В предыдущей статье автора (№4 за 2004 г.) была предпринята попытка применить маркетинговые методы к анализу сущности нестандартного сложного продукта, каковым является продукт вуза. Логика примененной методики заключается в том, что для выяснения сущности интересующего нас продукта (товара), необходимо последовательно рассмотреть стадии его формирования - от потребностей и нужд, которые он призван удовлетворять, до полного набора средств поддержки и обеспечения.
Объектом анализа был уже существующий, реально производимый и реализуемый продукт вуза. Сформировано направление анализа - от реального продукта к потребностям и нуждам. Но вопрос можно поставить прямо противоположный - как в ситуации, когда продукта еще нет, проанализировать, каким он вообще в принципе может быть, какой потенциал в нем заложен. Т.е. проследить другое направление: от потребности к реальному продукту и товару - объекту продажи. В результате будет получена универсальная методика анализа любого продукта: как существующего, так и нового планируемого.