Организация инженерно-управленческого труда на предприятиях агропромышленного комплекса



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №2 год - 2011


Сулейманова С.Н.,
Ярославская государственная
сельскохозяйственная академия,
аспирант


 

Исследование организации инженерно-управленчес кого труда проводилось на предприятиях АПК Вологодской и Архангельской областей с использованием методов фотографии рабочего дня и анкетного опроса. При этом содержание труда анализировалось по общей структуре затрат рабочего времени, по отдельным функциям управления, по структуре рабочего дня.


Анализ затрат рабочего времени показал, что удельный вес перспективной деятельности, куда относятся поиск рациональных вариантов механизации и электрификации производственных процессов, инженерные расчёты и обоснования, рационализаторская и изобретательская работа, занимает у руководителей подразделений и специалистов инженерно-технической службы от 9 до 12% времени. По отдельным предприятиям АПК доля ощутимо колеблется – от 2–3 до 27–30%. Значения также существенно различаются – от 16–18% у главных (старших) инженеров до 8–10% у заведующих автогаражами и ремонтными мастерскими, инженеров по механизации трудоёмких процессов, машинного двора, по эксплуатации МТП. У техников, занимающих должности  бригадиров тракторных или тракторно-полеводческих бригад, механиков отделений и автомехаников, перспективная деятельность не зафиксирована.


Какими же должны быть оптимальные значения этого показателя по отдельным группам? Для ответа было изучено распределение затрат времени всех инженеров и техников в предприятиях АПК, где инженерно-техническая служба эффективно работает. Выбор хозяйств проведён по показателям выработки на эталонный трактор, себестоимости тракторных и автотранспортных работ, коэффициенту использования тракторного и автомобильного парков, обеспеченности предприятия механизаторами и техническими специалистами.


Анализ структуры рабочего времени инженеров и техников в этих предприятиях позволил установить в качестве эталонных следующие значения удельного веса перспективной деятельности: для главных (старших) инженеров (механиков, энергетиков), заведующих автогаражом и ремонтными мастерскими – 26–31%, для старших инженеров и инженеров всех специальностей – 21–25%. Для техников эти значения могут быть приняты 6–8%.


Наблюдениями (табл. 1) установлено, что главные инженеры, заведующие автогаражом и ремонтными мастерскими, бригадиры тракторных бригад увеличивают свой нормативный рабочий день почти на 40%, старшие инженеры, инженеры и техники всех специальностей – на 25%. Однако вся их полезная занятость не превышает 65–75%.



Прямые потери рабочего времени инженеров и техников незначительны (около 4,5%) и вызваны, как правило, нарушениями трудовой дисциплины, поэтому сокращение несвойственных занимаемой должности функций и непроизводительной работы является существенным резервом повышения эффективности труда инженеров и техников.


В условиях высокой технической оснащённости сельскохозяйственного производства и усложнения задач, стоящих перед инженерной службой, очевидно, что высокопроизводительная эксплуатация машинно-тракторного парка может быть достигнута только на основе всестороннего использования инженерно-техническими работниками достижений в организации производства, труда и управления. Машины обладают неприятным свойством терять работоспособность в процессе эксплуатации.


Об этом можно сожалеть, но избежать износа нельзя. Потенциальные возможности машин и механизмов могут быть использованы только при хорошо налаженной планово-предупредительной системе технического обслуживания и ремонта, которая включает целый комплекс проводимых инженерной службой организационных и технических мероприятий. Одним из них является составление планов-графиков технического обслуживания и ремонта тракторов, автомобилей, оборудования животноводческих ферм, а также контроль за их выполнением. Это один из важных элементов трудовой деятельности каждого инженера (техника) [1; 2; 3]. Как же он реализуется на практике?


Исследования показали, что затраты времени на составление планов-графиков технического обслуживания машин и механизмов, а также организацию работ по их выполнению составляют в структуре рабочего дня у инженеров по эксплуатации МТП 7%, инженеров по механизации животноводства – 10%, заведующих автогаражом – 9%.


Однако на организацию работ по устранению аварийных отказов в работе сельскохозяйственной техники эти специалисты затрачивают в среднем 22–24% своего рабочего времени. Это свидетельствует о том, что в большинстве предприятий АПК недостаточно хорошо налажена планово-предупредительная система технического обслуживания, призванная обеспечить высокую работоспособность машин и сократить до минимума их простои из-за аварийных отказов. Коэффициент использования машинно-тракторного парка в хозяйствах, как правило, не превышает 0,5, что указывает на низкую результативность работы инженерно-технической службы.


Сложившаяся в АПК система материально-технического снабжения приводит к тому, что инженерно-технические работники на поиски и доставку запасных частей, ремонтных материалов затрачивают в среднем пятую часть своего времени, а в отдельные дни главные инженеры, заведующие автогаражом, автомеханики, механики отделений и бригадиры тракторных бригад тратят до 50–55% времени. Мы установили, что в тех предприятиях, где созданы службы снабжения и сбыта или где в аппарате управления введена должность инженера по материально-техническому снабжению, затраты времени у работников инженерно-технической службы на выполнение снабженческих функций сокращаются в 3 раза.


Неоправданно мало времени (10,5%) инженерно-технические работники занимаются плановой и организационной работой, одной из важных частей их повседневной деятельности. Анкетный опрос показал, что экономическим анализом работы подразделений инженерно-технической службы регулярно занимаются только 28% главных инженеров, 46% – от случая к случаю и 26% не занимаются совсем. Работая по 9–11 ч в день, 78% специалистов инженерно-технической службы затрачивают ежедневно на чтение научно-технической и специальной литературы до 30 мин, не знакомясь с достижениями в области техники, прогрессивными формами организации труда, производства и управления в условиях развития рыночных отношений, а без этого нельзя по-настоящему совершенствовать производство.


Интересна связь между уровнем образования инженерно-технических работников и соотношением затрат на решение творческих вопросов. Так, главные инженеры предприятий АПК, имеющие среднее специальное образование, затрачивают на решение таких вопросов в среднем за день до 0,51 ч, а с инженерным образованием – 1,39 ч. Более высокий образовательный и квалификационный уровень главных инженеров позволяет вносить им в работу элементы творчества, что отражается и на деятельности подчинённых.


Уровень организации труда инженеров и техников зависит прежде всего от того, как они планируют использование своего рабочего времени в течение дня, недели, месяца, как умеют распределять время на решение главных и второстепенных задач и, наконец, как они разделяют вопросы, которые должны решать сами, и те, которые можно делегировать подчинённым. Анкетный опрос показал (табл. 2), что планирование личной работы не стало ещё потребностью каждого инженерно-технического работника.




Только каждый четвёртый инженер и каждый третий техник составляют индивидуальный план работы на день. Планируют свою работу на неделю в среднем 30%, на месяц – 22% работников инженерно-технической службы. Учитывая, что в работе указанными планами руководствуются не всегда (вследствие их недостаточной обоснованности), эти данные необходимо корректировать в сторону уменьшения.


Любой, даже самый лучший, план только тогда становится элементом организации труда, когда он помогает определить последовательность выполнения работ во времени и, кроме того, если план регулярно выполняется. Этому в немалой степени должен способствовать постоянный контроль за выполнением подчинёнными своих планов со стороны главного инженера – руководителя службы. Такой контроль не только дисциплинирует технических специалистов, но и является необходимым условием успешного управления инженерно-технической службой, поскольку постоянно даёт информацию о состоянии дел в подразделениях и позволяет своевременно принять решение. Однако анкетный опрос показал, что выполнение планов и графиков работы главные инженеры контролируют только у 25% инженеров-энергетиков, 49% – у заведующих автогаражом и ремонтными мастерскими, 63% – у инженеров по ЭМП, 56% – у инженеров по механизации животноводства.


Специфичность функции контроля по отношению ко всем остальным функциям управления проявляется и в том, что он охватывает все части и элементы производственного процесса.


Например, если планирование ставит задачи, организация приводит производственную систему в состояние возможности выполнить поставленную задачу, то контроль обладает свойством  универсальности и затрагивает всё производство. Контроль даёт возможность при регулировании работы постоянно устранять обнаруженные отклонения существующего хода дел от желаемого состояния [4].


Средненедельные затраты времени на контрольные функции работниками инженерно-технической службы (табл. 3) показывают, что на контроль за техническим состоянием и эксплуатацией машин и механизмов, выполнением планов-графиков технического обслуживания и ремонта оборудования, а также на обход рабочих мест для контроля за выполнением работы они затрачивают от 6 до 19% недельного фонда рабочего времени.




В структуре контрольных функций время на обход рабочих мест подчинённых составляет в среднем 56%, а у заведующего ремонтной мастерской, инженеров, энергетика и по  механизации животноводства в отдельные дни превышает в 1,8–2,0 раза время на выполнение остальных контрольных функций, что плохо.


Содержание труда инженерно-технических работников связано со структурой затрат рабочего времени, поэтому исследование рабочего времени даёт основные материалы для познания трудового процесса и выявления резервов экономии труда с целью повышения его эффективности. Анализ структуры затрат рабочего времени показал, что наибольшая часть (от 19,7 до 36,0%) приходится на организацию инженерно-технического обслуживания производства, куда входит деятельность технических специалистов по организации работы машинно-тракторного и автомобильного парков, энергетического оборудования и установок, инженерных коммуникаций, проведения технического обслуживания и ремонтных работ, оказанию разовых технических услуг.


Организаторскую работу по её значимости и результативности 87,6% опрошенных инженеров поставили на первое место и считают, что до половины своего рабочего времени должно уходить на её выполнение. Однако действительность не тождественна реальным затратам, и на это есть объективные причины.


Второй важный потребитель рабочего времени инженеров – оперативное управление – в среднем занимает 23,5%. Сюда относится составление и проведение нарядов, отдача оперативных распоряжений, расстановка механизаторов, водителей и вспомогательных рабочих по объектам работы, распределение транспорта и тракторов, согласование своих решений со специалистами других служб управления, принятие оперативных решений по срочным, непредвиденным работам и поиск необходимых для этого ресурсов.


Третий потребитель рабочего времени инженеров – материально-техническое снабжение, которым занимаются все технические специалисты, затрачивая в среднем пятую часть рабочего времени. Снабжение запасными частями и ремонтными материалами подразделений инженерного обслуживания производства является «ахиллесовой пятой» любого предприятия. Как и прежде, снабжение в большинстве случаев ведётся «с колёс», причём каждый ищет своё, порой встречаясь со своим коллегой по совхозу в кабинетах и коридорах РТП или «Агроснаба».


На четвёртом месте в структуре затрат рабочего времени – переходы и переезды, которые поглощают от 7 до 14% времени инженерно-технических работников. Меньше всего они у заведующего ремонтной мастерской (в среднем 35 мин в день). Другие специалисты чаще бывают на объектах работы механизаторов и водителей, выполняя контрольные функции и проводя разные согласования. Среди инженеров бытует правило, что руководитель должен сам всё видеть и лично распоряжаться, так как картина при этом представляется им более наглядной и объективной, а принимаемые решения – более обоснованными. Предпочтение такой информации не всегда оправдано, так как оно часто деформирует плановую структуру рабочего дня.


Недостаточное внимание уделяют технические специалисты подбору и профессиональному обучению кадров механизаторов, водителей и ремонтных рабочих, а также организации их труда. Например на подбор и обучение кадров главные инженеры, главные энергетики, заведующие автогаражом и ремонтными мастерскими затрачивают в неделю в среднем лишь по 1,12 ч, в то время как они призваны решать не только производственные задачи в руководимых подразделениях, но и организовывать повышение квалификации своих подчинённых.


Сравнительно мало времени (от 2 до 7%) затрачивают инженеры на технико-экономическое планирование, что не позволяет прогнозировать ход работы в подразделениях и увеличивает вероятность неправильных инженерных решений. В свою  очередь, отсутствие плановых показателей не даёт информацию о ритме выполнения работ, не позволяет объективно анализировать постоянно меняющуюся обстановку и оперативно устранять сбои в рабочих процессах. Анкетный опрос показал, что экономический анализ работы своих подразделений регулярно проводят лишь 22% инженеров, 39% – от случая к случаю и 39% не выполняют этих функций. Несколько выше этот показатель у главных инженеров: соответственно 28, 46 и 26%.


Широко распространено мнение о том, что любой руководитель должен работать по графику и, по возможности, не допускать случайной работы. На практике деятельность инженерно-технических работников разнообразна и труднопредсказуема.


Оперативный характер большинства решений, принимаемых инженерами и техниками, приводит к увеличению контактов с непосредственными исполнителями работ и специалистами, на что затрачивается дополнительное время. Отсюда естественные сбои в выполнении запланированных на день работ. Так, в течение рабочего дня к главному инженеру обращалось в среднем 40–45 человек, к главному энергетику – 32–35, к заведующему автогаражом – 38–40, к заведующему ремонтной мастерской – 24–28, к инженеру машинного двора – 22–25 человек. Большинство решений принимается вне рабочего места, в результате чего допускается спешка. Ритм работы в течение дня у большинства инженеров получается неустойчивым, особенно у главных инженеров, распорядок дня которым целесообразно составлять по наиболее важным делам недели, фиксируя в течение дня решение переводных вопросов. Особое внимание следует уделять собраниям и встречам, где обычно присутствует много рабочих и специалистов. Это позволяет ускорить процесс получения информации и выработки вариантов решений, а также возможность их оценки.


Проблемы, для решения которых, по мнению инженеров, систематически не хватает времени, распределились так: воспитательная работа с подчинёнными повышение их квалификации, ознакомление с литературой, внедрение прогрессивных форм организации труда механизаторов, водителей и вспомогательных рабочих, личное участие в разработке планов социально-экономического развития предприятия и его подразделений.


Инженерно-технические работники в течение дня от 41 до 78% рабочего времени проводят вне кабинетов, решая производственные вопросы непосредственно в подразделениях. На производственные дела, например, 44% главных инженеров затрачивали сверх восьмичасового рабочего дня в среднем менее 1 дня в неделю, 24% – 1 день, 32% – больше 1 дня. Причем главные инженеры в отдельные дни до 70% времени проводят вне предприятия. Остальные специалисты инженерно-технической службы обычно находятся в своих подразделениях. Так, из времени, проведённого на предприятии, но вне своего кабинета, заведующие автогаражом и ремонтной мастерской, 60% находятся среди своих подчинённых, 15% – в экономической и бухгалтерской службах и 25% – в других подразделениях.


Внешнюю миссию обычно выполняют главные инженеры, посещая районные организации и другие предприятия. Затраты времени на эти цели составляют 25–40%.


На посещение вышестоящих организаций приходится 8–10% рабочего времени. Многие вопросы стали решаться по телефону, следовательно, и больше времени у главных инженеров остаётся на организаторскую работу в пределах предприятия. Однако привычка решать многие вопросы «на колёсах» осталась. Особенно ей подвластны молодые главные инженеры, увлекающиеся разъездами.


Таким образом, проведённый анализ организации труда и структуры затрат рабочего времени инженерно-технических работников свидетельствует о больших резервах для повышения эффективности деятельности. Разумное планирование и рациональная организация работы позволит инженерам и техникам существенно снизить непроизводительные затраты рабочего времени и повысить привлекательность труда, не создавая дополнительных издержек на совершенствование системы управления инженерно-техническим обслуживанием производства в предприятиях АПК.


Литература
1. Регуш В.В. Организация технологического обслуживания машин в животноводстве. – М. : Росагропромиздат, 1997.
2. Скиба А.П. Управление ремонтным производством в сельском хозяйстве. – М. :  Росагропромиздат, 2000.
3. Синюков М.И. Планирование и организация использования техники в сельском хозяйстве. – М. : Росагропромиздат, 1992.
4. Ковалерчик К.А. Технический сервис в АПК: проблемы и пути совершенствования. – М. : Росагропромиздат, 2004.

24.08.2017

Также по этой теме: