К вопросу об успешности инноваций



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №4 год - 2011


Исламутдинов В.Ф.,
к. э. н., зав. кафедрой экономической теории
Института менеджмента и экономики
Югорского государственного университета


Шангараев Р.Г.,
аспирант кафедры экономической теории
Ивановского государственного университета


Одной из особенностей современного этапа развития экономики является тот факт, что инновационное поведение экономических агентов становится преобладающим, практически массовым. Всё больше фирм начинают активно заниматься разработкой и внедрением инноваций. О необходимости перехода на инновационный путь развития говорится на разных уровнях власти.


Однако открытым остаётся вопрос о том, в чём причина этого явления, почему инновационное поведение более успешно, несмотря на его рискованность. Для этого в первую очередь необходимо выяснить, что же определяет успешность инноваций?


Можно выделить следующие составляющие успеха инноваций:
1. Техническая возможность, наличие научного открытия, изобретения рационализаторского предложения, которые могут стать коммерчески успешными.
2. Потребность общества в новшестве, неудовлетворённость существующим способом удовлетворения потребностей, осуществления какого-либо вида деятельности.
3. Новатор – человек, который способен увидеть и соединить воедино возможности и потребности.
4. Преодоление сопротивления (инерции) общества по восприятию инноваций (эмоциональный, моральный аспекты, мода, верность марке).
5. Удовлетворение интересов всех сторон, участвующих в бизнес-цепочке продвижения  инновации (цепочке создания стоимости по Кристенсену): изобретатель, венчурный финансист, производитель, оптовик, розничный торговец, конечный потребитель.


Для успеха инновации необходимо наличие всех пяти составляющих, иначе инновационная идея так и не найдёт своего воплощения либо окажется коммерчески неуспешной.


Лишь поняв, что общего у всех этих пяти позиций, можно выявить причины распространения инновационного поведения. Помочь в понимании этого может энтропийный подход к  исследованию инноваций, предложенный одним из авторов данной статьи.


В статьях [1; 2; 3] и монографии [4] автор предлагает нестандартный критерий эффективности инноваций – их влияние на уровень энтропии экономической системы и отдельного индивида.


Данный подход основан на использовании отдельных положений, заимствованных из синергетики и базирующейся на ней нелинейной экономической теории. Субъект инновационной деятельности представляется открытой диссипативной самоорганизующейся системой, которая  взаимодействует с окружающей её внешней средой. То есть инноватор находится в состоянии неустойчивого динамического равновесия, которое поддерживается обменом информацией, веществом и энергией с внешней средой.


Согласно второму закону термодинамики любая система производит энтропию. В закрытых системах энтропия со временем достигает максимума, и развитие системы прекращается, а  открытые системы, к которым относится экономика, отводят энтропию во внешнюю среду, понижая её уровень внутри себя и повышая во внешней среде.


Использование положений синергетики вообще и энтропийного подхода в частности в экономических исследованиях развивается сравнительно недавно. В качестве примеров можно привести работы Маевского [5], Сергеева [6], Занга [7].


Исходя из энтропийного подхода, каждая из составляющих успеха инноваций так или иначе связана с уровнем энтропии в экономической системе. Научное открытие или изобретение создают новые способы отвода внутренней энтропии во внешнюю среду, создавая возможность для получения квазиренты, так как в современной экономике все стандартные способы получения ренты (отвода энтропии в терминах синергетики) уже заняты и кем-то используются. Потребность общества в новшестве означает, что даже если система и находится в равновесии, то она, скорее всего, находится в точке локального минимума энтропии, однако данная точка не оптимальна с точки зрения глобального оптимума, то есть система сознательно или бессознательно стремится  перейти в другую точку, в которой энтропия системы (и составляющих её элементов) будет ниже (см. рис. 1).



Новатор – это индивид, который способен сопоставить имеющуюся неудовлетворённость системы с текущим состоянием и отыскать способы перевода системы в новое энтропийно более выгодное состояние. Соответственно новатор должен обладать ценностями, знаниями и навыками,  позволяющими ему осознать саму возможность энтропийного перехода. Новатор является тем, кто даёт толчок системе в направлении глобального оптимума. Необходимость преодоления сопротивления (инерции) связано с тем, что система может перейти в новое состояние с меньшим уровнем энтропии только через временное повышение текущего уровня энтропии, которое позволит вывести систему из локального равновесия и переместиться в новую фокальную точку.


Необходимость удовлетворения интересов всех звеньев бизнес-цепочки связана с тем, что усилиями одного человека практически невозможно перевести сколько-нибудь крупную экономическую систему из одного состояния локального равновесия в другое, даже если оно энтропийно более выгодно для основных элементов этой системы.


Для экономической системы основными элементами являются потребители, которые снижают энтропию за счёт более полного, более качественного или более экономного удовлетворения своих потребностей. Поэтому потребители находятся в начале цепочки ценности, а выигрыш всех остальных звеньев этой цепочки является производным от выигрыша потребителей. Однако необходимо, чтобы участники бизнес-цепочки видели собственный энтропийный выигрыш в результате такого перехода, иначе вместо помощи инноватору они будут сопротивляться изменениям.


Эффективность (потенциальная успешность) инноваций в данном подходе рассматривается по  трём параметрам, влияющим на энтропию экономического актора: деньги, время и риск. Деньги являются универсальным эквивалентом всех благ, то есть и энергии, и информации, которыми система обменивается с внешней средой. Важность фактора времени обусловливается необратимостью протекающих в экономике процессов (второй закон термодинамики), которые наиболее ярко проявляются именно в сфере инноваций. Риск или неопределённость являются фактором, прямо влияющим на уровень энтропии в системе. Чем выше неопределённость, чем меньше можно получить информации о возможных состояниях системы, тем выше энтропия (хаос).


Данная модель обладает практической значимостью, например позволяет рассчитать энтропийный выигрыш инновационных проектов и сравнивать их по этому показателю. Однако при рассмотрении успешности инновационного поведения фирм к трём вышеназванным факторам логично добавить ещё три: научный фактор (способность к инновациям) когнитивный (ментальный) фактор (готовность к инновациям), и институциональный фактор (развитость институтов), расширив, таким образом, модель до шестифакторной.


Попробуем изложить наше понимание способности к инновациям. Любая фирма, находящаяся на рынке, может выбрать для себя одну из стратегий поведения: подлинные инновации или  имитацию. В первом случае фирма собственными силами проводит НИОКР, а во втором –  копирует наиболее успешные нововведения конкурентов.


Выделим особенности каждой из стратегий. Если фирма выбирает стратегию собственных разработок, то ключевым параметром, который определяет успешность инновационного процесса, является научный потенциал фирмы. Его следует рассматривать с таких позиций, как:
1) наличие аналогичных успешных разработок;
2) научно-техническая база организации;
3) доступность информации по тематике научного исследования.


В случае если фирма идет по пути трансфера (имитации) технологий, то наиболее важным  параметром, от которого будет зависеть успешность инноваций, на наш взгляд, является распространённость данной инновации среди конкурентов. Имеет место следующая зависимость: чем более распространено новшество, тем ниже его прибыльность. При этом если данное новшество внедрили уже более 50% конкурентов, то, внедряя его, предприятие идёт не по инновационному пути, а по догоняющему.


Готовность к инновациям, или когнитивный фактор, на наш взгляд, должен содержать как  минимум два элемента:
1) готовность внутренней среды фирмы;
2) готовность микросреды предприятия.


Попытаемся пояснить элементы «готовности к инновациям» и их составляющие.


Под готовностью внутренней среды фирмы мы понимаем группу факторов, которые определяют возможности самой организации по внедрению инноваций. Составляющими данной группы являются:
- организационная структура фирмы. Её гибкость положительно влияет на энтропию фирмы, а  жёсткость, напротив, – понижает инновационную активность внутри фирмы;
- доля инновационно активных работников среди персонала. Эти люди способны увидеть научно-техническую возможность и потребность, склонны содействовать инновациям, а также способны убедить других в их необходимости;
- система стимулирования сотрудников к инновационной деятельности. Она должна включать материальное и моральное поощрение в виде премий, грамот и возможности продвинуться по  службе;
- использование проектной формы работы в деятельности предприятия – это важная составляющая инновационной активности внутри предприятия, поскольку благодаря ей удается создать коллектив единомышленников, которым, во-первых, движет одна идея, а во-вторых, создаётся команда людей из различных сфер деятельности;
- использование информационных систем. Данная составляющая действует не прямо, а только косвенно. Её влияние заключается в ускорении процессов принятия решений, что, пожалуй, создает положительный энтропийный эффект.


Готовность микросреды предприятия включает факторы, которые определяют влияние на фирму её ближайшего окружения: клиенты (потребители), поставщики, смежники, посредники.


Пояснять, что такое «готовность конечных потребителей», пожалуй, не стоит, этому было посвящено немало исследований. Стоит лишь отметить, что конечные потребители,  формирующие конечный спрос на новшества, определяют успех инноваций.


Среди факторов, которые влияют на готовность конечных потребителей, внимания заслуживают следующие: уровень образования, менталитет, религиозность, возраст, влияние моды. Положительно влияет доля потребителей с высшим образованием, отрицательно влияют большие различия в менталитете, высокая религиозность, преобладание людей старшего возраста среди потребителей. Влияние фактора моды стихийно. Оно временами может стимулировать использование инновационных товаров, а порой, напротив, – формировать спрос на традиционные товары (предметы старины, антиквариат, фермерскую «природную» продукцию).


На наш взгляд, монополизм посредников и поставщиков влияет на конкурентоспособность предприятия, а не на его инновационную активность. То есть возможна ситуация, когда поставщики обладают монопольными преимуществами, но при этом инновационно активны и стимулируют предприятие к внедрению различных новшеств. Иными словами, монополизм и инновационная активность в готовности к инновациям в микросреде предприятия не антонимы, а различные характеристики, которые, в свою очередь, также могут как положительно, так и отрицательно влиять на энтропию предприятия.


Относительно поставщиков и смежников предприятия можно сказать ещё следующее. Чем теснее привязаны поставщики и смежники к какой-либо конкретной технологии, чем крепче они связаны специализацией и кооперацией, тем сложнее одной фирме «вылезти» из производственного контура, чтобы внедрить инновации.


И наоборот, внедрение инноваций одним из смежников приводит к лавинообразному распространению сопутствующих инноваций по всей технологической цепочке.


Аналогично можно описать влияние посредников, которые могут как способствовать инновациям, так и мешать их распространению.


Институциональный фактор – это развитость национальной инновационной среды.


Сюда можно отнести:
- развитость законодательства, как прямо относящегося к инновациям, так и косвенно стимулирующего их, например налоговое законодательство;
- развитая патентная система и система защиты авторских прав;
- наличие механизмов венчурного финансирования;
- наличие механизмов коммерциализации научных результатов: центров трансфера технологий, технопарков, бизнес-инкубаторов;
- финансирование научной деятельности НИИ, вузов.


Однако для включения дополнительных факторов в энтропийную модель эффективности  инноваций недостаточно выявить направление влияния фактора на уровень энтропии – положительное (снижение) или отрицательное (повышение); необходимо соблюсти ещё два условия:
1) измеримость степени влияния фактора, то есть выразимость в единицах измерения;
2) сопоставимость влияния фактора, так как в вышеописанной модели все факторы энтропии  стандартизированы, выражены в интервале от 0 до 1.


Для дополнительных факторов эти условия приведены в таблице 1.




Таким образом, шестифакторная модель энтропийной эффективности инноваций лучше соответствует тем составляющим успеха инноваций, которые определяют распространение инновационного поведения в экономике. Конечно, любой из дополнительных факторов можно было учесть и в трёхфакторной модели, выразив их через один из трёх основных факторов – деньги, время или неопределённость, однако такое косвенное выражение усложняло практическое использование энтропийного подхода.


Дополнительные факторы позволяют более точно и подробно оценить показатели, влияющие на ожидаемое изменение уровня энтропии экономического актора под влиянием инновационных преобразований, что повышает возможность использования данной модели в практической деятельности, при оценке шансов на успех и принятии инновационных решений на разных уровнях.


Литература
1. Исламутдинов В.Ф. Инновационное развитие отрасли как марковский процесс // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. – № 5. –С. 16–19.
2. Исламутдинов В.Ф. Совершенствование методики оценки эффективности инновационных  проектов // Trends economics and management. – 2009. – V. 3. – Is. 05. – P. 21–28.
3. Исламутдинов В.Ф. Двухстадийная оптимизация выбора инновационных проектов // Сибирская финансовая школа. – 2010. – № 1/78 (январь-февраль). – С. 111–115.
4. Исламутдинов В.Ф. Синтез институционального и эволюционного подходов к обоснованию инновационных процессов. – Ханты-Мансийск : ИИЦ ЮГУ, 2010.
5. Маевский В. Введение в эволюционную макроэкономику. – М. : Япония сегодня, 1997.
6. Сергеев В.М. Пределы рациональности : Термодинамический подход к теории экономического равновесия – М. : ФАЗИС, 1999.
7. Занг В.Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории : пер. с англ. – М. : Мир, 1999.

25.01.2018

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста