Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2010
Мамонов В.И.,
профессор НГТУ, президент
ООО «Инновационная корпорация»
Мамонова Е.В.,
к. э. н., вице-президент
ООО «Инновационная корпорация»
Введение
Последние десятилетия, сопровождавшиеся множеством политических, экономических, финансовых и природных катаклизмов, поставили в центр внимания проблему эффективности функционирования экономик стран мира.
Едва ли не единственной альтернативой создавшемуся положению является инновационный путь развития, основу которого составляет инновационная деятельность.
Системная конструкция инновационной деятельности объединяет множество объектов и процессов, относящихся к разным сферам деятельности, таким как политика, финансы, промышленное производство, образовательная деятельность, социальные программы, международное сотрудничество. Это диктует необходимость привлечения к решению проблем инновационной деятельности моделей и методов системного анализа.
Согласно [1] системный анализ – это совокупность моделей и методов принятия решений, в основе которых лежат:
_ системное представление решаемой проблемы;
_ интерпретация процесса поиска лучшей альтернативы в виде задачи управления переводом «проблемы-системы» из исходного её состояния в цель;
_ оценка и выбор лучшей альтернативы;
_ создание специальной структуры для практического внедрения выбранной альтернативы.
Известно, что в качестве теоретической основы системного анализа выступают базовые принципы системного подхода, диктующие главенство принципа цели в системном описании проблемы, ключевую роль понятий элементов, подсистем и структурных связей, многообразия их возможного представления и важности системного представления внешней среды [1]. Особое значение при этом уделяется предпочтениям лица, ставящего проблему и принимающего конечное решение по выбору наилучшей альтернативы.
Сказанное выше дополним замечанием о необходимости чёткого разделения понятий «научная» и «инновационная» деятельность. Будем исходить из того, что инновационная деятельность – это совокупность процессов, позволяющая получить из научных результатов их потенциальные экономические эффекты. Её продуктом является инновационный продукт со сферой его реализации конечной группе потребителей.
1. Системная концепция инновационной деятельности
Описание инновационной деятельности как сложной системы определяется принципом цели. Проведённая во многих регионах Российской Федерации работа по разработке стратегий социально-экономического развития показывает множество подходов к формулировке целей развития на длительную перспективу. Общими для многих из них являются попытки сформулировать цель в виде желаемых показателей качества жизни населения с дополнением к этой глобальной цели перечня локальных целей для различных направлений социально-экономического развития. При этом применительно к инновационной деятельности чаще всего в качестве целей фигурируют доля инновационной продукции в общей структуре производимого в регионе ВВП, количество инновационных фирм и центров, число занятых в них людей, экономические показатели инновационной сферы. Перечень данных целей не вызывает возражений, но отсутствие чётких определений «инновационный продукт», «инновационная фирма» делает неопределённым процесс их применения, позволяя даже малейшее улучшение морально устаревших, но всё ещё производимых изделий относить к разряду инновационных результатов.
Мы под инновационным продуктом будем понимать изделие или продукт, произведённые на базе научного результата в интересах потребителя и позволяющий либо революционно сократить расходы используемых при этом материальных, финансовых, социальных и экономических ресурсов с одновременным улучшением качества использования продукта человеком, либо решить проблему, до сегодняшнего дня не решаемую. Последнее особенно относится к сфере инновационных медицинских технологий. Сформулированное определение необходимо дополнить ещё одним важнейшим элементом инновационной деятельности – владельцем инновационной идеи, в качестве которого могут выступать как юридические, так и физические лица, обладающие правом интеллектуальной собственности на инновационную идею. Схема инновационной деятельности представлена на рис. 1.
Особенность 1. Инновационная деятельность представляет собой сложный, многошаговый процесс, элементы и структурные связи которого (согласно принципам системного подхода) должны рассматриваться в концепции многовариантности их описания и выполнимости. При этом вид элементов и подсистем инновационной деятельности, их структурные связи между собой и внешней средой должны определяться управляющими воздействиями из центра, ответственного за эффективность всего процесса инновационной деятельности. Такой управляющий центр, отслеживающий все процессы (рис. 1), – обязательное условие успеха инновационной деятельности.
Особенность 2. Ключевым этапом в инновационной деятельности является блок «Разработка образца инновационного продукта». Здесь впервые интересы автора научной идеи соприкасаются с интересами заинтересованных деловых структур. Результатом взаимодействия является автор будущего инновационного продукта, на плечи которого ляжет разработка и базовое внедрение образца. Оттого, каким образом будет достигнут компромисс между автором научной идеи и представителем бизнеса, во многом определится весь конечный итог. При этом управляющий центр, исходя из своего видения пути к успеху инновационной деятельности на базе инновационной идеи, должен влиять и на возможные предложения со стороны бизнес-структур, и на позицию автора научной идеи, отдавая предпочтение последнему.
Но самым важным положением вывода, по нашему мнению и по нашему опыту продвижения инновационных продуктов, является обеспечение доминирования автора научной идеи в структуре автора инновационного продукта. Оно может быть достигнуто в виде авторского контроля над последующей деятельностью как самим автором научной идеи, так и им в содружестве с управляющим центром.
Особенность 3. Схема (см. рис. 1) диктует необходимость учёта всех особенностей массового производства и реализации уже на этапе создания образца инновационного продукта. Отсюда ясна причина неудач многих стартаповских проектов, бизнесангелов, бизнес-инкубаторов. Они зачастую не видят до конца всю совокупность шагов схемы и очень редко попадают в нужную нишу потенциально необходимых свойств инновационного продукта.
Особенность 4. Необходимость больших инвестиций, привлечения стратегических инвесторов появляется на этапе «Подготовка к массовому внедрению». На этом этапе важнейшими являются осознанные стратегии социально-экономического развития регионов, схемы частно-государственного партнёрства, федеральных и региональных инвестиционных корпораций и фондов. На этом этапе вступают в игру корпорации «Роснано», «Российская венчурная корпорация» и созданные ею региональные венчурные фонды, банки, ВЭБ, зарубежные и отечественные фонды, крупные отечественные и зарубежные корпорации («Ростехнологии», «Сименс»). Но все они, без исключения, жалуются на недостаток приемлемых к рассмотрению проектов, говоря об их низком качестве проработки. Причиной тому является «долина смерти» инновационной деятельности, представляющая на рис. 1 путь от блока «Инновационная идея» до этапа «Производство и практическое внедрение образца инновационного продукта», которую можно преодолеть только с помощью единого центра управления всеми этапами деятельности.
Особенность 5. Важнейшим моментом, отражённым на рис. 1, является единство научной и инновационной деятельности. Первая из них даёт основу второй в виде научного результата. Вторая выступает для первой в виде заказчика в рамках задачи обновления инновационной идеи, оплачивая при этом весь спектр работ, производимых учёными. Кроме того, научная сфера должна иметь доступ и к результатам массового внедрения инновационного продукта, созданного на базе её научного результата.
Особенность 6. Все этапы инновационной деятельности должны вписываться в стратегии, программы и проекты, инициируемые или осуществляемые государством(1).
Основная проблема здесь – разделение функций в рамках программы частногосударственного партнёрства. Наличие подобной благоприятной внешней среды – необходимое условие успеха инновационной деятельности, диктуемого базовыми принципами системного подхода.
Анализ сформированных особенностей инновационной деятельности позволил нам предложить системную концепцию базового инновационного регионального кластера, структура которого призвана обеспечить достижение цели инновационной деятельности. На его основе может быть построена системная концепция инновационной деятельности региона.
2. Базовый региональный инновационный кластер как основа системы региональной инновационной деятельности
Структуру и принципы построения базового инновационного регионального кластера рассмотрим на примере инновационного кластера «Профессор Г.П. Лыщинский», реализуемого нами в Новосибирской области несколько последних лет (рис. 2).
(1) Оставляем это утверждение целиком на совести авторов. – Примеч. ред.
В центре кластера помещён глобальный интегратор – единый центр управления всеми инновационными процессами кластера и их взаимодействием с окружающей средой. Это специально созданная инновационная корпорация – ООО «ИНОКОР».
Интегратор должен обладать собственными ресурсами (интеллектуальными, финансовыми, производственными, образовательными, административными) для поддержки инновационной деятельности. Они показаны на рис. 2 в виде второго от ядра кластера пояса ресурсов.
Владельцы инновационных идей и продуктов объединяются вокруг глобального интегратора в виде кольца локальных инновационных кластеров (ЛИК). Применительно к рассматриваемому кластеру «Профессор Г.П. Лыщинский», исходя из cтратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года и стратегии развития инновационной деятельности Российской Федерации до 2015 года, были выбраны пять основных направлений деятельности, проекты которых объединились в рамках пяти локальных инновационных кластеров:
ЛИК «Энергоэффективность»;
ЛИК «Информационные технологии»;
ЛИК «Биотехнологии»;
ЛИК «Инновационные медицинские технологии»;
ЛИК «Нанотехнологии».
Структура каждого из локальных кластеров видна на рис. 3. Она учитывает необходимость собственного управляющего центра, связанного с глобальным интегратором, право интеллектуальной собственности автора инновационной идеи осуществляет инновационную деятельность по каждому инновационному продукту, выполняя ключевой для потенциального инвестора принцип «один продукт – одна фирма». (При этом мы считаем возможным и создание инновационной фирмы прямо глобальным интегратором.) Тем не менее три уровня управления в структуре базового регионального инновационного кластера (глобальный интегратор, локальный интегратор, инновационная фирма) диктуют распределение управленческих функций между ними.
