Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2008
«ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»
В философии менеджмента непрерывное улучшение подразумевает,
что на смену политике стабильности приходит политика изменений.
Джозеф М. Джуран
Внедрение на предприятии идей управления проектами предполагает значительное количество организационных изменений и нововведений. Часто само поведение того, кто пытается их осуществить, вызывает сопротивление и тормозит весь процесс. Чтобы избежать этого, специалистам промышленных предприятий в области инвестиционного менеджмента необходимо разбираться в сложных взаимоотношениях, связанных с процессами нововведений и изменений, и знать, как поступать в различных ситуациях и как приспособиться к изменениям в проектах промышленных предприятий.
Подготовка и переподготовка специалистов по управлению проектами
Управление проектами – одно из самых современных направлений в менеджменте [1-3]. Оно вобрало в себя знания и методы из разных областей, таких как финансы, управление качеством, управление рисками, договорами и персоналом. Однако работа в проекте заметно отличается от работы в рамках устоявшихся типовых бизнес-процессов. Для успешной работы в проекте важно не только получить новые знания и навыки, но и изменить свои взгляды, развить в себе так называемое «проектное мышление».
В настоящее время квалификация управленческого персонала на промышленных предприятиях не отвечает международным требованиям к компетентности специалистов по управлению проектами. В связи с этим возникает необходимость обучения сотрудников предприятий проектному менеджменту. С учетом вступления России во Всемирную торговую организацию, перехода предприятий России на международную систему финансовой отчетности повышается необходимость создания на каждом предприятии отдела управления проектами, отвечающего за вопросы анализа и мониторинга инвестиционных проектов развития. Участниками процесса управления проектами на промышленных предприятиях являются управление капитального строительства, управление финансов, отдел продаж и проектно-конструкторский отдел. Для специалистов этих подразделений автором разработан и предложен механизм обучения по вопросам формирования, выбора и мониторинга инвестиционных проектов, позволяющий достичь лучшего уровня предприятий и поддержать его, повысить конкурентоспособность предприятий за счет профессионального управления проектами.
На отдел управления проектами возлагаются следующие задачи [4]:
- анализ текущего состояния проектов;
- анализ хода работ проектов в рамках интегрированной системы управления проектами;
- контроль выполнения работ проектов в рамках интегрированной системы управления проектами по временным и стоимостным параметрам;
- управление договорами проектов, включая их анализ и мониторинг;
- управление коммуникациями проектов;
- формирование архивов проектов.
Для реализации образовательных проектов в области управления проектами возможно привлечение высших учебных заведений и консалтинговых фирм, специализирующихся в данной области. Автор предлагает следующую последовательность обучения специалистов предприятий вопросам и методам управления проектами:
- повышение квалификации по управлению проектами по программам обучения – более 500 академических часов;
- обучение по краткосрочным программам повышения квалификации – от 100 до 500 часов;
- обучение в учебных центрах предприятий по программам, разработанным специалистами предприятия.
В учебных планах программ управления проектами следует придерживаться зарубежных тенденций обучения методам:
- интегрированное обучение вопросам управления проектами;
- смещение обучения в сторону практических вопросов;
- обучение по управлению проектами на основе интегрированных систем управления проектами (Primavera, MS Project);
- использование современных методов всеобщего управления качеством в управлении проектами
Обучение механизму управления проектами может проводиться в следующих направлениях:
- В рамках государственных образовательных стандартов высшего профессионального обучения по экономическим специальностям 060100 «Экономическая теория», 060400 «Финансы и кредит», 060600 «Мировая экономика», 060800 «Экономика и управление на предприятии», 061000 «Государственное и муниципальное управление», 521600 «Экономика»;
- В качестве образовательной программы в рамках переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятия;
- Международной сертификации специалистов по управлению проектами, проводимой ассоциацией Управления проектами «СОВНЕТ» (г. Москва);
- Обучение практическим вопросам работы в интегрированных системах управления проектами (в зависимости от используемого на промышленном предприятии программного обеспечения в области управления проектами) с привлечением специалистов-практиков.
Автором предложены образовательные программы по первому и второму направлениям.
По первому направлению программа включает вопросы формирования механизмов, решение задачи и выполнение функций управления проектами. В модуль «Управление проектами» общепрофессиональных дисциплин входят следующие основные задачи:
- получение знаний и навыков в области управления проектами, необходимых для практической работы на промышленных предприятиях;
- освоение отечественного и зарубежного опыта в области управления проектами, включая управление инвестиционными проектами развития предприятий.
Примерный учебный план представлен в таблице 1.
Таблица 1
Примерный учебный план реализации обучения в рамках образовательного модуля «Управление проектами»
№ п/п |
Наименование темы |
Лекции, академических часов |
Практические занятия, академических часов |
1 |
Системная модель управления проектами. Объекты управления. |
12 |
8 |
2 |
Субъекты управления |
6 |
10 |
3 |
Функции управления проектом в соответствии с международными стандартами управления проектами |
10 |
12 |
4 |
Организация проектного управления |
8 |
12 |
5 |
Применение управления проектами |
6 |
16 |
Всего – 100 |
42 |
58 |
Второе направление предполагает корпоративное обучение, которое имеет следующие преимущества перед обучением в рамках государственных стандартов высшего профессионального обучения:
- учитывается специфика конкретного предприятия, задачи и функции управления проектами предприятия;
- осуществляется образование без отрыва от производства;
- на практике отслеживаются полученные знания;
- ведется практическая работа в интегрированных системах управления проектами.
Примерный учебный план реализации обучения представлен в таблице 2.
Таблица 2
Примерный учебный план реализации обучения в качестве образовательной программы в рамках переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятия
№ п/п |
Наименование темы |
Лекции, академ. час. |
Практические занятия, академ. час. |
1 |
Системная модель управления проектами. Объекты управления |
8 |
10 |
2 |
Международные стандарты в области управления проектами. Отечественный опыт стандартизации управления проектами в нефтеперерабатывающей отрасли |
6 |
12 |
3 |
Субъекты управления |
6 |
10 |
4 |
Функции управления проектом в соответствии с международными стандартами управления проектами |
6 |
12 |
5 |
Организация проектного управления |
4 |
12 |
6 |
Применение управления проектами |
6 |
16 |
7 |
Использование информационных технологий в проектах |
2 |
4 |
8 |
Основы работы в интегрированных системах управления проектами |
4 |
20 |
Всего – 138 |
42 |
96 |
ЛИТЕРАТУРА
- Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: АОЗТ «Интерэксперт»: Инфра–М, 1995.
- Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности. –М.: Финансы и статистика, 2001
- Матвеев А.А., Новиков Д.А., Цветков А.В. Модели и методы управления портфелями проектов. –М.: ПМСОФТ, 2005
- Руководство к своду по управлению проектами. Руководство PMBOOK. Редакция 2000 года. –М.: pmOffice, 2004