Теоретические подходы к определению понятия и показателей конъюнктуры



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2012


Романова И.М.,
д. э. н., профессор кафедры
маркетинга, коммерции и логистики
Дальневосточного федерального университета,
г. Владивосток

Троценко А.Н.,
специалист кафедры
маркетинга, коммерции и логистики
Дальневосточного федерального университета,
г. Владивосток

В статье рассмотрены подходы к определению понятия «конъюнктура». Определена сущность понятия «конъюнктура». Приведены классификации показателей конъюнктуры и даны их характеристики.

Распространение понятия «конъюнктура» в экономической науке происходило параллельно с развитием капиталистического рынка. В буржуазной экономической науке и литературе термин «конъюнктура» получил распространение в лексиконе деловых кругов, когда речь шла о характеристике положения дел, соотношении между предложением и спросом на рынке конкретного товара, а позже – при характеристике текущего состояния в экономике отдельной страны или капиталистического мира в целом [8, c.7]. В последнее время в англоязычной  литературе данного понятия практически не встретишь. Понятие «конъюнктура рынка» в англоязычной экономической литературе определяется другими словами и словосочетаниями, например: current situation, market situation, market condition, что в переводе на русский язык означает «текущее состояние», «рыночная ситуация», «условия рынка» [16, с. 289–290].

Рассмотрим основные подходы к определению понятия «конъюнктура» (табл. 1).

Все перечисленные определения понятия «конъюнктура» можно разделить на два подхода:
1) подход, основанный на определении конъюнктуры как процесса воспроизводства хозяйства.

Теоретической основой изучения конъюнктуры является марксистско-ленинская теория воспроизводства и кризисов. Сторонниками данного подхода являются Н.Д. Кондратьев, Д.И. Костюхин и Ф.Г. Пископпель;
2) подход, основанный на определении конъюнктуры как состояния экономики в исследуемый момент времени. Сторонниками данного подхода являются И.К. Беляевский, С.Г. Светуньков, Ф.М. Левшин, Б.М. Сми ти ен ко, Р.Б. Ноздрёва и М.М. Гацалов.

 

По мнению Н.Д. Кондратьева, Д.И. Костюхина и Ф.Г. Пископпеля, если рассматривать экономику как динамический процесс воспроизводства, конъюнктура представляет собой не статическую величину, состоящую из совокупности различных экономических показателей в определенный момент времени, а собственно процесс циклического воспроизводства. Можно согласиться со С.Г. Светуньковым, что ошибочно соотносить понятие «конъюнктура» с процессом, так как «конъюнктура есть результат процесса, но не сам процесс» [16, c. 289], поэтому в данной статье будем придерживаться определения, предложенного Б.М. Смитиенко, согласно которому конъюнктура – это сама конкретная ситуация, но ситуация, сложившаяся в результате действия соответствующих условий и факторов.

В экономической литературе выделяют три относительно самостоятельных вида конъюнктуры – это общехозяйственная конъюнктура, конъюнктура рынка и торговая конъюнктура [2; 11; 12; 16]. Рассмотрим более подробно понятия и основные черты каждого вида конъюнктуры.

В табл. 2 представлены основные определения термина «общехозяйственная конъюнктура».

Все перечисленные определения понятия «общехозяйственная конъюнктура» можно разделить на три подхода:
1) подход, основанный на определении общехозяйственной конъюнктуры как совокупности условий, признаков и факторов, характеризующих текущее состояние и развитие мировой экономики, исследуемой страны, а также какой-либо сферы воспроизводства. Сторонниками данного подхода являются О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина, А. Вагнер, Ф.М. Левшин, А.Н. Азрилиян и Ю.Н. Грачёв;
2) подход, основанный на определении общехозяйственной конъюнктуры как оценки текущего состояния или исследования процесса воспроизводства применительно к мировой экономике, отдельно взятой стране. Сторонниками данного подхода являются В.В. Поляков и А.С. Буров;
3) подход, основанный на определении общехозяйственной конъюнктуры как системы, представляющей собой совокупность конъюнктур товарных рынков со множеством отношений между ними.

Обобщая существующие подходы к определению понятия «общехозяйственная конъюнктура», можно выделить следующие сущностные черты исследуемого понятия [11, с. 186; 15, с. 20–22]:
а) предметом исследования общехозяйственной конъюнктуры являются те условия, в которых протекает процесс воспроизводства (производство, распределение, обращение, потребление);
б) общехозяйственная конъюнктура характеризует процессы и изменения, происходящие в хозяйстве отдельно взятой страны, экономическом сообществе или мировом хозяйстве в целом;
в) общехозяйственная конъюнктура зависит от конкретных исторических условий процесса воспроизводства;
г) общехозяйственная конъюнктура характеризуется уровнем развития производительных сил, уровнем жизни населения, уровнем развития хозяйственных связей, уровнем государственного регулирования экономики, налоговой, таможенной, кредитно-финансовой политикой государства.

В табл. 3 представлены основные определения понятия «конъюнктура рынка».

На наш взгляд, полное определение исследуемого понятия приводится в трудах А.Н. Азрилияна, А.Б. Борисова, А.С. Бурова, О.А. Лебедевой, Н.И. Лыгиной, Ю.К. Твилдиани, Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского и Е.Б. Стародубцевой. Они определяют конъюнктуру рынка как экономическую ситуацию, характеризующуюся соотношением между спросом и предложением на данный момент времени при данном уровне цен.

Обобщая существующие подходы к определению понятия «конъюнктура рынка», можно выделить следующие сущностные черты исследуемого понятия [11, с. 186; 15, с. 21]:
1) конъюнктура рынка – это состояние рынка в каждый определенный момент времени;
2) конъюнктура рынка определяется соотношением спроса, предложения и динамикой цен;
3) конъюнктура конкретного товарного рынка не развивается изолированно, она тесно связана с общехозяйственной конъюнктурой и конъюнктурой других товарных рынков;
4) конъюнктура рынка в отличие от общехозяйственной конъюнктуры характеризует уже не весь комплекс народного хозяйства, а текущие изменения в сфере производства и сбыта отдельных товаров [17, с. 13].

И.К. Беляевский выделяет торговую конъюнктуру (ситуация на рынке торговых посредников), которая является составной частью рыночной конъюнктуры.

Торговая конъюнктура – это те условия, в которых протекает процесс реализации товара. Необходимым условием коммерческой деятельности и маркетинга на всех уровнях управления фирмой является оценка и анализ торговой конъюнктуры.

Также оценка и анализ торговой конъюнктуры является необходимым условием требований формирования государственной политики регулирования рынка с помощью социально-экономического и налогового воздействия, разработки соответствующих законов, регламентирующих торгово-коммерческую деятельность предприятия [2, с. 36].

Изучение конъюнктуры рынка требует рассмотрения ряда показателей, которые должны дать количественную характеристику тем качественным изменениям, которые происходят на исследуемом товарном рынке.

В табл. 4 представлена характеристика основных показателей конъюнктуры рынков.



В действительности круг показателей конъюнктуры товарных рынков настолько широкий, что практически невозможно перечислить и тем более использовать все эти показатели при исследовании конъюнктуры рынка. По мнению Д.И. Костюхина именно в этом и состоит одна из главных трудностей при осуществлении исследования конъюнктуры товарного рынка, так как невозможно не только проанализировать все многочисленные факторы, которые на каждый исследуемый момент времени воздействуют на развитие конъюнктуры рынка, но и выразить силу их воздействия в определенных показателях [8, с. 273]. Задача заключается в том, чтобы из множества показателей конъюнктуры отобрать отражающие силу и активность действия соответствующего фактора.

Используемые источники
1. Беляевский И.К. Маркетинговые исследования : учебное пособие. – М., 2002.
2. Беляевский, И.К. Статистика рынка товаров и услуг : учебник / под ред. И.К. Беляевского. – М. : Финансы и статистика, 1995.
3. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – М. : Фонд «Правовая культура», 1994.
4. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М. : Книжный мир, 1999.
5. Буров А.С. Международный маркетинг : учебное пособие. – М. : Издательскоторговая  корпорация «Дашков и К°», 2004.
6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М. : Финпресс, 2003.
7. Грачёв Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. – М. : ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
8. Костюхин Д.И. Конъюнктура мирового капиталистического хозяйства. – М. : Международные отношения, 1973.
9. Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка : учебник. – М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009.
10. Левшин Ф.М., Мухин С.Б., Соловьёв В.Н. Мировые рынки: конъюнктура и цены. – М. : Международные отношения, 1987.
11. Ноздрёва Р.Б. Международный маркетинг : учебник. – М. : Экономистъ, 2005.
12. Петрищев Ю.В. Развитие методологии конъюнктурного анализа товарных рынков в системе предпринимательства : дис. … канд. экон. наук. – М., 2004.
13. Поляков В.В. Мировой рынок: вопросы прогнозирования : учебное пособие. – М. : КНОРУС, 2011.
14. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – М. : ИНФРА-М, 2006.
15. Сапрыкина Е.В. Конъюнктура мирового рынка рыбных товаров как фактор развития рыбной промышленности Приморского края : дис. … канд. экон. наук. – Владивосток, 2003.
16. Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований: учебное пособие. – СПб. : Изд-во «ДНК», 2003.
17. Семёнов Е.Ю. Товарная конъюнктура рынка энергоресурсов: оценка и прогнозирование: дис. … канд. экон. наук. – Иркутск, 2001.
18. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения : учебник для вузов. – М. : ИНФРА-М, 2007.

10.07.2017

Также по этой теме: