Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2004
1. |
У лидера есть готовые идти за ним последователи-союзники. |
2. |
Лидерство – это сфера взаимодействия. |
3. |
Лидерство происходит как событие. |
4. |
Лидерство – спонтанно возникающее событие. Лидеры и последователи обрабатывают информацию в рамках собственных субъективных, внутренних оценок и взаимодействий. |
5. |
Лидеры пользуются влиянием, выходящим за пределы формальной власти. |
6. |
Лидеры действуют за пределами формальных процедур. |
7. |
Лидерство сопряжено с риском и неопределенностью. |
8. |
Инициативы, выдвинутые лидерами, подхватывают не все. |
9. |
Лидерство – продукт сознания, способности к переработке информации. |
У. Бланк воспринимает лидерство как руководство высшего качества, которое достигло потолка совершенствования, но не находится на этом уровне постоянно. Это справедливо в том случае, если мы принимаем концепцию «лидерства как верхней ступени развития управленческих отношений по критерию качества выполняемых функций», а не в зависимости от иерархического уровня и субординационной квоты (диапазона управления). Дискретность лидерства вновь проявляется в переходах «предприниматель—руководитель—лидер». Необходима «критическая масса» предпринимательской активности, мощный ее импульс, который позволит преодолеть барьер личностной инерции и войти в состояние руководства фирмой. Следующий импульс управленческой активности позволяет еще раз преодолеть порог на новом качественном уровне и достичь лидерских отношений в компании (войти в состояние лидерства).
Вот как об этом говорит Стив Кейс, председатель совета директоров «Америка онлайн»: «Корпоративное кладбище усеяно останками тысяч компаний, не сумевших осилить переход от предпринимательского начала к полноценной, устойчивой компании. Объяснение часто бывает одно и тоже: основатель компании не движется вперед и адаптируется недостаточно быстро». Он дает следующие рекомендации для перехода от роли предпринимателя к роли руководителя: «Главное, надо найти людей, которым вы доверяете и на которых можете положиться. Затем… распределяете менеджерские обязанности до тех пор, пока вам ничего не остается, кроме общего руководства компанией… Вот этот новый взгляд на обязанности и помог мне перейти от позиции предпринимателя, который все делает сам, к роли руководителя компании. Но это требует и нового мышления» [4].
Накопление «критической массы» предпринимательской активности приводит к тому, что учредители или соучредители компаний становятся впоследствии их руководителями, а затем и признанными лидерами, порождающими, кстати сказать, новых лидеров. Одновременно существует много основателей (учредителей) ООО, АО и других форм бизнеса, которые по тем или иным причинам и соображениям не совершили переход к руководству. В этом также проявляется дискретность лидерства.
Приведу несколько неожиданных и даже странных характеристик лидеров из числа руководителей:
- |
лучшими лидерами являются слуги (очевидно, своих клиентов); |
- |
лидером становится тот руководитель, который отдает себя другим (очевидно, сотрудникам команды); |
- |
лидерство требует любви (возможно, прежде всего к последователям). |
Эти утверждения отражают новые взгляды на современное лидерство. Они существенно разнятся с представлениями о лидерстве, которые сформировались у руководителей экономики переходного периода.
На лидеров бизнеса в информационную эпоху возлагаются новые надежды. Надеются клиенты и последователи, чиновники и молодые специалисты. Сами лидеры без особых огорчений уступают свои роли другим. Они готовят новых лидеров из числа своих последователей. Так перелетные птицы поочередно лидируют, создавая подъемную силу для летящих вслед.
Кто на футбольном поле лидер? Капитан? Тренер? Левый защитник, устремившийся в атаку? Здесь лидерство также дискретно и каждый вправе взять на себя роль лидера, если считает, что для этого есть основания и обстоятельства благоприятствуют ему. Критерий один – успех команды.
Групповое лидерство начинается с дискретных отношений и является следствием такой дискретности. Отношения «лидер—последователи» образуют сеть деловых процессов, узлами которой становятся локальные задачи. Предельным проявлением принципа дискретности в контексте группового лидерства следует считать выхолащивание или отсутствие индивидуального лидерства. Так происходит в японском бизнесе, где нет соревнования в руководстве между отдельными сотрудниками<*>. Командный дух дискретного лидерства имеет ментальный аналог – иероглифическое письмо.
<*> Они соревнуются в качестве работы.
Принцип дискретности является всеобщим принципом организационного развития, находящимся в ряду таких кибернетических принципов, как обратная связь, иерархичность, системность, необходимое разнообразие, симметричность. Применительно к переходу от руководства к лидерству этот принцип означает:
а) |
ценностные ориентации и видение (вместо разработки концепций и стратегий); стратегическая компетентность необходима по-прежнему, но лидерство происходит импульсами, которые несут идеи и нововведения, часто спонтанные и первоначально хаотичные; |
б) |
переход от общих функций управления к ролям проповедника идей и функциям миссии компании; |
в) |
трансформацию ролей конструктора организационных структур и архитектора управленческих систем в роли организационного преобразователя, проводника изменений и преобразователя своих последователей в локальных лидеров; |
г) |
конверсию индивидуального статусного лидерства в групповое лидерство. |
Дискретность преобразований руководителя в лидера показана в таблице.
Отличия руководителей от лидеров<*>
Руководитель |
Лидер |
Акцентируют важность тактики и оперативной работы |
Делают "правильные дела" |
Видят краткосрочную перспективу |
Внедряют новшества, вдохновляют |
Направляют дела в нужное русло, правильно делают дела |
Развивают персонал |
Организуют персонал и контролируют его работу |
Сосредоточивают внимание на человеческих ресурсах |
Администрируют, мотивируют |
Полагаются на доверие |
Поддерживают обычный порядок |
Сплачивают людей, работающих над общей задачей, ищут новых последователей |
Сосредотачивают внимание на системах, структуре и результатах |
Акцентируют важность миссии, фундаментальных ценностей, общих целей |
Полагаются на контроль |
Видят долгосрочную перспективу |
Задают вопросы "как?" и "когда?" |
Задают вопросы "что?" и "почему?" |
Принимают существующее положение дел |
Бросают вызов существующему положению дел |
Сосредоточены на настоящем |
Сосредоточены на будущем |
Подводят итоги |
Смотрят вперёд, за горизонт |
Подробно разрабатывают порядок, поэтапность действий и строки их выполнения, а также ценностные ориентации, идеи и концепции |
Стремятся к переменам |
Стремятся к предсказуемости и порядку |
Идут на риск |
Избегают рисков |
Вдохновляют людей на свершение перемен |
Побуждают персонал к соблюдению принятых стандартов |
Используют личностное влияние, авторитет, убеждение, власть за пределами статуса и собственности |
Используют обусловленное служебным положением влияние на подчинённых |
Побуждают других следовать за собой |
Требуют от других процедурного подчинения |
Действуют за пределами принятых в организации правил, регламентов, стратегий, процедур - нестандартны |
Действуют в рамках принятых в организации правил, норм, регламентов, стратегий, процедур, планов |
Берут на себя руководство (полномочия, ответственность, власть) |
Занимают определённую высокую должность. |
Часто место в формальной организации не определено. |
<*> Использованы работы Д. Бойетт, У. Бенниса, Б. Нануса, Р. Тансенда, П. Коттера, Манфреда Ф.Р. Кетса де Фриса, У. Бланка, Яна Р. Катценбаха.
Основное изменение роли современного хозяйственного лидера состоит в переходе от разработки стратегий и планов к разработке ценностных ориентаций и видения.
Руководители высшего звена долгое время считались разработчиками стратегий. Это была их ключевая функция. Но это не та деятельность, на которую современный успешный лидер в бизнесе тратит усилия. Конечно, стратегии нужны, но их временные горизонты резко сократились, и одних стратегий в условиях глобализации динамичной экономики уже недостаточно. Большинство руководителей старой формации не увлекают персонал, не делают сотрудников последователями, не позволяют управлять интеллектуальными ресурсами организации.
Необходимость концептуального видения развития необычайно важна фирме. Лидер в этой роли выступает как провидец. Необходимость провидения хорошо описана Бойеттами: «Во многих отношениях кризис, переживаемый предпринимательством сегодня, является кризисом смысла. Люди утратили уверенность потому, что больше не понимают, отчего вопрос “почему?” ставят после вопроса “что?”. У них нет больше ощущения того, что положение вещей хорошо определено и что напряженная работа приведет к успеху. У все большего числа людей возникают сомнения относительно будущего их организаций и ощущение неопределенности этого будущего. Соответственно, они испытывают эти чувства и в отношении своих карьер, собственного будущего. Все больше организаций и работающих в них людей погружаются в кризис смысла… Людям, стремящимся играть роль лидеров в этих новых условиях, нельзя недооценивать глубины человеческой потребности в смысле. Это одна из самых основных человеческих потребностей, аппетит, который не исчезнет». И далее: «…видение определяется как разделяемый сотрудниками корпорации образ того, каким мы хотим видеть наше предприятие или каким мы хотим, чтобы он стало… Видение обеспечивает исходную точку будущей ориентации. Оно дает ответ на вопрос, как мы хотим, чтобы нас воспринимали люди, мнения которых важны для нас. Декларация видения… предполагает присутствие благородной цели и высоких ценностей, чего-то, считающегося особенно достойным… реалистичный, внушающий доверие, привлекательный образ будущего вашей организации… воспринимают как идею, обладающую такой энергетикой, что она, по сути, приближает будущее скачками, вызывая к жизни те навыки, таланты и ресурсы, которые необходимы для пришествия желаемого будущего, и как путеводную звезду для всех, кто нуждается в понимании того, какой должна быть организация и куда ей идти» [3].
Аналогом видения может служить разность потенциалов между прошлым и будущим, которое формирует своеобразное силовое поле. Его создает лидер. Его энергия действует на последователей импульсивно. «Волны лидерства» имеют разные частоты. Последователи – те, кто настраивается на частоту лидера и усиливают его воздействие на цели. Таким образом, сила видения содействует работе группы, но не постоянно, а дискретно, резонируя на определенной частоте. Процесс формирования видения фрагментарен, основан на творческой интуиции, стохастичен и не поддается логике. Поэтому в лидерстве много от искусства. «Критическая масса» компетентности менеджера позволяет ему стать лидером, а понимание принципа дискретности содействует уяснению сути лидерства. Природа лидерства дискретна, оно проявляется как ряд отдельных качеств, причем перечень этих качеств неустойчив и, увы, нельзя предложить их ранжирование, которое действительно было бы объективным отражением опыта успешного лидерства. Деятельность лидера также дискретна, она происходит как ряд отдельных событий. Позиция лидера также дискретна. Человек, признанный лидером в одних обстоятельствах, может оказаться ведомым в иных обстоятельствах в том же человеческом окружении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе. – СПб.: Питер, 2003. — С. 20.
2. Blank W. The Nine Natural Laws of Leadership. — NY: AMACOM, 1995.
3. Бойетт Д.Г., Бойетт Д.Т. Руководство и лидерство: Наследие выдающихся менеджеров // Современное управление. — 2003. — №1.
4. Нефф Т., Ситрин Д. Уроки лидерства. — М.: АСТ, 2003. — С. 88.
Также по этой теме:
- Книги по этой тематике в разделах: Маркетинг и менеджмент, Психология
- Другие статьи по этой тематике