителей (первичная информация).

В качестве метода сбора первичной информации использовался опрос. Сбор информации осуществлялся с помощью Интернета, что позволило опросить значительную долю респондентов.

При формировании выборочной совокупности применялся метод простой случайной выборки. Опрос проводился среди жителей Чеховского района Московской области в возрасте от 17 до 22 лет.

Численность жителей Чеховского района составляет 109 тыс. человек; согласно данным Федеральной службы государственной статистики о распределении населения по возрастным группам [5], а также информации, представленной Управлением образования Чеховского района [6]. Можно предположить, что на долю жителей в возрасте от 17 до 22 лет приходится приблизительно 2,5 тыс. человек, таким образом, генеральная совокупность составила 2,5 тыс. человек. Выборочное обследование проводилось по схеме бесповторного отбора, при котором повторное попадание в выборку одних и тех же единиц исключено. Оптимальная численность выборки для бесповторного отбора рассчитывается по формуле:

где N – генеральная совокупность;
 – выборочная дисперсия;
t – коэффициент доверия;
 предельная ошибка выборки.

При выборочном методе обследованию подвергается сравнительно небольшая часть изучаемой совокупности – 5–10% (реже 15–20%). Поскольку в нашем случае число опрошенных респондентов составило 412 человек, что составляет 16,5%, то выборку можно считать репрезентативной (без проведения дополнительных вычислений).

Для сбора первичных данных в качестве инструмента исследования использовалась анкета, состоящая из двух типов вопросов. На вопросы первой группы следовало выбрать ответ из имеющихся вариантов; на вопросы второй группы дать ответы самим.

Как показало проведенное исследование, наиболее популярными респонденты считают следующие марки мобильных телефонов: Nokia (31%), Samsung (25%), Sony Ericsson (21%), LG (7%) (рис. 3), и это естественно, поскольку на российском рынке, как уже отмечалось ранее, совокупная доля этих поставщиков составляет 88%.

Анализ распределения предпочтений в отношении марок мобильных телефонов по половому признаку респондентов показал, что подавляющее большинство мужчин (57%) предпочитают телефоны Nokia, а телефоны LG – всего около 1% (рис. 4). Распределение предпочтений женщин в отношении четверки лидеров более равномерно (рис. 5).

 

Большинство респондентов (78%) покупку нового мобильного телефона осуществляют один раз в два года и реже (рис. 6). При этом в 50% случаев на желание приобрести новый мобильный телефон оказывает влияние реклама.

Следует отметить, что наиболее популярными источниками информации для получения сведений о мобильных телефонах являются Интернет (44%), телевидение (24%) и «сарафанное радио» (19%) (рис. 7). Кроме того, для потребителя большое значение имеет статус фирмы производителя (77%), а также наличие гарантии качества на товар (83%).

Анализ влияния источников получения средств для приобретения мобильного телефона на периодичность осуществления покупки показал, что те респонденты, которые имеют собственный источник дохода, чаще приобретают новый мобильный телефон, чем те, которые такового не имеют (рис. 8). Однако всего 26% респондентов, имеющих собственный источник дохода, осуществляют покупку 1 раз в год и чаще; большинство же таких респондентов меняют телефон не чаще 1 раза в два года.

Подавляющее большинство респондентов (53%) готовы потратить на новый мобильный телефон от 5 до 10 тыс. руб., что превышает среднюю стоимость мобильного телефона по оценкам ГК «Связной» – 4,5 тыс. руб. Несмотря на то, что 45,5% респондентов не имеют собственных доходов, телефонами стоимостью до 5 тыс. руб. согласны пользоваться лишь 12%.

Распределение респондентов в зависимости от количества средств, которые они готовы потратить на новый мобильный телефон, представлено на рис. 9.

Влияние уровня дохода респондентов на стоимость покупки нового мобильного телефона представлено на рис. 10.

Кроме того, на стоимость покупки нового мобильного телефона оказывает влияние источник средств для его приобретения (рис. 11).

Многообразие функций телефона очень привлекает внимание потребителей, но они не становятся решающими факторами при выборе аппарата. Вопреки существующему мнению о том, что для молодых людей ключевую роль играет дизайн, результаты исследования показали другой  результат: основным фактором при выборе нового мобильного телефона остается «надежность» (4,4 балла) (рис. 12).

Однако при эксплуатации приоритетным для пользователей остается качество связи (8,7), что вполне закономерно, учитывая основное назначение мобильного телефона (рис. 13).


Для опрошенных респондентов наиболее популярными местами приобретения мобильных телефонов являются такие магазины г. Чехова, как «Связной» (24%) и «Евросеть» (20%) (рис. 14). Причем 51% респондентов отметил, что на выбор места покупки телефона оказывает влияние наличие послепродажного сервиса.

Исследование предпочтений потребителей в возрасте от 17 до 22 лет в отношении марок мобильных устройств в Чеховском районе Московской области показало, что наибольшей популярностью среди молодых людей пользуются телефоны марок Nokia, Samsung, Sony Ericsson. Причем потребители, несмотря даже на отсутствие в некоторых случаях собственного источника дохода, готовы приобретать дорогие (стоимостью более 10 тыс. руб.) телефоны с большим количеством функций.

Наибольшее действие на потребителей в возрасте от 17 до 22 лет оказывает реклама, размещаемая в Интернете.

Потребители предпочитают покупать мобильные телефоны в магазинах своего города. Наибольшей популярностью пользуются лидеры мобильного ритейла – «Связной» и «Евросеть». Для большинства потребителей на выбор магазина оказывает влияние послепродажный сервис.

Литература
1. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга : пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М., СПб., К. : Вильямс, 1999.
2. Мухаматулин Т. Горе от ума // Однако. – 2010. – № 30.
3. www.tssonline.ru (сайт «Технологии и средства связи»).
4. www.cnews.ru (сайт «Издание о высоких технологиях CNEWS»).
5. www.gks.ru (сайт Федеральной службы государственной статистики).
6. www.chekhov-city.ru (официальный сайт Чеховского муниципального района Московской области).

19.01.2015

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста