О состоянии потребительского рынка России в 2000 г.



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №4 год - 2001


(по материалам конференции «Совершенствование организации товароснабжения в регионе на основе развития оптово-розничных объединений (сетей)»)

12 апреля 2001 г. в Центре международной торговли прошла межрегиональная конференция «Совершенствование организации товароснабжения в регионе на основе развития оптово-розничных объединений (сетей)». Организаторами конференции явились: Торгово-промышленная палата РФ, Правительство Москвы, Союз торгово-промышленных палат Центрального федерального округа РФ, Ассоциация торгово-промышленных палат «Центральная Россия». На конференции присутствовали представители регионов и областей РФ.

В 2000 г. произошли положительные сдвиги в развитии торговли. Состояние потребительского рынка оставалось стабильным и характеризовалось высоким уровнем товарной насыщенности.

На протяжении всего периода отмечался устойчивый прирост оборота розничной торговли, и к концу 2000 г., по оперативным данным, он составил 2240 млрд. руб., или 108,5% в товарной массе по сравнению с 1999 г. Положительная динамика характерна для большинства субъектов Российской Федерации.

Отмечалась положительная динамика в уровне доходов населения, являющимся основным фактором роста платежеспособного спроса на товары. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения, по предварительным данным составивший около 10%, позитивно сказался и на структуре платежеспособного спроса. Наблюдалась тенденция улучшения макроструктуры оборота, проявляющаяся в повышении удельного веса продажи непродовольственных товаров. В обороте розничной торговли доля приобретения населением непродовольственных товаров на 2% превысила уровень 1999 г. (удельный вес продажи непродовольственных товаров в 1999 г. составлял 51,9%).

Обозначилась тенденция оттока покупателей с вещевых, смешанных и продовольственных рынков в торговую сеть, о чем свидетельствуют опережающие темпы реализации товаров торгующими организациями.

Экономический кризис оказал, в известной степени, положительное влияние на развитие отечественной промышленности, выпускающей товары народного потребления.

Предприятия отечественной промышленности стали увеличивать выпуск конкурентоспособных товаров, что дало определенный толчок к формированию рынка отечественных товаров. В результате потребительский рынок пополнился многими новыми товарами в расширенном ассортименте по количеству, видам и потребительским свойствам.

Успешно развивалась легкая и пищевая промышленность. По предварительным данным, прирост производства изделий легкой промышленности за 2000 г. составил свыше 30%, прирост производства в пищевой промышленности — не менее 12%.

Развитие отечественной пищевой и легкой промышленности — это то направление, которое способно придать устойчивую динамику всему экономическому росту, поскольку оно опирается на внутренний спрос и в меньшей степени зависит от внешних факторов. К тому же развитие этих отраслей повышает экономическую безопасность страны.

Однако основные проблемы продовольственного рынка оставались достаточно острыми. При увеличении выпуска продукции предприятиями мясной и молочной промышленности, значительном расширении ассортимента, улучшении качества товаров данных отраслей, в 2000 г., как, впрочем, и на протяжении последнего десятилетия, большой проблемой явилась недостаточная сырьевая база для производства мясо- и молокопродуктов, или, другими словами, состояние сельского хозяйства пока еще не позволяет говорить о полном удовлетворении потребностей населения в основных продуктах питания за счет отечественных товарных ресурсов. Зависимость продовольственного рынка от импорта еще довольно существенна.

По-прежнему продолжает сокращаться потребление населением страны мяса и молока. Потребление этих продуктов практически в 2 раза ниже норм, рекомендуемых для нормальной жизнедеятельности (при рекомендуемой норме потребления мясопродуктов 81 кг фактическое потребление составило порядка 45 кг, молокопродуктов — соответственно 392 и 215 кг). Вместе с тем в прошлом году несколько возросло потребление в расчете на душу населения сахара, растительного масла, рыбы и рыбопродуктов, овощей и хлебопродуктов, включая крупу и макаронные изделия. Однако достичь рекомендуемого Минздравом России уровня потребления этих продуктов (кроме хлебобулочных изделий и картофеля), к сожалению, еще не удается (рекомендуемое потребление рыбопродуктов составляет 23,3 кг на человека в год, фактически потребляется — около 10 кг, овощей соответственно — 139 кг и чуть более 80 кг в год на человека).

Изменился рацион питания населения. Усилилась дифференциация в расходах на покупку различных видов продуктов питания среди населения с различным уровнем материального достатка.

В начале декабря 2000 г. рост цен на продовольственные товары к аналогичному периоду 1999 г. составил более 15%. Стоимость минимального набора из 25 основных продуктов питания в среднем по России на начало декабря 2000 г. равнялась 730,0 руб. в расчете на месяц и по сравнению с началом года увеличилась на 10% (стоимость набора в Москве составила 925,0 руб., или на 6% выше, чем в начале декабря 1999 г., в Санкт-Петербурге — 800,0 руб. и выше на 14%).

Скажем о состоянии рынка алкогольной продукции. Меры, принятые в последние два года по усилению роли государства в регулировании и контроле в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции (квотирование производства спирта этилового, введение моратория на его импорт, лицензирование производства и оборота этой продукции и т.д.), направлены на поддержку отечественных товаропроизводителей и пополнение средств федерального и региональных бюджетов.

Продолжает улучшаться структура потребления алкогольных напитков и пива. В прошлом году было отмечено снижение производства и продажи водки и ликеро-водочных изделий в среднем на 10% против уровня 1999 г., при увеличении за тот же период производства вина виноградного и коньяка на 25—30%.

Однако проблема нелегального производства алкогольной продукции остается еще острой. Расчетный уровень нелегального производства водки и ликеро-водочных изделий, с учетом неформального оборота, составлял в 2000 г. свыше 40%.

Что касается рынка непродовольственных товаров, то ситуация здесь выглядит более благополучно и носит сбалансированный характер. Положительные тенденции роста производства непродовольственных товаров сложились практически во всех территориях. В то же время следует отметить, что рост производства большинства непродовольственных товаров лишь компенсировал резкое сокращение объемов их выпуска в предыдущий период.

И хотя на рынке непродовольственных товаров уже происходят позитивные изменения под воздействием серьезной конкуренции между российскими товаропроизводителями и импортерами аналогичной продукции, все же основной составляющей покупательского спроса продолжал оставаться ценовой фактор.

Учитывая, что цена на отечественную продукцию в 1,5—2 раза ниже, чем на аналогичные импортные товары, наблюдается увеличение спроса населения на товары отечественных производителей (стиральные машины, морозильники, пылесосы, трикотажные изделия, ткани, обувь и др.). В результате можно ожидать дальнейшего снижения доли импортных поставок, хотя по отдельным позициям импорт будет занимать устойчивое положение на рынке (радиоэлектроника, фототовары и др.).

Нельзя забывать, что благоприятные условия, созданные кризисом, не вечны и постепенно исчерпываются. Стабилизация рубля при росте цен на внутреннем рынке улучшает положение импортеров. Цены на отечественные и импортные товары постепенно сближаются.

Наступает время реального рынка и реальной конкуренции на равных. На рынке должны быть и импортные, и российские товары, и у потребителя должен быть выбор. В таких условиях наши товары должны быть современными и качественными.

Наметилась тенденция к улучшению качества таких продовольственных товаров, как кондитерские изделия, растительное и сливочное масло, маргарин и майонез, колбасные изделия и копчености, молочные и плодоовощные консервы, минеральная вода и ряд других, процент забраковки которых по сравнению с 1999 г. снизился в среднем на 10%.

Что касается качества промышленных товаров, то положение с ним гораздо хуже, чем с продуктами питания. Количество забракованной продукции по основным видам товаров превышает здесь 40%. Так, в прошедшем году не было допущено к реализации от проверенного количества от 43 до 70% тканей, текстильной галантереи, меха и меховых изделий, кожаной обуви, мебели и др. К большому сожалению, приходится констатировать, что количество забракованных промышленных товаров по сравнению с 1999 г. увеличилось более чем на 17%. Основными же причинами снятия с реализации указанных товаров являются промышленные дефекты, что свидетельствует о безответственном отношении производителей к качеству выпускаемой продукции и низком уровне производственного контроля на предприятиях.

Несколько слов о качестве импортных товаров. Результаты проводимых проверок показывают, что в страну завозится продукция главным образом низкого качества. Так, по данным Госторгинспекции в прошедшем году было забраковано от проверенного количества до 45% импортных продуктов питания, и эта цифра практически не изменилась по сравнению с предыдущим годом. Особое беспокойство вызывает качество мясных, рыбных и молочных консервов, сливочного и растительного масла, процент забраковки которых остается достаточно высоким на протяжении ряда лет.

Такое же положение и с качеством импортных промышленных товаров. Особенно много нареканий со стороны потребителей вызывает качество обуви, мебели, меха и меховых изделий и ряда других товаров.

В текущем году было проведено 11 федеральных оптовых выставок-ярмарок по закупке и продаже товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности, «Галантерея», «Хозтовары и мебель», «Культспорттовары» и другие.

Выставочно-ярмарочная деятельность стимулирует выпуск конкуренто-способной отечественной продукции. В рамках Национальной программы поддержки российских предприятий предусмотрены выставки (конкурсы) отечественных товаров, услуг и технологий, в числе которых «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века», «Лучшие товары и услуги на рынках России», «Покупайте российское» и другие.

Развитие этой деятельности нашло активную поддержку и в регионах. В 45 территориях организованы и работают более 65 постоянно действующих выставочно-ярмарочных центров.

Однако проблемами сегодняшней выставочно-ярмарочной деятельности являются низкий уровень информационного обеспечения, многочисленность этих мероприятий, дублирование их тематики и участников.

Сегодня вполне своевременно ставятся вопросы о сокращении видов деятельности, подлежащих лицензированию, упрощении процедур регистрации юридических лиц и согласовании инвестиционной документации, облегчении системы административных требований к участникам хозяйственной деятельности, а также сокращении числа органов, имеющих право осуществлять проверку деятельности хозяйствующих субъектов, упорядочении деятельности контрольных и надзорных органов.

К настоящему времени завершен первый этап работы по формированию системы сертификации услуг торговли и общественного питания. В сфере общественного питания функционируют 140 аккредитованных органов в 72 территориях России, аттестовано 350 экспертов. В розничной торговле организовано 48 координационных советов и аттестовано 67 экспертов. Утверждены Правила сертификации услуг розничной торговли. В дальнейшем продолжатся совершенствование нормативной базы системы сертификации услуг торговли и общественного питания, разработка и введение стандартов на эти виды услуг.

В 2001 г. с учетом предполагаемых темпов развития промышленного и сельскохозяйственного производства, повышения уровня реальных располагаемых денежных доходов населения и социального обеспечения, совершенствования инфраструктуры возможно увеличение торгового оборота до 5%.

Товарная насыщенность потребительского рынка будет носить устойчивый характер. Платежеспособный спрос населения на важнейшие продукты питания и основные непродовольственные товары будет удовлетворяться в полной мере.

В краткосрочном периоде потребительский рынок будет развиваться в соответствии с Планом действий правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000—2001 гг., главной целью которого является повышение уровня жизни населения.

 

Также по этой теме: