Изучение транснациональной деятельности компаний как элемент отраслевого анализа (на примере алмазно-бриллиантового комплекса)



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2006


канд. г. наук, доцент,
ведущий специалист по анализу рынка
отдела маркетинга ОАО «ПО «Кристалл»

Отраслевой анализ в мировой экономике построен в первую очередь на выделении основных субъектов (национальных экономик, занятых в изучаемой отрасли; транснациональных компаний — ТНК; интеграционных союзов). Совокупная статистика по ним, как правило, ложится в основу определения основных показателей деятельности отрасли, ее динамики, уровня экономической эффективности. Однако очень редко удается получить статистическую информацию одновременно обо всех перечисленных субъектах. Чаще всего приходится ограничиваться информацией об участии национальных экономик (стран) в функционировании отрасли.

Благодаря процессу глобализации, который определяет сегодня развитие большинства отраслей, ведущее влияние на отрасль переходит от национальных экономик к ТНК. (ТНК работают в режиме «открытой» экономики без оглядки на степень либерализации национальных экономик.)

Так, по данным ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development), в 2000 г. в мире насчитывалось около 63 000 ТНК и более 800 000 их зарубежных филиалов. При этом 270 000 филиалов было размещено в развитых странах, 360 000 — в развивающихся и 170 000 — в странах с переходной экономикой. ТНК формируют около 25% мирового ВВП, 50% мирового промышленного производства, 50% мировой торговли, 80% прямых зарубежных инвестиций, 95% мировых патентов и лицензий [2]. По сравнению с другими субъектами мировой экономики ТНК отличаются мобильностью, что дает ряд преимуществ, которые и стимулируют их развитие: доступ к местам концентрации дешевых природных ресурсов, дешевой рабочей силы; сокращение транспортных расходов; возможность продлевать жизненный цикл товара на длительный период; уход от таможенных и иных торговых барьеров; использование экономики масштаба; использование элементов синхронности мирового экономического цикла; использование диверсификации производства как элемента антикризисной стратегии; возможность получения прибыли от валютных операций и биржевых спекуляций; возможность уклонения от налогообложения; возможность ухода в условиях экономического кризиса от покрытия постоянных издержек. Очевидно, что мировая экономика развивается в направлении создания единого экономического пространства, где основным действующим субъектом будут ТНК. Это явление характерно и для алмазно-бриллиантового комплекса, причем для каждого его товарного сегмента (алмазная, гранильная, ювелирная отрасли).

В работе выбор компаний, относящихся к категории ТНК, осуществлялся по наличию зарубежных представительств более чем в 2 странах, без учета объемов продаж, доли в иностранных операций в продажах фирмы, доли участия в зарубежном акционерном капитале, национального состава руководящего персонала. Это обстоятельство связано с информационной закрытостью изучаемого комплекса.

В алмазодобывающей отрасли действует около 200 компаний (по данным MBendi — 170). Большая их часть принадлежит Канаде, Австралии и ЮАР — странам, входящим в число лидеров отрасли и обладающим относительно высоким уровнем социально-экономического развития, что обеспечивает им возможность инвестировать средства в одно из самых капиталоемких подразделений мировой экономики — горнодобывающую промышленность (и не только в алмазную ее составляющую). Транснациональным характером бизнеса обладают алмазодобывающие компании этих же стран. Ботсвана, Ангола, ДРК, Намибия, несмотря на лидирующие позиции в мировой добыче алмазов, не имеют достаточных средств для инвестирования горнодобывающей отрасли из-за низкого уровня социально-экономического развития. Поэтому для их компаний не характерен международный вид деятельности. Да и развитие собственной алмазодобычи базируется преимущественно на предприятиях, образованных с участием иностранного капитала (табл. 1).

Таблица 1

Транснациональные компании на мировом алмазном рынке (2003—2004 гг.)
Составлено по [1,3,8,9]

Производитель алмазов

Производство (млрд долл.)

Доля рынка (%)

Алмазодобывающие компании

ТНК

Регионы деятельности

Ботсвана

2,32

23

3

Ботсвана

Россия

1,98

19,7

3

1

Россия, Ангола, ДРК (?), Намибия (?), Канада (?)

Канада

1,4

13,9

53

9

Канада, Ангола, Лесото, ЮАР, Намибия, Сьерра-Леоне, Гвинея, Мавритания, Гренландия, Ботсвана, Индия, Бразилия

ЮАР

1,05

10,4

41

6

ЮАР, Намибия, Ботсвана, ДРК, Мадагаскар, Ангола, Зимбабве, Бразилия, Индия, Канада, США

ДРК

0,9

8,9

2

ДРК

Ангола

0,9

8,9

7

Ангола

Намибия

0,7

7

10

Намибия

Австралия

0,31

3

16

9

Австралия, Канада, ЮАР, Ангола, ДРК, Ботсвана, Зимбабве, Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Мавритания, Гвиана, Гвинея, Гренландия

 

Несмотря на значительное количество предприятий, действующих в алмазодобывающей отрасли, основной объем мирового производства алмазов формируют всего несколько: De Beers (2924 млн долл.) — 32,5% мировой добычи, «АЛРОСА» (1600 млн долл.) — 17,9%, Rio — Tinto (326 млн долл.) — 3,4%, BHP (280 млн долл.) — 3%, Trans Hex (104 млн долл.) — 1,1% (данные 2003 г.), и все они относятся к категории ТНК.

Исследования, проведенные нами ранее, позволили выделить около 40 ТНК (20% всех изученных алмазодобывающих компаний), каждая из которых территориально концентрирует свою деятельность. Для De Beers (ЮАР) — это ЮАР, Намибия, Канада, Россия, Ботсвана, Гренландия; Rio — Tinto (Великобритания) — Австралия, Канада, Мавритания, Ангола, Индонезия, Бразилия, Гвиана, Гренландия, Зимбабве; BHP Billiton (Великобритания — Австралия) — Канада, ДРК, Ботсвана; Trans Hex (ЮАР) — Ботсвана, Намибия, Бразилия; Dia Met (Канада) — Канада, Мавритания, Гренландия; LLD (Leviev Croup) (Израиль) — Ангола, Намибия; Dia Bras Exploration (Канада) — Гвинея, Бразилия; Astro Mining NL (Австралия) — Китай, Индия; АЛРОСА (Россия) — Россия, Ангола, Намибия; Diamonds Works LTD (ЮАР) -Ангола, Лесото, Сьерра-Леоне; Southern Era Resources LTD (Канада) — Ангола, США.

В то время как производственная деятельность всех алмазодобывающих ТНК ограничивается природным фактором — наличием запасов алмазов, их торговая деятельность более диверсифицирована территориально. «Свободные продажи» осуществляются преимущественно в Бельгии, «регулируемые продажи» — в Великобритании (De Beers). Именно благодаря деятельности ТНК мировой алмазный рынок делится на эти части:  регулируемый рынок, развивающийся под влиянием De Beers, и так называемый свободный рынок, на котором продавцами выступают предприятия, не связанные с De Beers контрактными отношениями.

В гранильной отрасли задействовано еще большее количество компаний (табл. 2). Если анализировать фирмы, которые позиционируются на мировом рынке в первую очередь как производители бриллиантов (их насчитывается более 200), то среди них к категории ТНК относится свыше 50% (120 предприятий). В большей степени это компании, принадлежащие, во-первых, ведущему производителю бриллиантов (Индия — 35 ТНК, из которых 25 — сайтхолдеры De Beers, 10 действуют на «свободном» рынке), во-вторых, самому крупному их потребителю (США — 11 ТНК, из которых 5 являются сайтхолдерами De Beers, 6 действуют на «свободном» рынке), в-третьих, ведущим посредникам в торговых операциях с алмазами и бриллиантами (Израиль — 40 ТНК, из которых 13 — сайтхолдеры De Beers, 27 — «свободный» рынок; Бельгия — 21 ТНК, из которых 17 — сайтхолдеры De Beers, 4 — «свободный» рынок).

Таблица 2

Транснациональные компании на мировом бриллиантовом рынке (2003—2004 гг.)
Составлено по [3,4,5,6,7]

Производитель бриллиантов

Производство (млрд. долл.)

Доля рынка (%)

Гранильные компании

ТНК

Зарубежные представительства

Регионы деятельности

Индия

9,3

55

46

35

120

Индия, США, Бельгия, Гонконг, Китай, Япония, Таиланд, ОАЭ, Израиль, Канада, Италия, ФРГ, Тайвань, Сингапур, Великобритания, Австралия

Израиль

2,77

17

55

40

108

Израиль, США, Гонконг, Бельгия, Япония, Китай, ЮАР, Италия, Испания, Франция, ФРГ, Таиланд, Индия, Швейцария, Тайвань, Россия, Ангола, Намихия, Великобритания, Турция, Канада, ДРК, Шри-Ланка

Таиланд, Гонконг, Китай и другие страны ЮВА

2,5

15

17

10

41

Гонконг, Бельгия, Китай, Япония, Тайвань, США, Индия, Швейцария, Израиль, ЮАР, Таиланд,Бельгия

СНГ

0,8

5

1

1

5

Россия, Бельгия, США, Гонконг, ОАЭ

ЮАР

0,6

4

5

3

15

ЮАР, США, Бельгия,Маврикий, Канада, Австралия

США

0,4

2

54

11

28

США, Израиль, Бельгия, Япония, Гонконг, Индия, Великобритания, Канада, Таиланд, Италия, ЮАР

Бельгия

0,37

2

34

21

78

Бельгия, США, Израиль, Индия, Китай, Гонконг, Таиланд, ОАЭ, Япония, ЮАР, Великобритания, ФРГ, Армения, Россия, ШриЛанка, Люксембург, Швейцария, Франция, Вьетнам, Маврикий

 

Столь значительная доля ТНК в гранильном бизнесе означает переход от традиционно малых форм его ведения (семейный капитал) к крупным. Так, среди сайтхолдеров De Beers (82 компании) более чем на 57% компаний занято от 1000 работников до 22 000; на 26% предприятий занято от 100 до 1000 работников и только на 17% фирм численность занятых менее 100 человек. Самым многочисленным персоналом обладают гранильные компании Индии (в среднем 5000 человек) и Бельгии (в среднем около 2000 человек), что определяется слабой механизацией труда в первом случае и транснациональным видом бизнеса во втором. Вместе с тем международный характер ведения бизнеса свойственен и большинству гранильных компаний Индии.

Для предприятий Израиля средняя занятость составляет около 400 человек. Самая малая численность персонала характерна для предприятий США (около 50 человек).

В отличие от алмазодобывающей отрасли региональные интересы гранильных ТНК не ограничиваются только местом приложения своего труда (запасы алмазов). Их внимание привлекают страны трех категорий:

-

государства, обладающие емким рынком и выступающие основными потребителями бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами (США, Япония, Италия, Испания, Франция, ФРГ);

-

государства—посредники в торговых операциях с бриллиантами (Израиль, Бельгия, Гонконг, ОАЭ);

-

государства, обладающие дешевой рабочей силой и этим привлекающие производителей бриллиантов (Индия, Китай, Таиланд, Маврикий, Шри-Ланка, Вьетнам, Армения).

 

Кроме того, превышение спроса на алмазы над их предложением на мировом алмазно-бриллиантовом рынке заставляет гранильные компании активизировать деятельность на территории алмазодобывающих стран, открывая представительства в ЮАР, Канаде, России, Австралии, реже ДРК, Анголе, Намибии.

Однако значимость перечисленных регионов в деятельности гранильных компаний неодинакова. Так, для бельгийских, израильских и индийских предприятий привлекательными являются высокие потребительские свойства рынка США. Для североамериканских фирм на первый план выходят посреднические функции Израиля и Бельгии. А внимание стран Восточной и Юго-Восточной Азии сосредоточено преимущественно на собственном регионе (Гонконг, Китай) и Бельгии. При этом наиболее географически диверсифицирована работа предприятий Израиля (в нее вовлечены рынки 25 стран) и Бельгии (рынки 21 страны). В то же время индийские компании проявляют умеренную активность (рынки 15 стран), а деятельность американских компаний и компаний стран Восточной и Юго-Восточной Азии географически дифференцирована слабо (рынки 10 и 11 стран соответственно).

В сегменте ювелирных изделий с бриллиантами задействовано самое большое количество компаний (по нашим оценкам, более 1600 занимаются производством и реализацией данной продукции), и деятельность большинства из них априори транснациональна. Обслуживая потребителей с высоким уровнем достатка, трудно рассчитывать, что все они проживают в пределах одного государства. Даже если взять для анализа только ведущие ювелирные дома мира, впечатляет территориальная организация их продаж. Так, например, Bulgari (Италия) реализует свою продукцию в 35 странах, Tiffany (США) — в 25 странах. Такого размаха нет ни у одной алмазодобывающей или гранильной компании. Так, De Beers ведет геологоразведочную и добывающую деятельность на территории 8 стран, Rio-Tinto — в 12 странах, BHP Billiton — в 6 странах, АЛРОСА предположительно в 4 странах. Деятельность таких ведущих производителей  бриллиантов, как Rosy Blue NV. (Бельгия) идет в15 государствах, LLD Diamonds LTD (Израиль) — в 10, Supergems Holdings LTD (ОАЭ) — в 7, Pluczenik Diamond Company NV (Бельгия) — в 7, A. Schwartz & Sons Diamonds LTD (Израиль) — в 6, Yaholomey Espeka International LTD (Израиль) — в 5, Yerushalmi Brothers Diamond LTD (Израиль)– в 5, Schachter & Namdar Polishing Works, LTD (Израиль) — в 4.

Такое большое количество компаний затрудняет анализ территориальной организации ювелирной отрасли через деятельность ТНК. Однако, зная регионы сбыта бриллиантов, выделенные при анализе деятельности гранильных ТНК, и характеристики емкости их рынков, можно определить основные регионы производства и потребления ювелирных изделий с бриллиантами. Ими являются США, Япония, страны ЕС, страны Персидского залива, Индия, Китай.

В рамках АБК, во-первых, степень концентрации капитала уменьшается от начальной стадии к конечной (наименьшее количество компаний в алмазодобыче, среднее количество компаний в гранильной отрасли и наибольшее в ювелирной отрасли), что отражает степень капиталоемкости отраслей, формирующих АБК. Во-вторых, количество ТНК по товарным сегментам увеличивается от начальной стадии «алмазного трубопровода» к конечной. Это обстоятельство свидетельствует о разных типах отраслевых рынков, которые формируют мировой АБК: алмазный рынок — монополистический, рынок бриллиантов — олигополистический, ювелирный рынок близок к рынку совершенной конкуренции. Однако в целом мировой алмазно-бриллиантовый рынок благодаря так называемой «вертикальной интеграции» скорее монополистический. Основная конкуренция на нем развивается не в сфере реализации производимого продукта, а в сырьевом сегменте (50% мировой торговли алмазами контролирует одна компания — De Beers), и спрос на алмазы превышает спрос на ювелирные изделия с бриллиантами (возможно, это связано с тезаврационными свойствами товара). Более того, для продавцов ювелирной продукции основными конкурентами выступают продавцы других товаров рынка предметов роскоши.

Главный источник увеличения эффективности и конкурентоспособности ТНК — это их рост. В долгосрочном плане не существует оптимального размера, к которому может стремиться ТНК. Теоретически рост ограничивается только ресурсами и способностями управляющих приспособиться к новым масштабам организации. Это приводит к созданию международных альянсов ТНК. Их экономическая эффективность достигается за счет расширения рынков сбыта продукции, объединения научно-исследовательского потенциала, снижения затрат.

Если при этом выбран вертикальный тип интеграционной стратегии, как в АБК на современном этапе развития (Rio-Tinto — Tiffany, Aber Resources — Harry Winston, De Beers — LVMH, Leviev Group — Bulgari, Pluczenik Diamond — Escada, Rosy Blue — Nagahori Corporation), то к вышеперечисленным выгодам от объединения добавляются возможности мониторинга всего алмазно-бриллиантового рынка (в каждом товарном сегменте) и более равномерного распределения прибыли между отраслями комплекса.

Транснационализация экономики формирует не только позитивные следствия (благоприятные предпосылки для получения прибыли, и в результате повышение уровня социально-экономического развития и доходов населения). Оборотная сторона рассматриваемого явления — зависимость национальных экономик от иностранного капитала, что делает их уязвимыми. В рамках АБК таким типом экономики обладают государства двух категорий.

Во-первых, это так называемые «новые индустриальные страны» «первой волны» — Гонконг, Р. Корея, Тайвань, Сингапур и «второй волны» — Таиланд, Индонезия, Малайзия. Они притягивают гранильное производство благодаря сочетанию дешевой рабочей силы и трудолюбия населения. Именно на этот тип государств сделан упор перспективного развития производства бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами, что делает ситуацию в их АБК очень чувствительной к изменению мировой конъюнктуры.

Второй категорией государств, национальные экономики которых зависят от иностранного капитала, являются алмазодобывающие страны Африки с низким уровнем социально-экономического развития (Ангола, Намибия, Ботсвана, ДРК). Зависимость обусловлена стремлением использовать минерально-сырьевую базу в качестве основного источника доходов. Однако в силу того что горнодобывающая промышленность — одна из самых капиталоемких отраслей, для ее создания требуются значительные средства. Поэтому правительства вынуждены открывать двери иностранным инвестициям. В результате в большинстве случаев добыча алмазов в рассматриваемой группе стран формируется деятельностью иностранных компаний или совместных предприятий. Зависимость экономики от иностранного капитала в случае вывода капитала из страны может привести (и приводит) к полной ее дестабилизации.

Таким образом (рис.1):

-

территориальная организация всех отраслей в рамках АБК определяется преимущественно транснациональной деятельностью компаний;

-

она способствует росту объемов производства и потребления из-за более эффективного использования экономических ресурсов и сокращения издержек;

-

возникающая концентрация капитала стимулирует развитие капиталоемких отраслей. В составе АБК к этой категории относится прежде всего алмазодобывающая отрасль;

-

вертикальная интеграционная стратегии при формировании ТНК дает возможность мониторинга всего алмазно-бриллиантового рынка и, как следствие, способствует улучшению его конъюнктуры, вытягивая спрос на алмазы через формирование спроса на ювелирные изделия с бриллиантами;

-

транснациональная деятельность компаний является одной из форм проникновения иностранного капитала, приводя к усилению зависимости национальной экономики от конъюнктуры мирового рынка.

 

Рис. 1. Влияние транснациональной деятельности компаний на развитие мирового алмазно-бриллиантового комплекса

Изучение деятельности ТНК в отраслевом анализе дает достаточную информацию о территориальной организации исследуемой отрасли и механизмах ее функционирования. Это помогает определить закономерности развития и позволяет прогнозировать изменения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Минеральные ресурсы мира на 1.01.2000 (2001, 2002) год: Статистический справочник — МПР РФ, ФГУНПП «Аэрогеология», ИАЦ «Минерал». — М., 2001 (2002).
2. Потоцкая Т.И. Региональные особенности мировой экономики. — Смоленск: Маджента, 2003. — 152 с.
3. Chaim Even-Zohar. The 2004 Diamond Pipeline //Diamond Intelligence Briefs. — 2005. — № 435.
4. Directory of Diamond Trading Company Sightholders. England, 2004.
5. IDEX. — 2003—2005 гг. — № 1—12.
6. Jewellery News Asia. — 2003—2005 гг. — № 1—12.
7. Rapaport Diamond Report. —  2003—2005 гг. — № 1—12.
8. ИЦ Минерал (материалы сайта www.mineral.ru)
9. MBendi (материалы сайта www.mbendi.com)

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста