Влияние социальных инвестиций на инвестиционную привлекательность компании



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2015


Бикеева М.В.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики,
эконометрики и информационных технологий в управлении
Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва
mbikeeva@yandex.ru


Иванова И.А.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики,
эконометрики и информационных технологий в управлении
Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва


Проведённый в статье корреляционный анализ подтвердил существование связи между социальными инвестициями и инвестиционной привлекательностью крупных российских компаний. В качестве индикатора инвестиционной привлекательности выбран показатель, характеризующий соотношение рыночной и балансовой стоимости акций компаний. Результаты исследования показали, что сбалансированный механизм принятия решений, обеспечивающий учёт интересов заинтересованных групп, способствует улучшению финансово-экономического состояния, а также уровня инвестиционной привлекательности компании. По мере роста степени социальной ответственности бизнеса происходит увеличение показателей эффективности его деятельности.


Mобильные инвестиционные ресурсы направляются в те предприятия, которые располагают условиями для производства конкурентной продукции, имеют меньшие риски и при прочих равных условиях более развитую производственную, социальную и рыночную инфраструктуру. Одновременно бизнес рассматривается как объект, встроенный в систему сложных взаимоотношений с внешней средой. В подобной ситуации экономическая эффективность производства не может быть самоцелью бизнеса и должна способствовать гармоничному развитию общества. Новая теоретическая модель бизнеса основывается на возросшей роли взаимодействий спектра заинтересованных групп, вовлечённых в активные и пассивные формы участия в операциях бизнеса.


Способность целенаправленно регулировать свои отношения с окружением и осуществлять адаптационные изменения в зависимости от динамики внешней среды обеспечит бизнесу реструктуризационные мероприятия, объективная необходимость проведения которых диктуется прежде всего показанными на рисунке 1 обстоятельствами [7, с. 203–215].



Несмотря на то что многие вопросы, связанные с реструктуризацией бизнеса, нашли отражение в зарубежной и отечественной экономической литературе, некоторые аспекты подобных преобразований предприятий остаются малоизученными [2].


Анализ существующих концепций реструктуризации бизнеса показал, что управленческие решения, направленные на техническое усовершенствование продукции и производственных процессов, снижение издержек, оказываются недостаточными для сохранения конкурентного преимущества. Именно скорость реакции бизнеса на изменения, происходящие на рынках, его гибкость и адаптивность становятся новыми приоритетными направлениями развития, формируя соответствующие изменения в управленческой парадигме. Следовательно, в современных условиях проблема реструктуризации бизнеса с учётом интересов заинтересованных групп требует дальнейшего теоретического осмысления, разработки соответствующего методологического обеспечения и практических рекомендаций к её решению [4].


Крупные и средние российские бизнесмены, особенно те, чей бизнес имеет определённую долю экспортно-импортной ориентации, стремятся приобрести репутацию новой деловой культуры. Российские корпорации реализуют политику социальной ответственности, стараясь тем самым повысить инвестиционную привлекательность.


Целью настоящего исследования является выявление связей между социальными инвестициями и инвестиционной привлекательностью крупных российских компаний.


Выборка включает 15 компаний, представляющих нефтегазовый, металлургический, энергетический, банковский и телекоммуникационный сектора экономики.


Эмпирическая база исследования сформирована с использованием:
– баз данных по нефинансовой отчётности Российского союза промышленников и предпринимателей [1];
– годовых и финансовых отчётов компаний;
– архива российской биржевой площадки РТС для определения рыночных цен акций компаний [8].


Методологической базой исследования послужил многофакторный корреляционно-регрессионный анализ. Являясь одним из наиболее распространённых методов моделирования экономических процессов, он позволяет построить модель с большим числом факторов, определить влияние каждого из них, а также совокупное их воздействие на результативный показатель. Выбор в качестве модели инвестиционной привлекательности компаний уравнения множественной регрессии обоснован тем, что для описания направлений социальных инвестиций и объяснения механизма их функционирования оно характеризует истинные функциональные взаимосвязи отдельных признаков и их влияние на вариацию результирующей переменной.


Многофакторный корреляционный анализ состоит из нескольких этапов (рис. 2).



При проведении данного исследования возникает необходимость количественной идентификации состояния инвестиционной привлекательности. При этом следует учитывать, что для принятия инвестиционных решений показатель, характеризующий состояние инвестиционной привлекательности предприятия, должен иметь экономический смысл и быть сопоставимым с ценой капитала инвестора.


При построении уравнения множественной регрессии в качестве эндогенной (результирующей) переменной (Y) выбран индикатор инвестиционной привлекательности компании, представляющий собой отношение рыночной стоимости акции компании к её балансовой стоимости. Выбор данного показателя осуществлялся с учётом риска снижения доходности, который может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.


В качестве основных факторов выделены социальные инвестиции как внешней, так и внутренней направленности (табл. 1):



X1 – затраты компании на обучение и повышение квалификации персонала, на выплаты льгот, гарантий и компенсаций, на улучшение состояния охраны труда и безопасности, на реализацию мероприятий, направленных на оздоровление сотрудников;
X2 – затраты на реализацию экологической политики, в том числе на природоохранные мероприятия, обеспечение экологической безопасности;
X3 – затраты на ввод социально значимых объектов в регионах, на развитие инфраструктуры городов и местных сообществ, на реализацию спонсорских проектов;
X4 – изменение размера компании (итог баланса);
X5 – изменение чистой прибыли на акцию;
X6 – финансовый левередж, рассчитанный как соотношение заёмных и собственных долгосрочных источников финансирования [3].


Методом последовательного пошагового присоединения построим множественные уравнения регрессии зависимости Y от представленных факторов, исключив из модели факторы, ответственные за мультиколлинеарность, а также факторы, статистически незначимые по критерию Стьюдента [5; 6].


Проведём множественный корреляционный анализ для определения характера, силы и направления связи между результативным и факторными признаками (табл. 2).




Анализ парных коэффициентов корреляции позволяет сделать вывод об отсутствии мультиколлинеарности между факторными признаками. При этом наблюдается заметная обратная связь Y c X4, прямая умеренная связь c X6 и X2.


Методом последовательного присоединения построим линейное уравнение регрессии зависимости индикатора инвестиционной привлекательности компании (Y) от представленных факторов, исключив из их состава факторы, статистически незначимые по критерию Стьюдента:



Проанализируем уравнение регрессии (1):
– значение множественного коэффициента корреляции R = 0,80 подтверждает наличие высокой корреляционной связи между результативным и факторными показателями;
– коэффициенты уравнения регрессии являются статистически значимыми при уровне значимости  
– уравнение регрессии надёжно по критерию Фишера при уровне значимости  и, следовательно, применимо для исследования.


Таким образом, построенная модель (1) пригодна для исследования и прогнозирования.


Методом последовательного присоединения построим нелинейное (экспоненциальное) множественное уравнение регрессии зависимости Y от представленных факторов в виде:



Оценка параметров уравнений (2), нелинейных по объясняющим переменным, но линейных по оцениваемым параметрам, не представляет особой сложности: в этом случае обычно используют замену переменных для сведения модели к линейной и оценки параметров с помощью обычного МНК (применённого к модели с заменёнными переменными):



Экспоненциальное многофакторное уравнение регрессии с учётом исключения факторов, статистически незначимых по критерию Стьюдента, имеет вид:



Проанализируем полученное уравнение регрессии (5):
– значение множественного коэффициента корреляции R = 0,91 подтверждает наличие высокой корреляционной связи между результативным и факторными показателями;
– коэффициенты уравнения регрессии являются статистически значимыми при уровне значимости  
– уравнение регрессии надёжно по критерию Фишера при уровне значимости  и, следовательно, применимо для исследования.


Таким образом, построенная модель (5) пригодна для исследования и прогнозирования.


Экономическая интерпретация параметров регрессии [9, с. 39]:
– коэффициент регрессии при  показывает, что при увеличении затрат компании на обучение и повышение квалификации персонала, на выплаты льгот, гарантий и компенсаций, на улучшение состояния охраны труда и безопасности, на реализацию мероприятий, направленных на оздоровление сотрудников, на 1 млн руб. инвестиционная привлекательность компании увеличится в   раз ( в 1,22 раза);
– коэффициент регрессии при  показывает, что при увеличении затрат на реализацию экологической политики на 1 млн руб. привлекательность компании увеличится в  раз (в 1,82 раза);
– коэффициент регрессии при  показывает, что при увеличении затрат на ввод социально значимых объектов в регионах, на развитие инфраструктуры городов и местных сообществ, на реализацию спонсорских проектов на 1 млн руб. привлекательность компании увеличится в  раз (в 0,46 раза);
– коэффициент регрессии при  показывает, что при увеличении размера компании на 1 млн руб. привлекательность компании увеличится в  раз (в 0,72 раза);
– коэффициент регрессии при  показывает, что при увеличении финансового левереджа привлекательность компании увеличится в   раз (в 1,14 раза).


Принимая решение о размещении средств, инвестору предстоит оценить множество факторов, определяющих эффективность его будущих инвестиций. С долей условности можно сказать, что сбалансированный механизм принятия решений, обеспечивающий учёт интересов заинтересованных групп, включая само предприятие как экономический субъект, способствует улучшению финансово-экономического состояния, а также уровня его инвестиционной привлекательности. При этом по мере роста социальной ответственности бизнеса происходит увеличение показателей эффективности его деятельности. Однобокая направленность действий чаще всего обеспечивает недолговечный результат, в то время как благополучие предприятия и рост его инвестиционной привлекательности зависят от согласования интересов ключевых заинтересованных групп.


Литература
1. Библиотека нефинансовой отчётности. Российский союз промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс]. Режим доступа: рспп.рф/simplepage/157
2. Бикеева М.В. Систематизация научных взглядов на реструктуризацию предприятия // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 2 (38). – С. 139–142.
3. Бикеева М.В. Социальная ответственность и инвестиционная привлекательность компании // Материалы 2-й Международной научно-практической конференции «Шумпетеровские чтения». – Пермь: Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2012. – С. 280–283.
4. Иванова И.А., Бикеева М.В. Оценка эффективности реструктуризации бизнеса и его социальной ответственности: современный методологический подход // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 1. – С. 89–96.
5. Иванова И.А. Интегральная оценка и прогнозирование инновационного потенциала регионов Приволжского федерального округа // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. – № 36. – С. 20–29.
6. Иванова И.А. Моделирование и прогнозирование основных индикаторов инновационной деятельности регионов Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. – 2014. – № 27. – С. 9–13.
7. Реализация социальной политики: региональный аспект: монография / науч. ред. проф. Ю.В. Сажин. – Саранск: ЮрЭксПрактик, 2015.
8. Рыночная капитализация ценных бумаг на ОАО «Фондовая биржа «РТС». [Электронный ресурс]. Режим доступа: rts.ru/
9. Сажин Ю.В., Иванова И.А. Эконометрика. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014.

27.10.2022

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста