Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №2 год - 2005
1) |
тест Белбина нельзя считать надежным инструментом для формирования сбалансированных команд; |
2) |
низкая надежность теста обусловлена недостаточными объемами выборок, на которых строятся оценки ролевых способностей членов команды; |
3) |
надежность теста можно повысить за счет его многократного повторения (до нескольких десятков раз). |
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. — СПб: Питер, 1999.
2. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
3. Белбин Р.М. Роли в команде и самооценка предпочитаемых вами ролей // Эффективный менеджер: взгляды и иллюстрации. — Жуковский: МЦДО ЛИНК, 1997.
4. Херриот П., Пембертон К. Команды: старые мифы и новая модель // Эффективный менеджер: взгляды и иллюстрации. — Жуковский: МЦДО ЛИНК, 1997.
5. Furnham A., Steele H., Pendleton D. A psychometric assessment of the Belbin Team-Role Self Perception Inventory // Journal of Occupational and Organisational Psychology, № 66, V.3. 1993.
6. Справочник по прикладной статистике. — М.: Финансы и статистика, 1989. — Т.1.
От редакции:
Тест Белбина
В этой статье анализируется приведенный ниже вопросник Белбина. В каждом из семи разделов распределяют 10 баллов между возможными ответами согласно тому, как они лучше всего подходят Вашему собственному поведению. Эти десять пунктов могут быть распределены поровну или, возможно, все приданы одному единственному ответу.
1. Что, я полагаю, я могу внести в команду:
(а) Я могу быстро увидеть новые возможности и воспользоваться ими.
(b) Я могу работать хорошо с самыми разными людьми.
(с) Генерирование идей является одним из моих природных качеств.
(d) Моя способность состоит в том, чтобы выявлять людей, когда я обнаруживаю что-то, что может быть внесено ценного в групповую активность.
(е) Моя способность следовать планам до конца имеет много общего с моей персональной (личной) эффективностью.
(f) Я готов столкнуться лицом к лицу с временной непопулярностью, если это приведет к стоящим результатам в конце.
(g) Обычно я умею чувствовать, что является реалистичным и возможным для работы.
(h) Я могу предложить нечто разумное для альтернативного курса действий без внесения пристрастия или предвзятости.
2. Мои слабые стороны командной работы могли бы быть связаны с тем, что:
(а) Я не чувствую себя непринужденно, пока собрания не будут хорошо подготовлены и проведены.
(b) Я склонен быть великодушным к другим, тем, кто имеет обоснованную точку зрения, которая не выставляется напоказ.
(с) Я склонен говорить слишком много, как только группа доберется до новых идей.
(d) Мой объективный взгляд делает трудным для меня вопрос присоединения к коллегам с готовностью и энтузиазмом.
(е) Иногда меня видят как волевого и авторитарного, если существует необходимость, чтобы что-то было сделано.
(f) Я нахожу трудным руководить с переднего плана: возможно, я слишком чуток к атмосфере в группе.
(g) Я склонен увлекаться идеями, которые приходят в голову, и, таким образом, я теряю (плохо ориентируюсь) направление в том, что происходит.
(h) На меня можно положиться в том, чтобы все основные работы были организованы.
3. Когда я вовлечен в проект с другими людьми:
(а) |
У меня есть способность влиять на людей без давления на них. |
(b) |
Моя обычная бдительность предотвращает ошибки и оплошности, возникающие из-за невнимательности. |
(с) |
Я готов потребовать действий, чтобы удостовериться, что собрание не тратит попусту время и не теряет из вида основные цели. |
(d) |
Можно рассчитывать, что я внесу в качестве вклада нечто оригинальное. |
(е) |
Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах. |
(f) |
Я стремлюсь искать самое свежее в новых идеях и усовершенствованиях. |
(g) |
Я полагаю, что моя способность к здравому смыслу поможет принять правильное решение. |
(h) |
На меня можно положиться в том, чтобы все основные работы были организованы. |
4. Характерный для меня подход к групповой работе состоит в следующем:
(а) |
У меня есть интерес лучше познакомиться с коллегами. |
(b) |
Я не сопротивляюсь, если уделяется внимание точке зрения других, а моя позиция находится в меньшинстве. |
(с) |
Обычно я умею находить линию поведения и аргументы, чтобы доказать несостоятельность неразумных предложений. |
(d) |
Я думаю, у меня есть талант заставить все работать, как только план запущен в действие. |
(е) |
У меня есть тенденция избегать очевидного и выступать с чем-то неожиданным. |
(f) |
Я постоянно совершенствую любую работу, которую выполняю. |
(g) |
Я готов сделать полноценными контакты вне самой работы. |
(h) |
Пока я интересуюсь всеми точками зрения, я не сомневаюсь в своем решении, если только решение принято. |
5. Я получаю удовлетворение от работы, потому что:
(а) |
Мне нравится анализировать ситуации и взвешивать возможные альтернативы. |
(b) |
Мне интересно находить практические решения проблем. |
(с) |
Мне нравится чувствовать, что я способствую хорошим производственным отношениям. |
(d) |
Я могу иметь сильное влияние на решения. |
(е) |
Я умею сходиться с людьми, которые могут предложить что-то новое. |
(f) |
Я умею убедить людей согласиться на необходимый образ действий. |
(g) |
Я чувствую, что мое внимание полностью сосредоточено на том виде деятельности, где я могу ставить задачу. |
(h) |
Мне нравится находить ту область, где нужно напрягать воображение. |
6. Если бы вдруг мне поручили трудную задачу, ограничив время и предоставив в распоряжение незнакомых людей:
(а) |
Я чувствовал бы себя подобно тому, кто удаляется в угол, чтобы придумать выход из тупика перед развитием линии поведения. |
(b) |
Я был бы готов работать с тем, кто покажет самый позитивный подход. |
(с) |
Я бы нашел способ уменьшения размеров проблемы, установив, какой наилучший вклад могли бы внести различные индивидуальности. |
(d) |
Мое естественное чувство крайней необходимости помогло бы гарантировать, что мы не отстанем от графика. |
(е) |
Я полагаю, что сохранил бы хладнокровие и способность мыслить объективно. |
(f) |
Я бы удерживал постоянство цели вопреки давлению. |
(g) |
Я был бы готов взять на себя руководство, если бы чувствовал, что группа не продвигается вперед. |
(h) |
Я бы открыл дискуссии стимулирования новых мыслей и получения некоего движения. |
7. Работая в группах и думая об имеющихся у меня проблемах, я вижу, что:
(а) |
Я склонен выказывать нетерпимость к тем, кто препятствует прогрессу. |
(b) |
Возможно, остальные критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и недостаточно интуитивен. |
(с) |
Мое требование обеспечить, чтобы работа была сделана должным образом, может подкрепляться поступками. |
(d) |
Я склонен становиться немного надоедливым, вполне вероятно, и полагаюсь на одного-двух членов команды, поощряющих и воспламеняющих меня. |
(е) |
Я нахожу трудным начинать что-либо делать, если не ясны цели. |
(f) |
Иногда я не в состоянии объяснить и прояснить сложные вопросы, которые приходят мне в голову. |
(g) |
Я сознаю, что хочу от других того, что не умею делать сам. |
(h) |
Я не решаюсь четко изложить мои доводы реальной оппозиции. |
Убедитесь, что вопросы в каждой серии сводятся к 10 и итог для всех семи серий равен 70.
Расшифровка
Белбин дал наименование каждой из личностных групп, которые, как он нашел, связаны с необходимыми функциями, требуемыми для работы эффективной команды.
Заполните следующую таблицу и подведите итоги, чтобы представить Ваш профиль. Заметьте, что эта таблица анализа расшифровывает очки и не является простым сложением очков. Например, если Ваш счет в разделе 1 был a = 1, b = 4, c = 2, d = 0, e = 1, f = 2, g = 0, h = 0, тогда, используя дешифрующую таблицу, Ваш первый ряд будет выглядеть так:
Раздел |
И |
П |
Ф |
М |
Р |
О |
К |
Д |
1 |
G0 |
D0 |
F2 |
C2 |
A1 |
H0 |
B4 |
E1 |
Начальные буквы сверху соответствуют типам роли в команде, которые описаны ниже.
Раздел |
И |
П |
Ф |
М |
Р |
О |
К |
Д |
1 |
g |
d |
f |
c |
a |
h |
b |
E |
2 |
a |
b |
e |
g |
c |
d |
F |
h |
3 |
h |
a |
c |
d |
f |
g |
e |
B |
4 |
d |
h |
b |
e |
g |
c |
a |
F |
5 |
b |
f |
d |
h |
e |
a |
c |
G |
6 |
f |
c |
g |
a |
h |
e |
b |
D |
7 |
e |
g |
a |
f |
d |
b |
h |
C |
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
Также по этой теме:
- Книги по этой тематике в разделах: Маркетинг и менеджмент, Психология
- Другие статьи по этой тематике