Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №4 год - 2014
Коновалова Г.И.,
кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики,
организации производства, управления Брянского
государственного технического университета
Описан подход к развитию методологии управления машиностроительным предприятием, который опирается на системное моделирование и оптимизацию управления процессами, ресурсами, затратами. Предложены: типовые динамические инструменты планирования; модель единой системы оперативного управления разнотипным производством; единый механизм планирования; механизм балансирования целей и показателей их достижения; модель производственной исполнительной системы в цехе.
Одной из главных причин низкой эффективности управления машиностроительными предприятиями является несоблюдение двух принципов: системного подхода к управлению и принятия решений, основанных на фактах. Это вызвано не только субъективными факторами, но и отсутствием научно-методических разработок, учитывающих специфику российских машиностроительных предприятий.
У машиностроительных предприятий есть характерные особенности: сложная внутренняя организация, сочетающая социальную, техническую, экономическую и информационную составляющие; многочисленные внутренние и внешние связи; циркуляция больших материальных и информационных потоков; структура управления, сочетающая принципы централизованного и децентрализованного управления.
Основной путь воплощения системного подхода к управлению через построение интегрированной системы управления машиностроительным предприятием разработан недостаточно. Традиционно действующие на российских машиностроительных предприятиях самостоятельные подсистемы управления со своей методологией и сложившейся практикой применения не обеспечивают требуемого уровня интеграции процесса принятия управленческих решений. На машиностроительных предприятиях нет фундамента для комплексного подхода к управлению, а именно нет типовых инструментов интеграции всех видов деятельности и уровней управления; единого механизма планирования и балансирования целей и показателей их достижения; единой модели оперативного управления разнотипным производством.
Принятие решений, основанное на фактах, затруднено отсутствием современных технологий моделирования процессов и оптимизации управления на операционном уровне. Имеющиеся методы оперативного управления производством не стали базисом для обеспечения высокоэффективной работы каждого машиностроительного предприятия.
Для разрешения противоречия между сложившимися условиями деятельности машиностроительных предприятий и недостаточной интеграцией процессов управления необходимо развитие методологии внутрифирменного управления. Для разработки методологических основ системного моделирования и оптимизации управления машиностроительным предприятием необходимо создать:
1) комплекс типовых инструментов для интеграции всех видов деятельности и уровней управления на предприятии;
2) модель единой системы оперативного управления разнотипным производством;
3) единый механизм интеграции планирования на предприятии;
4) механизм балансирования целей и показателей их достижения;
5) свод оптимизационных моделей и методов;
6) модели производственной исполнительной системы в цехе;
7) концепцию построения интегрированной информационной среды предприятия, а также ввести в практику многомерный анализ данных о процессах, ресурсах, затратах на предприятии.
Предложенные технические решения по повышению эффективности системы управления машиностроительным предприятием приняты на основе методов системного моделирования, оптимизации, информационных и компьютерных технологий, базирующихся на использовании системного подхода, общей теории систем, тории управления организационными системами, теории принятия оптимальных решений [1–3; 6; 7].
Трёхмерная модель системы управления машиностроительным предприятием приведена на рис. 1.
Трёхмерная модель системы управления машиностроительным предприятием рассматривается как системная модель для исследования внутренней среды предприятия с использованием таких понятий, как элементы, связи и взаимодействия. Данная модель построена на основе дифференцирования системы управления машиностроительным предприятием по материальным объектам, предметным областям и уровням управления.
Модель состоит из четырёх связанных и взаимодействующих материальных объектов (предприятие, цех, участок, бригада); трёх уровней управления (стратегический, тактический, оперативный); трёх предметных областей (планирование действий, планирование ресурсов и затрат, определение показателей результативности деятельности предприятия и его структурных подразделений).
Интеграцию и планирование в данной трёхмерной модели системы управления машиностроительным предприятием предлагается осуществлять с помощью комплекса типовых динамических инструментов. В качестве таковых инструментов используется совокупность графиков планирования, разделённых по функциям и уровням управления.
Принципиальная схема графика планирования показана на рисунке 2. Продолжительность планируемых отрезков времени и дневная потребность производства в деталях (узлах, изделиях, материалах, финансах, затратах) на графиках планирования – характеристики, отражающие динамичность производственных процессов, обусловленную непрерывным влиянием на них внешних и внутренних дестабилизирующих факторов. Графики планирования, построенные на длительный период, обеспечивают соблюдение основополагающих принципов – целенаправленности, опережающего отражения, динамичности и непрерывности. Они задают точный темп и правильную траекторию движения предприятия к стратегическим целям.
На основе графиков планирования строятся модель единой системы оперативного управления разнотипным производством; единый механизм планирования; механизм балансирования целей и показателей их достижения; модель производственной исполнительной системы в цехе. Перечисленные компоненты являются фундаментом для создания адекватной интегрированной системы управления машиностроительным предприятием.
Модель единой системы оперативного управления разнотипным производством показана на рисунке 3. В ней используется совокупность типовых динамических инструментов планирования: единый план-график предприятия; графики планирования выпуска изделий; графики планирования выпуска деталей по цеху-потребителю; графики планирования выпуска деталей по цеху-изготовителю; графики планирования выполнения технологических операций; картотека очерёдности выполнения технологических операций. При наличии таких инструментов система оперативного управления производством универсальна, так как не зависит от типа производства и длительности производственного цикла изготовления изделий. Оперативное управление производством, опирающееся на такие инструменты планирования, становится ядром в системе управления машиностроительным предприятием, так как служит базисом для интеграции в неё других подсистем.
Единый механизм интеграции планирования на машиностроительном предприятии приведён на рисунке 4.
В данной схеме обеспечивается интеграция планирования функциональных подсистем; долгосрочного, текущего и оперативного планирования; планирования деятельности предприятия и его структурных подразделений. Графики планирования, используемые в качестве инструментов интеграции, соединяют три механизма на основе единого подхода к разработке планов.
Механизм балансирования целей и показателей их достижения на машиностроительном предприятии показан на рисунке 5.
В данном механизме показатели достижения целей разделяются на опережающие индикаторы и факторы достижения [5], а сбалансированность их достигается на основе графиков планирования. Балансирование целей и показателей их достижения производится по видам целей (финансовые, рыночные, производственные, ресурсные, цели обучения и развития) и видам планирования (долгосрочное, текущее, оперативное).
Модель производственной исполнительной системы в цехе приведена на рисунке 6. В данной модели производственной исполнительной системы в цехе используются два типовых динамических инструмента планирования: графики планирования выполнения технологических операций и картотека очерёдности выполнения технологических операций. Эти базовые инструменты планирования учитывают вероятностный характер производственного процесса в пространстве и времени. Оптимизация очереди выполнения технологических операций осуществляется по четырём приоритетам, сформированным по признакам: запущена деталь в производство или ожидает запуска; деталь находится в отставании (превышении) относительно номера планового рабочего дня.
Эти признаки позволяют сформировать очередь технологических операций в режиме реального времени и на основе её создать минимально необходимое незавершённое производство в реально сложившихся условиях на производственном участке.
Ниже представлены четыре основные взаимосвязанные оптимизационные модели поддержки принятия управленческих решений на операционном уровне [4]. Оптимизационная модель управления незавершённым производством сформулирована следующим образом. Необходимо найти такую совокупность нормативных заделов деталей при которой
a, b, c – заданные параметры.
Целевой функцией в задаче оптимизации является планируемый коэффициент комплектности незавершённого производства на конец месяца (К), который стремится к единице; ограничением – фонд заработной платы на месяц Метод управления незавершённым производством представляет вычислительную процедуру, позволяющую определить фактическое и планируемое незавершённое производство и распределить общезаводской фонд оплаты труда по цехам. Метод позволяет постепенно восстанавливать незавершённое производство в каждом цехе и выравнивать его комплектность на предприятии.
Оптимизационная модель оперативного управления производством сформулирована следующим образом. Необходимо найти такую совокупность плановых заданий , при которой
– заданные параметры.
Целевой функцией в этой задаче оптимизации является планируемый коэффициент комплектности незавершённого производства на данный плановый рабочий день, который стремится к единице; ограничением – полезный фонд времени работы оборудования на производственном участке на смену Метод оперативного управления производством представляет собой вычислительную процедуру, позволяющую составлять оперативные плановые задания производственному участку (бригаде) на смену в режиме реального времени.
Оптимизационная модель оперативного управления производственными затратами сформулирована следующим образом. Необходимо найти такую совокупность планов производства
В качестве целевой функции в данной задаче оптимизации выступает плановая сумма производственных затрат на валовую продукцию (S), которая на каждый момент времени стремится к минимуму. Ограничением является плановая себестоимость единицы изделия Метод оперативного управления производственными затратами представляет собой вычислительную процедуру, позволяющую определить точное значение плановой и фактической себестоимости валовой продукции, детали, узла, изделия, незавершённого производства.
Оптимизационная модель для оперативного расчёта норматива оборотных средств на предприятии сформулирована следующим образом. Необходимо найти такую совокупность нормативных заделов деталей, запасов материалов и готовой продукции
В качестве целевой функции в задаче выступает норматив оборотных средств на предприятии (H), который на данный плановый рабочий день стремится к минимуму; ограничением – плановая себестоимость единицы изделия. Метод для оперативного расчёта норматива оборотных средств на предприятии представляет собой вычислительную процедуру, позволяющую определить плановые запасы материалов, деталей и готовой продукции, которые соответствуют действительной потребности производства в них.
Модель интегрированной информационной среды машиностроительного предприятия показана на рисунке 7.
Модель интегрированной информационной среды машиностроительного предприятия включает три компонента:
1) систему автоматизированного проектирования (САПР), с помощью которой разрабатываются новые изделия и технология их производства;
2) автоматизированную систему управления предприятием (АСУП), с помощью которой осуществляется управление производством, продажами, закупками, затратами;
3) автоматизированную систему управления цехом (АСУЦ), с помощью которой производится управление производственным процессом.
Системная информационная поддержка этих компонентов осуществляется в едином информационном пространстве, состоящем из трёх баз данных: базы данных об изделиях (БДИ); базы данных о предприятии (БДП); базы данных о цехе (БДЦ).
Система компьютерной поддержки процесса принятия оптимальных решений по управлению машиностроительным предприятием представлена на рисунке 8.
Ядром компьютерной подсистемы, выполняющей анализ, моделирование и оптимизацию решений в системе управления машиностроительным предприятием (см. рис. 8), является хранилище данных. Многомерный анализ данных и принятие оптимальных решений для управления машиностроительным предприятием обеспечиваются на ЭВМ с помощью шести функциональных модулей: модуля планирования развития; модуля планирования текущей деятельности; модуля планирования производственной деятельности; модуля оперативного учета; модуля анализа данных методами OLAP; модуля поиска знаний типа Data Mining.
Новизна моего подхода состоит в том, что он опирается на системное моделирование и оптимизацию управления процессами, ресурсами, затратами на основе использования типовых инструментов планирования. Практическая ценность его состоит в создании методического обеспечения для построения типового проекта интегрированной автоматизированной системы управления машиностроительными предприятиями.
Литература
1. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управленческие решения: теория и технология принятия. – М.: Дашков и К, 2012.
2. Волкова В.Н., Денисова А.А. Теория систем и системный анализ. – М.: Юрайт, 2010.
3. Друкер П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
4. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию. – М.: Олимп-Бизнес, 2005.
5. Коновалова Г.И. Развитие методологии внутрифирменного управления: монография. – Брянск: БГТУ, 2014.
6. Мухин В.И. Исследование систем управления: учебник. – М.: Экзамен, 2003.
7. Новиков Д.А. Структура теории управления социально-экономическими системами // Управление большими системами. Вып. 24. – М.: ИПУ РАН, 2009. – С. 216–258.