Страновые особенности распределения ТНК



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2014


Кузнецова Н.В.,
доктор экономических наук, профессор кафедры мировой
экономики Школы экономики и менеджмента Дальневосточного
федерального университета


В статье рассмотрены статистические материалы по транснациональным компаниям с целью выявления национальной принадлежности наиболее крупных ТНК мира. Рассмотрены различные рейтинги, например по размерам зарубежных активов, по доходам, по совокупной рыночной капитализации, и выявлены основные страны – лидеры по базированию ТНК. Определены приоритетные страны по распределению производительных сил в транснациональной экономике – развивающиеся страны, наиболее транснационализированные из стран, основные лидеры среди крупнейших международных компаний.


Эволюция ТНК сопровождалась не только ростом их количества (от 300 в конце 1930-х гг. до 82 тыс. [1] в начале XXI в.), но и существенными качественными изменениями. ТНК эволюционизировали от «колониально-сырьевых» ТНК до глобальных компаний. Этот переход пришёлся на 80-е гг. XX столетия. Сегодня по некоторым оценкам их насчитывается более 800 [2].


Анализ динамики индекса транснациональности 100 крупнейших нефинансовых ТНК мира за период 1990–2009 гг. показывает, что, несмотря на наличие некоторых колебаний его значений (минимальное значение наблюдалось в 1993 г., максимальное – в 2001 г.), среднее значение, как правило, превышает отметку в 50%.



Результаты были получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки
России в сфере научной деятельности по заданию № 26.1478.2014/К «Структурные преобразования экономики России посредством интеграционного встраивания в отраслевые рынки АТР».



Есть исключения: у швейцарской компании Nestle он составлял 93,5%, так как зарубежные
активы составляли основную часть её активов, за границей реализовывалась почти вся её продукция, там же работала подавляющая часть персонала.


Индекс транснационализации ТНК развивающихся стран продолжает оставаться существенно ниже, чем у 100 крупнейших ТНК мира (54% против 62% в 2009 г.).


Тем не менее разрыв заметно сократился с 1993 г. в связи со стремительной  нтернационализацией и активизацией международной деятельности корпораций развивающихся государств.


Крупные ТНК на сегодня обеспечивают:
– 90% всех ПИИ за рубежом;
– 1/2 мирового товарооборота (по другим оценкам 40%);
– производят более 1 трлн долл. продукции [3].


Главным источником ПИИ оставались ТНК развитых стран, на долю которых приходилось 84% общемирового вывоза ПИИ. Несмотря на увеличение ПИИ из Соединенных Штатов, почти половина потоков вывозимых ПИИ в мире брали свое начало в странах Европейского союза (ЕС), в первую очередь во Франции, Испании и Соединённом Королевстве (в указанном порядке).


Объемы ПИИ, накопленные США за рубежом, постоянно увеличивались вплоть до кризиса 2008 г. (табл. 1).



В последние годы наблюдается «ренессанс» развитых стран как реципиентов транс национального капитала США, связанный с активизацией инвестиционной деятельности в Австралии и Канаде, а также с расширением ЕС.


В перечне 100 крупнейших ТНК развивающихся стран преобладает Азия (78 компаний), затем следуют Африка и Латинская Америка (в обоих случаях по 11 компаний).


Эти ТНК в своей деятельности охватывают более широкий диапазон отраслей, чем крупнейшие ТНК из развитых стран. Наиболее важными отраслями, особенно для многих азиатских компаний, остаются электротехническая и электронная промышленность.


Количество ТНК растёт быстрыми темпами: так, в 1970 г. в мире насчитывалось 7,3 тыс. ТНК, их оборот составлял около 626 млрд долл. На начало 1990-х гг. их число составляло 37 тыс. с оборотом в 7 млрд долл., а в 2010 г. в мире насчитывалось около 82 тыс. ТНК и их оборот составлял более 30 трлн долл. (табл. 2). Большинство ТНК являются промышленными компаниями.


При образовании корпораций в различных странах решающую роль играют разные факторы: в США – финансовый капитал. В Японии таким фактором является взаимное владение акциями, а также наличие собственных информационных, торговых, финансовых, транспортных мощностей, а в Южной Корее – координация и поддержка государства.



Сегодня США является одной из наиболее привлекательных территорий обоснования ТНК. Наиболее привлекательным фактором для зарубежных корпораций является гибкое законодательство. Уровень налогообложения, применяемый к компаниям и (или) их учредителям, является одним из таких факторов. Местные ставки налогов различаются (иногда существенно), что позволяет предпринимателям выбрать наиболее благоприятные условия. К примеру, штат Юта снизил ставки налога с 7 до 5% в 2008 г. Данный курс являлся одним из самых низких в стране. Кроме того, затраты на энергию в данном штате на 35% ниже среднего показателя по стране; наличие квалифицированной рабочей силы – 90% жителей имеют образование средней школы и 29% – высшее образование; высокий уровень жизни и низкий уровень бедности; широкие возможности для отдыха.


Юта получил лучшие отзывы по таким рейтингам, как Moody's и S&P и Fitch.



Но если посмотреть на состав более многочисленных групп крупнейших ТНК планеты, то здесь американское лидерство выражено гораздо слабее. По данным журнала Fortune, эволюция шла от абсолютного преобладания американских фирм в 1950-е гг. к доминированию западноевропейских фирм с 1980-х гг. Эта тенденция заметна и по составу всех ТНК: в 1970 г. более половины ТНК планеты были из двух стран – Америки и Великобритании; сейчас из всех ТНК на Америку, Японию, Германию и Швейцарию, вместе взятые, приходится примерно лишь половина. Растёт число и значение ТНК из развивающихся стран (особенно из азиатских «драконов», таких как Тайвань, Южная Корея, КНР).


На рис. 1 приводится классификация по национальному составу современных ТНК.



Следует понимать, что, оценивая ТНК, мы должны точно выбрать рейтинг, в зависимости от цели нашего исследования (табл. 4).




Рейтинг журнала Forbes является наиболее корректным, так как наиболее точно отражает реальное положение компании, а также делает оценку компаний более объективной. По нашему мнению, рейтинг Fortune Global 500 является менее корректным, так как определение компаний-лидеров по выручке является не совсем точным.


Например, компания Wal-Mart Stores, имея огромную выручку, получила маленькую прибыль (16,389 млн долл.), в то время как компания Exxon Mobil, занимающая третью позицию в данном рейтинге, при выручке 354,674 млн долл. имеет прибыль 30,460 млн долл., что почти в 2 раза больше, чем у лидера рейтинга.


В оценке кредитоспособности компаний Moody’s базируется на таких вопросах: каков риск неполучения держателем долгового обязательства периодической выплаты по процентам или основной сумме кредита и каков уровень риска по данному долговому обязательству по сравнению с другими в отрасли? На основании таких данных, как: отраслевые тренды, политическая обстановка, качество управления, занимаемая позиция в отрасли, финансовое положение и источники ликвидности, соглашения с материнскими компаниями, а также риски особого случая, как, например, слияний и поглощений – рейтинговое агентство Moody’s присваивает компании категорию платёжеспособности от AAA (обязательства наивысшего качества с минимальным кредитным риском) до С (преддефолтное состояние, вероятность выплаты основной суммы долга и процентов мала). Кредитные рейтинги большой тройки пользуются наибольшим доверием, однако их оценки нельзя принимать как непреложную истину.


Рейтинговые агентства – коммерческие организации, компании платят за то, чтобы быть оценёнными, поэтому многие аналитики считают, что кредитные рейтинги не являются полностью объективными и беспристрастными. Некоторые аналитики также считают рейтинговые агентства, в частности Moody’s и S&P, частично виновными в финансовом кризисе 2008–2009 гг.; журнал Time обвинил оба агентства в форсировании финансового кризиса, так как они присуждали рейтинг AAA облигациям, обеспеченными сомнительными ипотеками.


В табл. 5 приводится пример классификации ТНК по различным рейтингам.



В качестве центров силы можно рассмотреть крупнейшие нефинансовые ТНК мира (табл. 6). Рейтинг компаний представлен по данным на 2010 г. В анализе использовались данные официального сайта UNCTAD. Были рассмотрены статистические материалы по транснациональным компаниям: General Electric, Royal Dutch Shell Group, Vodafone Group Plc, British Petroleum Plc, Toyota Motor Corp., Total SA, Electricite de France, ExxonMobile Corp., E.ON AG, ArcelorMittal.


Наиболее транснационализированными из стран являются: Гонконг (86%), Ирландия (64%), Бельгия и Люксембург (59%), Сингапур (59%), Эстония (47%). В других странах индекс транснационализации значительно меньше: в Бразилии – 15%, в России – 14%, в Германии – 11%, в Китае – 10%, в Японии – 2% [8].



Приоритетными странами по распределению производительных сил в транснациональной экономике являются развивающиеся страны, страны третьего мира.


В первую очередь это Китай, Таиланд, Индия. Более 62% крупных транснациональных корпораций рассматривают Китай в качестве «места первого выбора» при создании зарубежных филиалов в 2005–2009 гг. [9].


Материнские предприятия мировых ТНК распределяются следующим образом: из 100 крупнейших компаний больше половины находятся в США (табл. 7), больше трети предприятий находятся в Западной Европе (35) и всего 6 из 100 – в Японии.



Международные компании из развивающихся стран возникли достаточно давно, но их активная деятельность началась лишь в последнее время. Наиболее заметными в мировой экономике являются ТНК НИС Юго-Восточной Азии, ряда государств Латинской Америки (Аргентины, Бразилии Мексики, Колумбии, Венес уэлы, Чили), наиболее крупных государств Южной Азии (Индии, Пакистана) и некоторых стран Ближнего Востока.


Согласно рейтингу Fortune Global 500 американского журнала Fortune, по данным на 2011 г., список первой двадцатки крупнейших международных компаний выглядит следующим образом (табл. 8).



 

Как видно из таблицы, основным лидером среди крупнейших международных компаний является сеть розничных магазинов Wal-Mart. Wal-Mart был образован в 1962 г. в США и с тех пор стал самым крупным ритэйлером страны. Кроме того, WalMart насчитывает 8500 магазинов в 15 странах под 55 разными названиями: Walmex в Мексике, Asda в Великобритании, Seiyu в Японии, Best Price в Индии и т.д. WalMart обеспечивает рабочими местами 2 150 000 человек. Годовой доход корпорации составляет 421,8 млн долл. Стратегия Wal-Mart включает в себя такие слагаемые, как максимальный ассортимент и минимальные, стремящиеся к оптовым ценам.


Второе и третье места занимают нефтегазовые компании Royal Dutch Shell и Exxon Mobil. Royal Dutch Shell ведёт геологическую разведку и добычу нефти и газа более чем в 40 странах мира. Также корпорация полностью или частично владеет более 50 нефтеперерабатывающими заводами. Кроме того, компании принадлежит крупнейшая в мире сеть АЗС, которая насчитывает более 55 тыс. станций [10]. Помимо этого Royal Dutch Shell принадлежит значительное количество химических предприятий, а также производств солнечных батарей и иных альтернативных источников энергии. Персонал компании насчитывает 112 000 человек. Годовая прибыль составляет 378 152 млн долл.


Другая крупнейшая нефтегазовая корпорация, ExxonMobil, была основана в США. Сегодня эта корпорация ведёт добычу нефти в различных регионах мира, включая США, Канаду и Ближний Восток. ExxonMobil имеет долю в 45 нефтеперерабатывающих заводах в 25 странах, располагает сетью АЗС более чем в 100 странах. ExxonMobil насчитывает 83 000 работников. Годовая прибыль компании составляет 354 674 млн долл.


Помимо Royal Dutch Shell и ExxonMobil в списке значатся еще 6 корпораций, занятых в нефтегазовой отрасли. Эта отрасль наиболее часто встречается в рейтинге, на нее приходится 40% всех отраслей, что позволяет считать нефтегазовую сферу наиболее благоприятной для международных корпораций. Если рассматривать полный список, состоящий из 500 ТНК, выделенных журналом Fortune, то главную роль среди крупнейших транснациональных корпораций играют 4 комплекса: нефтепереработка, электроника, химия и автомобилестроение. Их продажи составляют около 80% общей активности ТНК. Больше всего в списке компаний из США (133 ТНК), на втором месте находится Япония (68 ТНК), на третьем – Китай (61 ТНК).


Согласно обзору 300 крупнейших компаний мира по рыночной капитализации от Ernst & Young, очевидным становится смещение цент ра экономического роста из Европы в Азию. Эксперты, впрочем, отмечают, что специфика рынков такова, что через некоторое время всё может сильно измениться. Согласно данному рейтингу, самые крупные международные компании сосредоточены в США (36,3%), на втором месте находится Китай (10,51%) (рис. 2).


В тройку лидеров рейтинга вошли две китайские компании – Petrochina с капитализацией 366,66 млрд долл. (первое место) и Ind & Comm Bank of China, расположившаяся на третьем месте с 257 млрд долл. Вторую строчку заняла американ ская ExxonMobil – 341,14 млрд долл. Аналитики «Ernst & Young» отмечают, что если количество североамериканских компаний в этой группе остается неизменным, то число европейских компаний среди 300 крупнейших сократилось по состоянию на 30 июня 2010 г. со 110 до 95 по сравнению с 31 декабря 2009 г., в то время как число азиатских компаний увеличилось с 63 до 73.


 


Также совокупная рыночная капитализация 300 крупнейших международных компаний увеличилась на 8%, или на 1,1 трлн долл., в период с 31 декабря 2009 г. по 30 июня 2010 г., что явилось следствием снижения их рыночной стоимости до окончания I квартала и последовавшим за ним устойчивым ростом.


Анализ по странам также показал разнонаправленные тенденции. Если в первой половине 2010 г. капитализация компаний, учреждённых в западноевропейских странах, включая Францию, ФРГ, Италию, Испанию и Нидерланды, продолжала снижаться, то капитализация компаний, учреждённых в КНР, Великобритании, России и Бразилии, значительно возросла.


Не меньший интерес представляет анализ изменений списка крупнейших корпораций по странам. Согласно рейтингу Forbes 2000, по итогам 2010 г. относительно страны материнской компании из списка крупнейших наибольшее количество приходится на США (26 компаний). Россия занимает шестое место и представлена лишь четырьмя компаниями: «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Сбербанк».


Это обусловливается благоприятным экономическим климатом для развития международных компаний. В рейтинге заметно сокращение числа ТНК из Японии, отсутствие в списке Саудовской Аравии и Люксембурга, что частично продиктовано последствиями мирового финансового кризиса и неблагоприятной рыночной конъюнктурой в ряде отраслей. Одновременно наблюдается усиление позиций ТНК США, Канады, Великобритании, России, Китая, Бразилии, Новой Зеландии.


Специалисты PwC использовали эконометрическую модель для прогнозирования числа новых международных компаний, которые появятся на мировом рынке в ближайшие 15 лет. В представительную выборку были включены 15 быстроразвивающихся стран: Аргентина, Бразилия, Венгрия, Вьетнам, Индия, Китай, Малайзия, Мексика, Польша, Россия, Румыния, Сингапур, Украина, Чили и Южная Корея.


По данным прогноза, большинство новых международных компаний появится в Индии, которая обгонит по этому показателю Китай. Более 2200 индийских компаний начнут работать за пределами страны в ближайшие 15 лет. На долю стран Южной Америки, включённых в выборку (Аргентина, Бразилия, Чили и Мексика), придётся относительно небольшое число новых международных компаний. Напротив, экспортно ориентированные страны Юго-Восточной Азии (Малайзия и Сингапур) наряду с богатой нефтью Россией и промышленно развитой Южной Кореей продолжат выводить на мировой рынок значительное количество новых компаний.


Литература
1. UNCTAD World Investment Report. – 2009.
2. ЮНКТАД. Представление информации о влиянии корпораций на общество: текущие тенденции и вопросы. – Нью-Йорк, Женева: ЮНКТАД, 2004. – С.43.
3. World Investment Report 2003: Trends and determinants // UNCTAD. – 2003. – Pp. 88–89.
4. United Nations Conference on Trade and Development [Электронный ресурс]. URL: unctadstat.unctad.org/ReportFolders/reportFolders.aspx
5. World Investment Report 2001-2011 [Электронный ресурс]. URL:  unctad.org/Templates/StartPage.asp?intItemID=2068
6. Всемирный банк [Электронный ресурс]. URL: data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?order=wbapi_data_value_2010+wbapi_data_value+wbapi_data_valuelast&sort=asc
7. World Investment Report: Transnational Corporations and the Infrastructure Challenge. UNCTAD, UN, New York, Geneva. – 2010.
8. Балацкий Е.В. Глобализация мировой экономики и «корпоративная модель» формирования государственного сектора // Общество и экономика. – 2003. – № 9.
9. Щетинин В.В. Роль транснациональных корпораций в мировом хозяйстве и их воздействие на международную конкуренцию. – М.: Инфра-М, 2009. – 235 с.
10. Дербилова Е. «Это настоящая трагедия», – Питер Возер, главный исполнительный директор Royal Dutch Shell // Ведомости. – 2010. – 14 июля.

14.07.2022

Также по этой теме: