Обзор рынка смартфонов в 2010 и 2011 гг.



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 2012


Кацегоров В.В.,
руководитель отдела исследований
и анализа рынка ГК Связной

Соответствовать потребностям современного клиента и отвечать его изменяющимся запросам сегодня невозможно без актуальной и точной информации о развитии рынка. Исследования рынка позволяют проанализировать ключевые тенденции его развития, выстроить эффективную стратегию компании, правильную ассортиментную и ценовую политику и т. д. Особую актуальность маркетинговые исследования приобретают для российских ритейлеров цифровой техники, работающих в условиях динамично развивающегося рынка телекоммуникаций. Один из примеров такого исследования – обзор рынка смартфонов, подготовленный аналитиками крупнейшего российского сотового ритейлера «Связной», по итогам 2011 г.

По оценкам аналитиков ГК «Связной»(1), существенный рост на рынке мобильных телефонов продолжает наблюдаться в категории «смартфоны». Так, по итогам 2011 г. продажи смартфонов выросли на 75% по отношению к прошлому году и составили 7,6 млн шт., в то время как продажи обычных телефонов сократились на 3%. Доля смартфонов по итогам 2011 г. выросла на 8 п. п. и составила 20% (рис. 1).

 

(1) «Связной» – лидирующая независимая федеральная розничная сеть на рынке сотового ритейла.
Осуществляет свою деятельность с 1995 г. На сегодняшний день открыто 2973 магазина «Связной» на территориях России и Беларуси, в которых ежедневно совершается около 1 млн транзакций.

 

В денежном выражении рынок смартфонов в 2011 г. вырос на 55% по отношению к 2010 г. и достиг 80,6 млрд руб, что составило 49% от всего рынка мобильных телефонов. Рынок обычных GSM-телефонов в денежном выражении за год сократился на 21% (рис. 2).

Средняя стоимость смартфона на российском рынке за год сократилась на 12% и по итогам 2011 г. составила 10 641 руб.

Ниже представлено изменение средней цены основных брендов в 2011 г. по отношению к 2010 г.

Смартфоны почти полностью заменили собой обычные GSM-телефоны в верхних ценовых сегментах. В настоящий момент наблюдается замещение в ценовых сегментах от 3000 руб.

Продажи смартфонов продолжают расти благодаря тому, что спускаются в средние ценовые сегменты. Так, по итогам 2011 г. 43% смартфонов составили аппараты стоимостью до 7500 руб., в то время как годом ранее на них приходилось лишь 25% продаж (рис. 3).

Основу доступных смартфонов стоимостью до 7500 руб. составляют смартфоны компании Nokia и Samsung.

В верхнем ценовом сегменте «свыше 25 000 руб.» по-прежнему доминирует компания Apple.

Если говорить об операционных системах, то смартфоны спускаются в нижние ценовые сегменты благодаря системе Symbian и Bada. Смартфоны на базе Android продолжают наращивать свою долю во всех ценовых сегментах. В верхнем ценовом сегменте лидерство принадлежит системе iOS.

Лидером на российском рынке смартфонов как в натуральном, так и в денежном выражении по итогам 2011 г. остается компания Nokia, несмотря на значительную потерю своей доли.

Самой быстрорастущей компанией на рынке смартфонов является компания Samsung, чья доля с 2010 г. выросла на 20 процентных пунктов и составила 29% по итогам 2011 г.

Заметно увеличила свою долю компания HTC – с 6 до 9% (рис. 4).

Несмотря на то что по итогам 2011 г. компания Samsung не смогла догнать компанию Nokia, по итогам 4-го квартала 2011 г. в денежном выражении Samsung удалось опередить своего ближайшего конкурента.

Компания HTC после выхода новых моделей компании Apple iPhone 4 8Gb и iPhone 4S не смогла удержать свою долю, которую ей удалось достичь в середине года, однако за год компания нарастила свою долю на 3% (рис. 5).

Несмотря на то что по итогам года лидирующей операционной системой по праву считается Symbian, продажи смартфонов на ОС Android в 4-м квартале 2011 г. вышли на первое место. Доля Android в 4-м кв. 2011 г. составила 38% против Symbian – 37%.

Стоит отметить, что система Windows Phone, которая пришла на смену Windows Mobile, за 4 месяца после старта в России смогла достигнуть 3% рынка. Напомним, что в 2009 г. система Android добилась такого показателя примерно за аналогичный период. Впрочем, стоит учитывать, что рынок был значительно меньше.

Система MeeGo заняла в 4-м квартале 2011 г. 1% рынка всего с одной моделью смартфона (Nokia N9) (рис. 7).

Несмотря на то что система Android по итогам года не смогла обогнать Symbian, выйдя на первое место в 3-м квартале, ей удалось еще нарастить свою долю с 39 до 44%, в то время как Symbian продолжила падение (рис. 7).

Мы ожидаем, что в 2012 г. продолжится замещение рынка обычных GSMтелефонов смартфонами. Большая конкуренция на рынке смартфонов может сложиться в ценовом сегменте от 3 тыс. до 7,5 тыс. руб., особенно после того как в этом диапазоне появится больше смартфонов на базе Android. В 2012 г. Nokia будет восстанавливать свои позиции за счет смартфонов на операционной системе Windows Phone.

Рост продаж смартфонов – один из основных приоритетов нашей компании.

По итогам 2011 г. доля «Связного» на рынке смартфонов составила 25%. Мы продолжаем демонстрировать уверенный рост, опережающий рыночные тенденции, и сегодня более 70% выручки «Связного» от продаж мобильных телефонов приходится на смартфоны.

Сейчас мы занимаем лидирующую позицию по продажам смартфонов в стране и планируем довести долю рынка компании до 30% в этом сегменте.


30.01.2017

Также по этой теме:


Яндекс.Метрика