Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №2 год - 2004
к.т.н., заместитель директора Центра информационных технологий, г. Москва
Предисловие
Многие мыслители с древнейших времен (V в. до н.э.) и по настоящее время постоянно проявляли и проявляют интерес к такому емкому и притягательному понятию, как гармония. В результате многократных и настойчивых исследований всех предыдущих поколений установлено, что гармония в материальном мире связана прежде всего с наличием количественной пропорции 0,62 : 0,38 между двумя составляющими единого целого. Наличие этой пропорции, названной Л. да Винчи «золотым сечением», присутствует как во всех рукотворных шедеврах мировой архитектуры, живописи, поэзии, музыки, так и в природных явлениях и объектах: движении планет, строении атома, тепловых процессах, филлотаксисе растений, строение человеческого тела, включая сердце, мозг, кровь, и т.д.
Исследования последних десятилетий указывают на плодотворность использования концепции «золотого сечения» в таких областях, как психология, связь, медицина, технические системы, генетика, биология, политика, образование, менеджмент, а также в концепциях безопасности, военном деле, выборных технологиях, информационных технологиях и т.д.
Неудивительно, что и в экономической сфере в последнее время заметный поток публикаций по исследованию рынка обращается к многообещающей теме «золотого сечения». Чем это вызвано? По-видимому тем, что данный подход позволяет оценивать такой сложный механизм, каким представляется рынок, со следующих позиций:
если принять, что гармоничный рынок есть система, в которой между ее составляющими содержится максимальное количество связей, имеющих пропорции «золотого сечения», то это дает серьезные основания рассматривать гармоничный рынок как рынок, оптимизированный с точки зрения минимума затрат по обеспечению устойчивости .
С точки зрения минимума издержек рынок всегда являлся предметом исследования экономистов, в связи с чем, естественно, они не могли не подойти вплотную к идее «золотого сечения», хотя непосредственно этот термин у них не использовался.
Что же такое гармоничный рынок в нашем представлении?
Во-первых, это некоторая идеализированная модель таких рыночных процессов, которые допускают представление в виде совокупности частей некоторого общего целого и между этими частями справедливо наличие «золотых пропорций».
Во-вторых, эта модель должна служить эталоном, с которым сравниваются реальные процессы, в результате чего формируются некоторые оценки данных процессов, позволяющие организовать управляющие воздействия на рынок.
Рассмотрим вопрос о модели гармоничного рынка более детально.
Также в данной статье читайте:
- Описание модели гармоничного рынка (МГР)
- Основные результаты моделирования
- Общие требования к банку данных
- Пример расчетов
- Выводы
Полностью статья опубликована в журнале Маркетинг в России и за рубежом №2 / 2004