Становление понятия «экономическая конъюнктура»



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2012


Моисеенко И.В.,
ассистент кафедры маркетинга,
коммерции и логистики
Дальневосточного федерального
университета, г. Владивосток


Носкова Е.В.,
к. э. н., доцент кафедры маркетинга,
коммерции и логистики
Дальневосточного федерального
университета, г. Владивосток


В статье выделены идейные предпосылки формирования понятия «экономическая конъюнктура», рассмотрен опыт применения термина «экономическая конъюнктура» за рубежом и в отечественной экономической науке, приведены российские и зарубежные организации, специализирующиеся на конъюнктурных исследованиях.


На современном этапе развития экономики, когда периоды роста сменяются периодами рецессии, управление организацией любой сферы экономической деятельности представляет сложный и трудоемкий процесс. С целью повышения эффективности деятельности организации в современных условиях развития бизнес-среды необходимо постоянно отслеживать совокупность факторов, влияющих на развитие того или иного рынка, оценивать сложившуюся рыночную ситуацию. Общепризнанным является то, что адаптация к условиям рынка и целенаправленное регулирование рыночных процессов возможны лишь при условии, что эти процессы изучены.


Первоочередная задача изучения рынка – это анализ текущего соотношения спроса и предложения, складывающегося на рынке в условиях конкуренции и динамики цен. Следовательно, ключевым направлением исследования рынка является изучение конъюнктуры. Всестороннее исследование конъюнктуры составляет важную проблему в теории и практике экономической науки.


Целью данной статьи является определение исторически сложившихся этапов становления и развития понятия «экономическая конъюнктура». В соответствии с данной целью поставлены и решены следующие задачи: выявлены истоки формирования понятия «экономическая конъюнктура» в России и за рубежом; изучен опыт применения данного термина в экономической науке; приведены примеры организаций, осуществляющих исследование экономической конъюнктуры на различных уровнях.


Предпосылки формирования понятия экономической конъюнктуры


Становление и развитие понятия «конъюнктура» выступают в качестве этапов, синтезированных в основной процесс развития экономической науки. Эволюция содержания экономической конъюнктуры происходила в тесной связи с развитием рынка и накоплением знаний о закономерностях функционирования мирового хозяйства. В связи с этим наиболее целесообразным является рассмотрение возникновения и развития понятия экономической конъюнктуры в экономической теории по следующим блокам:
– предпосылки формирования понятия экономической конъюнктуры;
– применение данного термина за рубежом;
– становление понятия «экономическая конъюнктура» в отечественной экономической науке.


Идейные предпосылки для формирования понятия экономической конъюнктуры, возникшие на основных этапах развития экономической теории, связаны с переходом от статического понимания основных рыночных процессов к динамическому [8, с. 40]. В этой связи в табл. 1 рассмотрены только те этапы развития экономической науки, на которых этот переход начал формироваться.




Таким образом, из данной таблицы видно, что на всех основных этапах развития экономической теории создавались определенные элементы базиса для применения понятия «экономическая конъюнктура»:
– рассмотрение экономических процессов в их динамическом развитии;
– глубокое исследование основных элементов рынка (спрос, цена, предложение);
– выявление цикличности экономических явлений;
– изучение факторов, оказывающих влияние на рыночную ситуацию.


Данные предпосылки привели к использованию с конца XIX в. в экономической науке словосочетания «экономическая/рыночная тенденция», а затем и к применению термина «экономическая конъюнктура». Следовательно, рассматриваемое нами понятие является достаточно «молодым» – история его применения насчитывает всего около 150 лет. В этой связи возникает необходимость в более детальном изучении опыта и контекста применения понятия экономической конъюнктуры как за рубежом, так и в отечественной экономике.


Опыт применения термина «экономическая конъюнктура» за рубежом и в отечественной экономической науке


Экономическая конъюнктура становится все более серьезным объектом научных исследований. В первой трети ХХ в. возникло так называемое «конъюнктуристское направление» в экономической науке, в рамках которого ученые стремились заменить теорию кризисов, на более широкое понятие – теорию конъюнктуры. Основоположниками конъюнктуристского направления являются В. Зомбарт и Г. Кассель, в качестве их сторонников выступали: А. Шпитхоф, А. Ган, В. Репке, А. Афтальон, К. Жюглар, А. Пигу, Д. Робертсон, Р. Хоутри, У. Митчелл, Г. Мур, А. Берне, У. Персоне и др. [1].


Начало систематического изучения экономической конъюнктуры в капиталистических странах относится к первым десятилетиям ХХ в. [7, с. 185] (табл. 2).



В России понятие конъюнктуры относится к числу важных экономических категорий. Экономическая конъюнктура в отечественной научной литературе интерпретируется с различных точек зрения, происходит постоянное развитие и усложнение теоретического и методологического базиса рассматриваемого явления. Поэтому для более полного понимания данной категории необходимо изучить первоначальный опыт применения термина «конъюнктура»/«экономическая конъюнктура» в России (табл. 3).




Таким образом, появившись как в обиходной речи, так и в категориальном аппарате отечественной экономической теории в конце ХIХ в., понятие конъюнктуры стало обязательным составляющим элементом научной терминологии, повсеместно используемым как в учебной, так и в популярной литературе. Рассматривая экономическую ситуацию с точки зрения динамического подхода, ученые большое внимание уделяли цикличности конъюнктуры, говоря о том, что она является одной из важнейших форм движения экономики.


Наибольший вклад в исследование экономической конъюнктуры в нашей стране внес Н.Д. Кондратьев, разработав «теорию длинных волн». В 1928 г. мировую известность ему принес доклад «Большие циклы конъюнктуры».


Н.Д. Кондратьев определил срок динамики экономики в 40–60 лет и обозначил следующие большие циклы:
– с начала 90-х гг. ХVIII в. до середины XIX в.;
– с середины XIX в. по 1896 г.;
– с 1896 по 1945 г.;
– с 1945 по 2000 г.


Им исследованы следующие показатели конъюнктуры: индексы цен государственных бумаг, номинальная заработная плата, внешнеторговый оборот, добыча угля, золота, выплавка чугуна и т. д. Кондратьев выделил в качестве материальной основы «длинных волн» – научно-технический прогресс.


Становление организаций, осуществляющих исследование экономической конъюнктуры


О важности фундаментальных исследований Н.Д. Кондратьева свидетельствует создание в СССР Института конъюнктуры (1920–1929 гг.). Позднее изучение конъюнктуры было продолжено в следующих институтах:
– Институт мирового хозяйства и мировой политики (1924–1947 гг.);
– Научно-исследовательский институт монополии внешней торговли (1929–1939 гг.);
– Конъюнктурный институт (1939–1941 гг.);
– Институт мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (создан в 1956 г.).


В настоящее время на макроуровне исследованиями и прогнозированием конъюнктуры ведущих мировых товарных рынков занимаются аналитические службы международных экономических организаций:
– ВТО (Всемирная торговая организация);
– МВФ (Международный валютный фонд);
– МБРР (Международный банк реконструкции и развития);
– ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти, англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries), и др.


На мезоуровне, в рамках отдельно взятых государств, в связи с исключительной ролью  конъюнктурных исследований для принятия эффективных экономических решений, сначала в США, затем в странах Западной Европы, стали возникать специальные частные организации и государственные учреждения по изучению конъюнктуры. В табл. 4 приведены примеры организаций, занимающихся исследованием экономической конъюнктуры в различных странах мира.




На микроуровне в современных рыночных условиях практически все крупные компании имеют собственные конъюнктурные службы, которые наблюдают за развитием конъюнктуры в масштабах сферы своей деятельности. В целом мы считаем, что в условиях неопределенности бизнес-среды роль конъюнктурных исследований будет возрастать. Мы полагаем, что будущие направления исследований в области разработки методик оценки конъюнктуры рынка, емкости рынка, потенциала рынка будут весьма востребованы российскими и зарубежными компаниями.


Используемые источники
1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL:  bse.info-spravka.ru/bse/id_39892, URL:bse.info-spravka.ru/bse/id_37428
2. Жигун Л.А. Конъюнктура и конкуренция на рынке Дальнего Востока в 90-х годах. – Владивосток : Изд-во ДВГАЭУ, 1999.
3. Козырев В.М. Основы современной экономики. – М. : Финансы и статистика, 1998.
4. Кудина М.В. Основы экономики. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.
5. Курс экономической теории / под ред. М.И. Плотницкого. – Мн. : Интерпрессервис, Мисанта, 2003.
6. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс : принципы, проблемы и политика. – М. : ИНФРА-М, 2003.
7. Ноздрёва Р.Б. Международный маркетинг. – М. : Экономист, 2005.
8. Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований [Электронный ресурс]. URL: sergey.svetunkov.ru/study/marketing/files/8.pdf
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL:  ozhegov.org/words/13116.shtml
10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. URL: slovardalja.net/letter. php?charkod=202
11. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: dict.t-mm.ru/all/kon1yunktura.htm
12. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М. : Дело ЛТД, 1995.
13. Экономическая теория : учебник для вузов / под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой и др. – М. : ИНФРА-М, 2003.
14. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона [Электронный ресурс]. URL: vehi.net/brokgauz/

14.08.2017

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста
Яндекс.Метрика