Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №4 год - 2005
|
Субъект оценивания |
Студент |
Работодатель |
Вуз |
Стандарты |
||
|
|
|
|
|
международный |
федеральный |
региональный |
Объект оценивания |
|
|
|
|
|
|
|
Студент |
11 |
21 |
31 |
41 |
51 |
61 |
|
Работодатель |
12 |
22 |
32 |
42 |
52 |
62 |
|
Вуз |
13 |
23 |
33 |
43 |
53 |
63 |
|
Стандарты |
международный |
14 |
24 |
34 |
44 |
54 |
64 |
|
федеральный |
15 |
25 |
35 |
45 |
55 |
65 |
|
региональный |
16 |
26 |
36 |
46 |
56 |
66 |
Данные из таблицы затем оформляются в виде матрицы коэффициентов, с помощью которых можно извлечь много полезной информации. Для определенности будем считать, что коэффициенты ij выражены в относительных единицах и что 0 < ij < 1. Крайние значения отбрасываются как тенденциозные или являющиеся результатом погрешности исследования. Чем меньше ij, тем меньше рассогласование между тем, какими видят себя все заинтересованные стороны. Большое значение рассогласования говорит о претензиях сторон и является сигналом к внесению необходимых изменений в организацию своей деятельности. Таблица 1 показывает слабые места в вузе. Можно исследовать каждую ij в отдельности и по ее величине судить о качестве заинтересовавшего показателя. Можно проводить попарную оценку рассогласований. (Например, сравнивая 21 и 12, судить о степени расхождения во взглядах двух противоположных сторон и сделать заключение о том, какими видят они друг друга). Сравнивая диагональные элементы таблицы с другими элементами строки или столбца, можно определить расхождение между самооценкой и оценкой сторонних наблюдателей. Чем меньше разница = ii —ij, тем объективнее оценка. Если велика, стоит преобразовать систему управления образовательным учреждением.
Функциональная модель процесса оценки уровня образовательных услуг (рис.1,2) может быть представлена с помощью SADT-методологии. Используется типовой функциональный элемент с четырьмя типами связей [2,3]. Контекстная диаграмма функциональной модели представлена на рис.1. На ней видна взаимосвязь исследуемого процесса с внешней средой. Для раскрытия сущности исследуемого процесса проводится декомпозиция контекстной диаграммы (рис.2). В результате получаются четыре функциональных блока, соответствующих уровням в системе управления образовательным учреждением. Уровни взаимодействуют прямыми функциональными и обратными связями по управлению. Негативная оценка работы одного из уровней может быть скорректирована механизмом обратной связи. Можно продемонстрировать работу системы управления на примере устранения рассогласования 13, которое характеризует неоправданные ожидания студентов от обучения в вузе. Это должно послужить верхнему уровню системы управления сигналом к активизации маркетинговой деятельности, чтобы создать более высокую ценность образовательной услуги по сравнению с конкурентами и максимально удовлетворить потребности студента (потребителя) [4].
Рис.1. Контекстная диаграмма функциональной модели
Рис. 2. Декомпозиция контекстной диаграммы функциональной модели процесса оценки уровня образовательных услуг
От блока А1 на управляющий вход блока А2 поступает команда о необходимости создания лучших условий для обучения студентов. В задачу деканата входит совершенствование организации учебного процесса, вовлечение слушателя в процесс создания услуги. Последнее является необходимым условием ликвидации рассогласования. Математическая модель, которую можно использовать для иллюстрации данной ситуации, предлагается в [5]. Она представляет координированную дифференциальную игру двух игроков, которые действуют в полном согласии друг с другом, стремясь максимизировать одинаковые выигрыши. Интерпретируя этот пример к нашему случаю, можно сформулировать цель управления обеих сторон — достичь нулевого рассогласования за минимальное время.
Для успешной реализации методики оценки важны техническая поддержка, автоматизированная информационная система. Ее задачей является сбор оперативной информации, систематизация, анализ и представление в удобном для управленцев виде. В вузе должна быть налажена четкая работа соответствующей службы, специалисты которой должны на основе функциональной модели процессов управления и оценивания создать информационную модель процесса управления [6,7]. Информационная модель может рассматриваться на логическом и физическом уровне. С точки зрения анализа работы системы управления и ее реинжиниринга, достаточно рассмотреть логический уровень. Он показывает взаимосвязь между сущностями, их атрибутами. Такая модель позволяет привести в систему все элементы (субъекты), которые являются участниками процесса, устранить противоречивость сведений, хранящихся в базе данных, создать рациональную систему показателей и электронного документооборота. Оптимальная информационная модель послужит средством рациональности действий всех участников процесса, снимет саму возможность возникновения неопределенной ситуации и создаст условия для устранения рассогласований.
Только партнерские отношения позволяют объективно оценить качество образовательных услуг, извлечь пользу из этой оценки. Образовательное учреждение должно быть готовым к оценочной деятельности, что потребует разработки системы оценки, отслеживания четкости исполнения команд на основе функциональной модели процесса управления и обеспечения всех участников процесса управления оперативной информацией, структура которой отражается в информационной модели.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шелобаев С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах, бизнесе. — М., 2000.2. Марка Д., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования: Пер. с англ. — М., 1993.
3. INTEGRATION DEFINITION FOR FUNCTION MODELING (IDEF0). Draft Federal Information Processing Standards Publication 1 83, 1993, December 2.
4. Мешков А.А., Жильцов С.В. Создание «совместной» ценности услуги в области бизнес-образования на основе маркетинга партнерских отношений // Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. — № 5 (43). — С. 97—106.
5. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория: Пер. с англ. — М.: Айрис-Пресс, 2002.
6. Маклаков С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. — М., 2003.
7. INTEGRATION DEFINITION FOR INFORMATION MODELING (IDEF 1X). Draft Federal Information Processing Standards Publication 1 84, 1993, December 2 .
Также по этой теме:
- Книги по этой тематике в разделах: Маркетинг и менеджмент, Психология
- Другие статьи по этой тематике
Ранее просмотренные страницы