Инновационная фирма формирует потребность в ресурсах, исходя из особенностей реализуемой ею схемы инновационной деятельности (см. рис. 1), а также полностью распоряжается имеющимся у неё их набором. Локальный интегратор координирует работу вверенных ему инновационных фирм, предоставляя им имеющийся или у него, или у глобального интегратора необходимый ресурс. Как ресурс можно рассматривать и выполнение локальным интегратором целого ряда передаваемых от инновационных фирм функций – кадрового обеспечения, административно-хозяйственной деятельности, привлечения необходимых финансовых средств, снабжения, сбыта, создания общих промышленных площадок. Глобальный интегратор по запросу локальных интеграторов, используя арсенал своих ресурсов, а также ресурсов на региональном и федеральном уровнях, координирует деятельность последних. В качестве внешних ресурсов, показанных на рис. 2 в виде третьего от ядра пояса, рассматриваются разного рода отечественные и зарубежные финансовые институты (паевые инвестиционные фонды, фонды прямых инвестиций, банки и инвестиционные группы, сети бизнес-ангелов, фонды и программы поддержки государством инновационной и предпринимательской деятельности, венчурные фонды, а также исследовательские, образовательные и производственные партнеры, бизнес-инкубаторы, технопарки).
Их длинный перечень ещё раз подтверждает вывод о необходимости единого центра управления инновационной деятельности, без которого молодой инновационной фирме невозможно не только самостоятельно найти путь к ним, но и просто разобраться в большом перечне названий средств и институтов поддержки их деятельности.
Началом работы нашего инновационного регионального кластера было создание глобальным интегратором управляющих центров локальных инновационных кластеров совместно с авторитетными в выбранных сферах деятельности партнёрами. На средства ООО «ИНОКОР» и его партнёров были отобраны инновационные идеи, для которых были разработаны бизнес-планы, доказывающие возможность благоприятного пересечения «долины смерти» инновационной деятельности (см. рис. 1). Для воплощения отобранных инновационных идей были созданы инновационные фирмы, где было обеспечено доминирование в собственности авторов научных идей и их бизнес-ангелов.
При поддержке глобального интегратора были использованы различные варианты привлечения необходимых инвестиционных средств от банков и фондов поддержки малого предпринимательства. Они пошли на разработку образцов инновационных продуктов и их внедрение, обеспечив продвижение управляемых ООО « ИНОКОР» фирм до этапа подготовки к массовому внедрению инновационных продуктов.
Проделанная работа доказала жизнеспособность предложенной системы инновационной деятельности, позволяющей преодолеть большинство проблем. Подтвердилось: в основе кластера должны лежать инновационные продукты, производимые инновационными фирмами при поддержке глобального и локального интеграторов по этапам схемы (см. рис. 1). Определяемые на каждом из этапов средства поддержки и их владельцы втягиваются интеграторами в инновационную деятельность, становясь элементами и подсистемами кластера.
Наш опыт позволяет по-другому взглянуть на результаты работы [2], посвященной принципам формирования потенциально возможных региональных инновационных кластеров. Эти результаты должны лечь в основу выбора потенциальных направлений для базовых инновационных кластеров, оценки возможных ресурсов для осуществления их деятельности. Но сам процесс формирования конкретных инновационных кластеров должен осуществляться в рамках сформированного базового правила.
Приведённая структура базового инновационного регионального кластера позволяет приметить ещё одну особенность в обеспечении успеха инновационной деятельности. Суть её состоит в непосредственном участии интеграторов кластера разных уровней в инновационной деятельности, что позволяет создать единую многоуровневую команду, нацеленную на конечный успех. В этом коренное отличие от введения разного рода координаторов инновационной деятельности в регионах, играющих роль простых посредников.
Конечно, для перевода экономики региона на инновационный путь развития одного базового кластера недостаточно. В каждом регионе должна быть начата работа по созданию и поддержке множества подобных базовых инновационных кластеров (рис. 4). Такая работа предполагает обязательное введение общего координатора инновационной деятельности в регионе – управляющей компании (УК) центра глобальных инноваций. УК по аналогии с глобальным интегратором базового инновационного кластера (см. рис. 2) должна координировать инновационную деятельность в регионе, обеспечивая связь с управляющей компанией центра глобальных инноваций Российской Федерации. Разумеется, наряду с инновационными продуктами ключевое значение в настоящее время должны играть инновации в управлении. Предложенные варианты системной организации инновационной деятельности в регионе являются одним из ответов на подобные требования.
Заключение
В статье на основе базовых принципов системного подхода и системного анализа предложена системная концепция региональной инновационной деятельности, основу которой составляет концепция базового регионального инновационного кластера.
Предложенное системное представление процессов инновационной деятельности позволяет наглядно структурировать как всех её участников, так и проблемы её осуществления, выделив в ней «долину смерти» инновационных идей и сформулировав основные идеи по её преодолению с помощью интеграторов инновационных процессов. Инновационный кластер формируется его глобальным интегратором при сопровождении инновационных фирм в их движении по схеме осуществления инновационной деятельности (см. рис. 1). Общая региональная инновационная деятельность представлена в виде совокупности базовых инновационных региональных кластеров, координируемых центрами глобальных инноваций региона и страны в целом.
Литература
1. Мамонов В.И. Основы автоматизированного управления: системы, структуры, управление : учеб. пособие. – Новосибирск: НГТУ, 2002.
2. Рыгалин Д.В. Кластерный подход в развитии инновационной деятельности : монография. – М. : МИЭТ, 2005.