Коммерциализация результатов инновационной деятельности российских предприятий на внешних рынках: организационный аспект



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №4 год - 2011


Горбунова М.Л.,
к. э. н., доцент кафедры
мировой экономики и бизнеса,
докторант экономического факультета
ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского»


Морозова Т.С.,
к. э. н., доцент кафедры
мировой экономики и бизнеса
экономического факультета
ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского»


Развитие национальной инновационной системы невозможно без ее участия в международном научно-техническом сотрудничестве. В силу значительных инвестиций в оборонно-промышленный комплекс и связанных с ним научных разработок в советский период отечественная экономика до сих пор обладает относительно мощным научно-техническим потенциалом, несмотря на массовую внешнюю и «внутреннюю» эмиграцию высококвалифицированных кадров в 1990-х гг. По мнению Н.П. Масленниковой [2], наша страна имеет определенное превосходство в таких наукоемких видах продукции и технологиях, как: гидросамолетостроение, самолеторакетные технологии, экранопланы, гиперзвуковые летательные аппараты, космические и судовые ядерные установки, реакторы на быстрых нейтронах и наборно-секционные реакторы с полной взрывобезопасностью, ракетные технологии, технологии производства сверхчистых элементов вещества в невесомости, термоэмиссионные источники энергии, утилизация ядерных отходов, лазерная локация и локация физических сред, загоризонтальные длинноволновые радары и радары с фазированными решетками, сверхкомпьютеры с открытой эволюционирующей структурой. Эти направления частично совпадают с приоритетными отраслями инновационного развития, выделенными  Президентом РФ Д. Медведевым на первом заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики страны в 2009 г. [5]: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии с уклоном в телекоммуникации, медицинские технологии и стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения. Крупный российский предприниматель М. Прохоров полагает, что Россия должна развивать [8] альтернативную энергетику (водородную, солнечную, ветряную и ядерную энергетики в направлении улучшения использования урана), катализ (очистку воды, экологичный транспорт, эффективное и экологичное производство – имеется отечественная научная школа), образование (поддержку высокого уровня интеллекта), сельское хозяйство (имеется отечественная школа семеноводства, работающая в направлении создания фонда гибридов семян), транспорт – основные приоритеты; материаловедение (в том числе нанотехнологии), химию, математику, биотехнологии, молекулярную биологию – обеспечивающие отрасли.


Общий анализ перечня отраслей говорит о том, что не все приоритетные для России инновационные отрасли развиты в стране в достаточной степени, таким образом, требуется активизация международного трансфера знаний в направлении и экспорта, и импорта технологий. Экспорт технологий из России обусловлен отсутствием как масштабного производства инновационной продукции, так и рынков, которые были бы готовы потреблять инновационную продукцию [8], то есть потенциал внутристрановой коммерциализации у уникальных разработок практически отсутствует. Из-за рубежа в Россию импортируются традиционные, хорошо «упакованные» технологии, так как успешный отечественный бизнес не является высокотехнологичным и ориентируется на легкодоступный зарубежный инновационный ресурс.


Правовое поле международного трансфера технологий в РФ довольно жесткое: в Федеральном законе № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г. указывается на возможность использования запретов и ограничений именно для внешней торговли <…> интеллектуальной собственностью [1].


В ряде случаев нарушения в области внешнеэкономической интеллектуальной деятельности могут повлечь уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ, это относится к контрабанде, незаконному экспорту технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, уклонения от уплаты таможенных пошлин и др. [2]


По мнению А.И. Майзеля [6], коммерциализация технологий является одной из семи очевидных стратегий выхода отечественных предприятий на внешние рынки. Главным образом речь идет об использовании возможностей работы с передовыми технологиями, разработанными в СССР и имеющими: практически опробованные или подтвержденные результаты испытаний, интерес со стороны иностранных производителей как доказательство реализуемости и коммерческой ценности новой технологии. Среди потенциально успешных субъектов реализации данной стратегии – оборонные заводы, независимые малые предприятия и предприятия на базе вузов и научно-исследовательских институтов.


Для оценки стратегического потенциала экспортного трансфер А.И. Майзель предлагает  следующую структуру анализа возможностей предприятия [6]:
1. Оценка оригинальности и защищенности технологии.
2. Оценка зарубежных аналогов и разработка карты сравнительной конкурентоспособности.
3. Укрупненная оценка «сопутствующего набора» (оборудования и услуг, которые потребуются для эффективного внедрения технологии).
4. Оценка и формирование перечня вероятных заинтересованных фирм.
5. Приближенная оценка финансовых ориентиров возможных сделок в вариантах:
- окончательной продажи технологии (патента);
- продажи с получением права участия (лицензии или участие в собственности);
- привлечения иностранного партнера для самостоятельного освоения технологии (с последующим экспортом) и т. д.
6. Подготовка предложений, ориентированных на заинтересованные фирмы.


Трансфер технологий осуществляется отечественными предприятиями главным образом в форме продажи патентов, то есть отказа от участия в дальнейшей коммерциализации результатов своей инновационной деятельности, о причинах этого было сказано выше. Однако авторы попытались выявить предприятия, которые успешны и в других формах международного технологического трансфера, а именно в продаже лицензий и экспортоориентированном производстве: ГК «Транзас», контролирующей 30% мирового рынка программного обеспечения для морских судов, ГК «Центр ультразвуковых технологий», поставляющей оборудование General Motors, Alcoa и другим известным компаниям, ГК «СЕМ», производящей на основе полупроводников с управляемой энергетической структурой биокорректоры, инфракрасные термометры и активаторы бытового назначения, ОАО «Морион», занимающегося разработкой пьезоэлектронных приборов стабилизации и селекции частоты; ОАО «Гидромаш», ведущего российского предприятия по разработке, производству и испытаниям шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов.


На основании выполненного анализа можно сделать следующие выводы.


Во-первых, с определенной детализацией все компании принадлежат к отраслям, относящимся к тому или другому списку отечественных передовых или приоритетных в инновационном отношении отраслей, расположены в глобально конкурентоспособных регионах страны. Компании первой группы – это новые компании, возглавляемые предпринимателями-инноваторами (в случае Центра ультразвуковых технологий – учеными), с большим международным опытом в основном личного характера. Экспортоориентированные компании – это предприятия, имеющие длительную историю, «звезды» советского ВПК, возглавляемые успешными «красными директорами», уверенными в уникальном технологическом преимуществе и производственной культуре собственных предприятий, не растерявшимися в период сокращения оборонного заказа и сумевшими найти за счет участия в выставках и конференциях технологических гарантов для своей продукции. Таким образом, благодаря хорошей конструкторской и производственной базе предприятия ВПК смогли стать проектировщиками и поставщиками оригинальных компонентов (Original Design Manufactuer) для лидеров отрасли.





Литература
1. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. – 2003. – № 254.
2. Баранчеев В.П. Управление инновациями : учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. – М. : Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.
3. Браун В. Научный коммерсант // Деловой квартал. – 2006. – № 1. – С. 28–36.
4. Борисова Е. Шашлык из открытого космоса. – Эксперт. – 2006. – № 19. – С. 46–52.
5. Кузьмин В. Пять приоритетов президента // Российская газета. – Федеральный выпуск. – 2009. – № 4935 (111). – 19 июня.
6. Международный менеджмент / под ред. С.Э. Пивоварова, Д.И. Баркана, Л.С. Тарасевича, А.И. Майзеля. – СПб. : Питер, 2000.
7. Привалов А. О пользе сосредоточенности // Эксперт. – 2001. – № 12. – Режим доступа: expert.ru/printissues/expert/2001/12/12ex-ndr/
8. Прохоров М. Инновационная головоломка // Эксперт. – 2008. – № 42. – Режим доступа: expert.ru/printissues/expert/2008/42/russkaya-innovacionnayagolovolomka/
9. Рубан О. Ноу-хау на пределе звука // Эксперт. – 2009. – № 36. – Режим доступа:  expert.ru/printissues/expert/2009/36/knowhow-na- predele-zvuka
10. Юрасова Т. Поставщик двора их глобальных величеств // Эксперт. – 2006. – № 9. – С. 38–47.
11. Сайт ГК «СЕМ» – cem-tech.ru.
12. Сайт ГК «Транзас» – transas.ru.
13. Сайт ОАО «Гидромаш» –hydromash.ru.
14. Сайт ОАО «Морион» – morion.com.ru.
15. Сайт Центра ультразвуковых технологий – powerultrasonics.ru.


18.04.2018

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста