Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №1 год - 2005
- |
повышение рыночной стоимости компании, |
- |
увеличение прибыли, |
- |
закрепление компании на конкретном рынке или расширение сегмента, |
- |
избежание банкротства и крупных финансовых неудач, |
- |
минимизация риска деятельности, |
- |
повышение благосостояния работников и или управленческого персонала и т.п. |
Определение цели - сложный процесс. Схематично он представлен на рис. 2, где показана взаимосвязь целей компании с целями финансового менеджмента, степень достижения которых оценивается набором финансовых показателей.
Рис. 2. Взаимосвязь общих и финансовых целей компании
Финансовые цели носят подчиненный характер по отношению к основной цели компании, выбор которой в свою очередь определяется стадией жизненного цикла компании. Так, в начале приоритет отдается целям выживания и сохранению позиций на рынке. Этим общим целям соответствуют такие финансовые цели как минимизация финансовых рисков и снижение стоимости привлечения финансовых ресурсов, так как запас финансовой прочности компании на первом этапе развития еще невелик. С развитием компании и усложнением форм организации бизнеса она постепенно ориентируется на цели максимизации прибыли, расширения сегмента и увеличение стоимости компании.
В процессе формирования своей цели компании должны:
- |
учитывать цели потребителей и клиентов, обеспечивая производство товаров и услуг, удовлетворяющих дифференцированный спрос различных групп покупателей; |
- |
гарантировать сохранение и возврат капитала инвесторов; |
- |
обеспечивать такой уровень доходов в результате собственной финансово-хозяйственной деятельности, который позволил бы обеспечить выплату заработной платы сотрудникам в соответствии с тарифным соглашением (коллективным договором), удовлетворить материальные запросы менеджеров в соответствии с их вкладом в достижение финансовых результатов компании, выплатить дивиденды, бонусы и т.п. |
Кроме того, при формировании целей компании должны учитываться цели государства и общества.
У каждой цели существуют свои носители интересов и свои критерии достижения. Выбор критерия достижения цели управления финансами связан с оценкой не только внутренних, но и внешних факторов. Он осуществляется на основе учета условий функционирования компании на рынке и системы финансовых показателей, используемых менеджментом компании. Неточная оценка факторов, определяющих внешнюю и внутреннюю среду функционирования компании на рынке, приводит к постановке цели, неадекватной реалиям современного этапа деятельности компании.
Финансовый менеджмент, как целостная система управления финансовыми потоками компании, использует следующие методы управления: анализ, планирование и контроль.
Реализация данных методов осуществляется организационной структурой компании, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных подразделений. Для крупных компаний характерно выделение самостоятельного финансового отдела, возглавляемого вице-президентом компании по финансам или финансовым директором. Финансовый отдел, как правило, включает бухгалтерию и финансовую службу (рис. 3). Остановимся более подробно на основных функциях финансового отдела (табл.1).
Таблица 1
Функции финансового отдела
Бухгалтерия |
Финансовая служба |
- Разработка учетной политики компании как совокупности методов ведения бухгалтерского учета; |
- Разработка финансовой стратегии, формирование системы целей и основных показателей деятельности компании на долгосрочный и краткосрочный период; |
- осуществление финансового и налогового учета; |
- осуществление управленческого учета, проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности компании; |
- отражение в учете хозяйственных операций компании на основе требований полноты, достоверности и прозрачности финансовой отчетности; |
- определение приоритетных задач, проведение долгосрочного и краткосрочного финансового планирования; составление бюджета компания; |
- представление данных учета внутренним и внешним пользователям в соответствие с требованиями законодательства и корпоративной культуры |
- определение потребности в финансовых ресурсах; анализ альтернативных источников финансирования; формирование оптимальной финансовой структуры капитала, обеспечивающей минимизацию его стоимости и достаточную финансовую устойчивость компания; |
|
- формирование дивидендной политики компании; |
|
- Разработка инвестиционной политики компании, проведение инвестиционного анализа, формирование инвестиционного портфеля и управление им; |
|
- управление внеоборотными и оборотными активами, формирование комплексной политики управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами, формирование кредитной политики; |
|
- управление денежными потоками и финансовыми результатами финансово-хозяйственной деятельности компании; |
|
- управление финансовыми рисками; |
|
- координация и контроль исполнения финансовых управленческих решений |
Рис. 3. Структура управления финансами компании
Безусловно, представленная схема структуры управления финансами является примерной. На практике она должна отражать специфику работы компании, отраслевую принадлежность, размер и объемы выполняемых операций, внутрикорпоративные связи. Так, в крупных корпоративных объединениях выделяются плановые службы, финансово-расчетные центры, или казначейства, а также отделы по управлению имущественными активами и др.
Однако в независимости от специфики и объемов деятельности ключевыми вопросами управления финансами любой компании являются выбор источников финансирования, управление активами и финансовыми результатами. Именно этим вопросам будут посвящены лекции рубрики "Образовательный курс финансового управляющего" в этом году.
Также по этой теме:
- Книги по этой тематике в разделах: Маркетинг и менеджмент, Психология
- Другие статьи по этой тематике
Ранее просмотренные страницы