Исследование ценовых аспектов снабженческо-сбытовой деятельности предприятий молочного подкомплекса Cаратовской области



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2012


Гритчина М.Н.,
к. э. н., доцент кафедры
«Маркетинг в АПК»
Саратовского госагроуниверситета
им. Н.И. Вавилова

В рыночной среде успех снабженческо-сбытовой деятельности предприятия зависит в первую очередь от его способности быстро и успешно адаптироваться к факторам, влияющим на ценовую конкуренцию. Исследование ценовых аспектов снабженческо-сбытовой деятельности предприятий позволяет определять прогнозные объемы сбыта и развить приоритетные направления молочного подкомплекса Саратовской области.

Современные предприятия молочного подкомплекса, являющегося стратегически важной отраслью АПК, испытывают постоянный дефицит ресурсов, а также функционируют в режиме обостряющейся конкуренции на рынках сбыта. Это заставляет детально исследовать проблемы управления адаптацией их снабженческо-сбытовой сферы, которое позволяет своевременно выявлять перспективные возможности, обусловленные внешней средой, более полно и комплексно использовать потенциал предприятия.


В период 2010–2011 гг. в рамках хоздоговора № 12/11«Г» нами были проведены исследования рынка молочной продукции с целью формирования рыночной стратегии развития бизнеса крупнейшего в регионе перерабатывающего предприятия ОАО «Молкомбинат Энгельский». В ходе исследования собирались первичные данные об объемах и территориальной структуре спроса на молочное сырье и переработанную продукцию. В статье рассмотрены ценовые аспекты снабженческо-сбытовой деятельности крупнейших рыночных агентов в сегменте переработки молочной продукции.


Результирующая и определяющая роль снабженческо-сбытовой сферы при производстве, переработке и сбыте молока и молочной продукции в современных условиях связана с тем, что в конкурентной среде рынка успех предприятия зависит в первую очередь от способности быстро и успешно адаптироваться к факторам внешнего воздействия. К числу таких факторов в условиях молочного подкомплекса Саратовской области относятся: объемы поставок молочного сырья в районах (включая предприятия всех форм собственности); потребление молочного сырья и продукции (объемы и территориальная структура спроса); самообеспеченность; уровень монополизации рынка; ценообразование; прямое и косвенное государственное регулирование на молочном рынке (субсидирование, квотирование и др.).


Рассмотрим динамику и структуру сбыта молока по категориям хозяйств Саратовской области: значительная доля поставок осуществляется мелкотоварными хозяйствами – личными подсобными хозяйствами и крестьянскими фермерскими хозяйствами (рис. 1).



Почти весь рынок цельного молока Саратовской области в 2011 г. был представлен местной продукцией (95,6%). Однако на протяжении многих лет в область ввозилось значительное количество молочной продукции (сухого молока, сыров, кисломолочной продукции и молочных десертов). Основными поставщиками данной продукции являются соседние регионы (Татарстан, Башкортостан, Белгородская и Пензенская области), страны ближнего зарубежья, такие как Эстония, Белоруссия и Украина, а также Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды, Дания.


Только в 2009–2011 гг. сальдо вывоза и ввоза молока и молочной продукции стало  положительным (рис. 2).



Главными зонами сбыта молока и молочных продуктов через розничную торговлю являются г. Саратов и крупнейшие районные центры с населением более 35 тыс. человек. В январе–апреле 2012 г. в первой зоне реализовано продукции на 18,374 млрд руб., во второй – в 1,7 раза меньше.


Около 39% объема розничных продаж молока и молочных продуктов приходилось в 2011 г. на г. Саратов. В Энгельском районе было реализовано 8,5% продукции в стоимостном выражении, в Балашовском – 7,6%. Доля Балаковского района в структуре розничных продаж молока оценивается в 5,4%, Вольского района – в 4,3%. На доли Марксковского, Пугачевского и Ершовского районов приходится 2,9; 2,0 и 1,9% соответственно. Всего на девять крупнейших районов Саратовской области приходится три четверти объема розничных продаж молока и молочных продуктов. В этих же районах наблюдается относительно высокий уровень цен на основные виды молочной продукции.


В течение I квартала 2012 г., несмотря на то что товаропроизводители Саратовской области не снижали производство молока, значительного изменения средней цены реализации молока производителей не происходило, она оставалась в среднем на уровне 15,7 тыс. руб. за тонну. Сравнительный анализ аналогичных данных за 2011 г. также свидетельствует, что цены оставались в среднем на уровне  13,8 тыс. руб. за тонну (13,8 руб. за кг). В первой половине февраля наметилось довольно резкое увеличение цен. Среднее увеличение цены реализации молока производителями за январь–апрель 2012 г. составило 1,83% (172,34 руб. за тонну) каждые две недели, в то время как за аналогичный период 2011 г. увеличение составило 1,58% (164,72 руб. за тонну) каждые две недели.


Средняя цена реализации производителями молочного сырья по Саратовской области за I квартал 2012 г., равная 15,74 руб./кг, в целом была немного выше среднего по России уровня – 15,36 руб./кг, что аналогично данным за тот же период 2011 г. – 13,76 и 13,83 руб./кг соответственно.


В районах области цена реализации цельного молока составляла в среднем от 12,73 до 17,86 руб. за кг. При этом в конце марта – начале апреля наметилась тенденция к увеличению цен реализации на цельное молоко КРС.


Динамика средней цены закупки сырого молока перерабатывающими предприятиями Саратовской области колебалась в пределах 14,3–19,5 тыс. руб. за тонну (с учетом НДС). Наименьшие цены реализации молока отмечены в южном секторе левобережной зоны, где средняя по районам цена колебалась в пределах 11,25–13,79 руб. за кг. Самые низкие цены реализации молока сельхозтоваропроизводителями в I квартале 2011 г. были зафиксированы в Озинском и Федоровском районах, самые высокие – в Базарно-Карабулакском и Татищевском районах.


С начала января 2012 г. средняя по Саратовской области цена приобретения молока оставалась на уровне 13,78 руб. за кг.


Несмотря на увеличение предложения молока на 2,45%, средний темп роста закупочных цен на молоко за январь–март 2012 г. носил положительный характер.


Прирост средней цены составил 2,31%, когда в прошлом году этот показатель снижался на 0,96%. В апреле 2012 г. в районах области цены приобретения молока были в среднем на 15,44% больше уровня аналогичного периода прошлого года (рис. 3).



По данным ценового мониторинга Министерства сельского хозяйства Саратовской области, отпускная цена молока коровьего составляла в январе–марте 2012 г. в среднем в 22,79 руб. за кг.


Для сравнения рассмотрим также обобщенные данные динамики цен на цельное молоко по всем сферам молочного рынка Саратовской области за более длительный период – за последние 10 лет (рис. 4).


Как видно из приведенных данных, доля прибыли торговых сетей в конце исследуемого периода непропорционально увеличилась, в то же время доля сельскохозяйственных  товаропроизводителей продолжает уменьшаться.


При этом стадия производства молочного сырья характеризуется значительной долей риска, высоким уровнем материалоемкости и затрат капитала (средний уровень рентабельности 14,28%). Стадия переработки молока характеризуется высокой капиталоемкостью, наиболее жесткими требованиями к квалификации персонала, гигиене и санитарии (средний уровень рентабельности 18,95%). На стадии реализации продукции капитальные затраты невысокие, невысока сложность процессов хранения и реализации, при этом высоки затраты на обработку текущей информации, а рентабельность торговли составляет 28,57%. Такое соотношение доли риска, затрат и прибыли в снабженческо-сбытовой сфере молочного подкомплекса Саратовской области типично для России, где доля прибыли торговли складывается в основном за счет относительно высоких наценок (рис. 5).



Как видно из вышеприведенных диаграмм, в ценах производства прослеживается тенденция к их росту. Увеличение издержек производства и переработки молока сказалось на ценах реализации. В январе–марте 2012 г. по Саратовской области цены производства 1 тонны пастеризованного молока выросли на 384,56 руб. (1,62%). Наиболее высоким оставался прирост средних издержек при производстве сливочного масла и твердых сычужных сыров (соответственно 3,8 и 2,4%).


Несмотря на небольшое увеличение объемов производства большинства видов молочной продукции в январе–марте 2012 г. по сравнению с тем же периодом 2011 г., продолжился рост цен практически на все основные продукты на молочном рынке Саратовской области (рис. 6).



Наиболее высокими по цене в розничной продаже, как и в прошлом году, были сухие молочные смеси для детского питания. Средняя цена по Саратовской области в марте 2012 г. составила 632,75 руб. за кг, что на 1,28% больше уровня января этого года и на 6,41% превышает средний уровень цен на этот продукт в марте 2011 г.


Далее приведены результаты мониторинга цен конца февраля – начала марта 2011 г. по Саратовской области, когда наблюдался наиболее высокий их прирост. В I квартале 2012 г. также отмечалось удорожание молочной продукции по сравнению с предыдущими месяцами (рис. 7).


По сравнению с аналогичным периодом прошлого года существенных изменений в структуре продаж молочной продукции по Саратовской области не наблюдалось. В общем объеме продаж в тоннах доля пастеризованного молока составляет 32,6%, стерилизованного – 13,9% и кефира – 12,7%. Поскольку в сегменте традиционных продуктов потребление все еще оценивается как недостаточное по отношению к уровню развитых стран и к рекомендуемым нормам потребления, прогнозный объем спроса на нем будет изменяться пропорционально изменениям доходов населения [1].



Анализ структуры потребительских расходов домашних хозяйств Саратовской области на покупку продуктов питания в 2011 г. показал, что расходы на покупку молока и молочных продуктов в совокупных расходах являются одними из приоритетных (16,45%) и занимают третье место после мясных продуктов (28,32%) и хлебобулочных изделий (19,67%) [2].


Снижение доходов населения и рост инфляции создают предпосылки для изменения ассортиментной структуры сбыта основных видов молочной продукции в Саратовской области. По данным выборочного обследования структуры продаж крупных и средних организаций розничной торговли 5 районов г. Саратова, а также городов Балаково, Аткарск, Вольск, Хвалынск и Ртищево, проведенного нами в 2011–2012 гг., в общем объеме продаж молока и молочных продуктов снизилась доля сливочного масла (–2,7%); сметаны (–2,4%); твердых сыров (–1,9%); творога жирного (–1,6%) и при этом увеличилась доля спредов (+3,7%); творога нежирного (+2,8%) и цельного разливного молока (+7,3%) [3].


В заключение следует отметить, что, несмотря на то, что за 2011 г. наибольшую динамику прироста сбыта на молочном рынке имела десертная продукция (творожные десерты, йогурты и ароматизированное молоко соответственно на 7,8; 9,2 и 15,6%), основной объем сбыта на молочном рынке по-прежнему обеспечивают традиционные продукты, такие так молоко, кефир и творог [4]. Поэтому их производство и сбыт для управления снабженческо-сбытовой сферой предприятий молочного подкомплекса Саратовской области будут иметь первостепенное значение.


Используемые источники
1. Данные МСХ Саратовской области: Стенограмма заседания Межведомственной рабочей группы МСХ СО по вопросам развития молочного скотоводства в Саратовской области. – Саратов, 06.07.2012. [Электронный ресурс]. URL: minagro.saratov.gov.ru/
2. Ларионов М.А. Результаты мониторинга потребительских расходов домашних хозяйств Саратовской области в период кризиса // Вестник СГСЭУ. – 2012. – № 1 (35).
3. Гритчина М.Н. Динамика и структура потребительских расходов домашних хозяйств Саратовской области в период кризиса/Материалы НПК ППС. – Издательство СГАУ им Н.И. Вавилова. – 2011.
4. Гритчина М.Н. Динамика и структура потребительских расходов домашних хозяйств Саратовской области в период кризиса/Материалы НПК ППС. – Издательство СГАУ им Н.И. Вавилова. – 2011.

28.08.2017

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста