Эффективность управления компаниями нефтегазовой отрасли России в условиях кризиса



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №2 год - 2016


Мкртчян Г.М.,
доктор экономических наук, профессор, декан экономического
факультета Новосибирского государственного университета  


Эдер Л.В.,
доктор экономических наук, доцент, старший научный сотрудник
Института экономики и организации промышленного
производства СО РАН


Филимонова И.В.,
доктор экономических наук, доцент, старший научный сотрудник
Института экономики и организации промышленного
производства СО РАН


В статье проводится коэффициентный анализ вторичных показателей деятельности крупнейших нефтегазовых компаний России, который позволяет осуществить качественное исследование индикаторов экономического и финансового состояния вертикально интегрированных нефтегазовых компаний России в докризисные 2011–2013 гг. и в кризисный 2014 г., а также проследить состояние отрасли.


Компании нефтегазового комплекса (НГК) России являются крупнейшими налогоплательщиками в стране и играют системообразующую роль в экономике России.


Вследствие этого в современных кризисных условиях интересен анализ системы финансовых и экономических показателей докризисного (2011–2013 гг.) и кризисного (2014 г.) периодов, позволяющий оценить эффективность ведения бизнеса с точки зрения стратегий, выбранных компаниями [1].


Для оценки финансово-экономического состояния компаний чаще всего используется система первичных показателей. Однако для проведения всестороннего углублённого и комплексного сравнительного анализа целесообразно применять вторичные показатели, позволяющие выявить устойчивые тенденции и закономерности развития, оценить эффективность развития бизнеса.


Показатели ликвидности и платёжеспособности компаний НГК России, отражающие способность бизнеса выполнять краткосрочные обязательства и демонстрирующие обеспеченность собственными денежными средствами, показывают общее ухудшение ситуации в отрасли даже без учёта кризиса 2014 г. Продолжаются закредитованность отрасли и сокращение доли собственных денежных средств у компаний. Особо выделим крайние случаи. Компания «Роснефть» имеет очень высокий показатель доли заёмных средств. Он растёт при увеличении доли краткосрочных обязательств. «Сургутнефтегаз» имеет самую низкую в отрасли долю заёмных средств при относительно низком объёме краткосрочных обязательств, предпочитая наращивать собственные ресурсы.


В 2014 г. почти в 2 раза ухудшилась рентабельность нефтегазовой отрасли и отдельных компаний, что связано со снижением выручки в долларовом выражении и ростом операционных затрат в рублях (а компоненты импортного производства закупаются за иностранную валюту). Компании, которые ориентируются прежде всего на экспорт сырья и отчасти на реализацию продукции переработки за рубеж («Сургутнефтегаз» и «Татнефть)», в рублёвом эквиваленте получили существенной рост прибыли. Те же компании, которые ориентируются на внутренний рынок и продают продукцию нефтепереработки в отечественной валюте, не получили значительной прибавки прибыли вследствие курсовой разницы. Компания «ЛУКОЙЛ» получила дополнительную прибавку прибыли в рублях за счёт разницы курсов, владеет существенным бизнесом за рубежом. Трёхкратное увеличение показателей рентабельности и прибыли показала компания «Сургутнефтегаз» за счёт роста неоперационных доходов, связанных со существенным накоплением долларовых средств на счетах компании.


Планомерно возрастает по нефтегазовой отрасли России степень оборачиваемости активов (как отношение выручки к стоимости активов), что свидетельствует о незначительном росте рыночной эффективности компаний. Компании, которые характеризуются низкой степенью оборачиваемости («Газпром» и «Сургутнефтегаз»), в этом смысле неэффективны. Однако такие компании проводят либо государственную политику («Газпром»), либо политику рационального природопользования, в том числе в области воспроизводства минерально-сырьевой базы и утилизации попутных компонентов, что увеличивает величину среднегодовой стоимости активов при неизменной величине выручки («Сургутнефтегаз»).


Показатели рыночной активности тесно связаны с уровнем привлекательности компаний для инвесторов. Отношение рыночной стоимости акций компании к прибыли на одну акцию растёт в среднем по отрасли на протяжении последних нескольких лет, включая кризисный 2014 г., что говорит о росте доверия рынка к деятельности нефтегазовых корпораций, несмотря на кризис. Также инвесторы готовы вкладывать деньги в акции компаний, несмотря на сокращение дивидендных выплат на акцию.


В условиях кризиса и сокращения долларовой выручки ряд компаний выбрали антикризисную консервативную стратегию, выраженную в снижении объёма выплаченных дивидендов («ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть»). С одной стороны, такая стратегия позволяет не корректировать существенно программу капитальных вложений, а с другой – сохранить объём прибыли в долларовом выражении на случай дальнейшего ухудшения макроэкономической ситуации. Другая часть компаний выбрала агрессивную стратегию, увеличив объём выплат по дивидендам в структуре прибыли («Газпром», «НОВАТЭК», «Роснефть»). Это поощряется государством, так как пополняет доходы федерального бюджета за счёт прибыли государственных корпораций.


Основные подходы к анализу показателей работы компании
Анализ финансового состояния компании – неотъемлемый элемент её менеджмента [2; 3]. Основными задачами такого анализа являются оценка современного финансово-экономического состояния организации и основных параметров работы компании, выявление проблемных показателей, требующих оперативной корректировки.


Анализ эффективности деятельности компании можно производить с помощью различных подходов: качественное рассмотрение первичных (натуральных) показателей, сопоставление вторичных показателей (коэффициентный анализ) и анализ вероятности банкротств (третичные показатели, комбинация первичных и вторичных), построение балльно-рейтинговой модели оценки финансового состояния предприятия.


Целью нашего исследования является анализ деятельности крупнейших нефтегазовых компаний России на основе классификации вторичных показателей – коэффициентный анализ.


Всего было выделено шесть групп показателей (ликвидности, платёжеспособности, рентабельности, оборачиваемости, рыночной активности, производственно-финансовые), по которым распределено 10 основных коэффициентов. Расчёт вторичных показателей осуществлялся с использованием консолидированной финансовой отчётности компаний за 2011–2014 гг.(1)


В статье рассматривается динамика вторичных показателей как в структуре 10 крупнейших вертикально интегрированных нефтегазовых компаний (ВИНК) России, так и на уровне всей отрасли. Крупнейшие компании обеспечивают более 75% добычи нефти в России и около 90% добычи природного газа, поэтому имеют доминирующее влияние на динамику всех показателей нефтегазовой отрасли страны.


Анализ динамики вторичных показателей нефтегазовой отрасли России с дифференциацией по компаниям проводится за 2011–2014 гг. Можно выделить два этапа [4; 5]: 1) 2011–2013 гг. – докризисный, или восстановительный период (после кризиса 2008–2010 гг.), который характеризовался прежде всего уровнем цен на нефть свыше 100 долл/барр.; 2) с 2014 г. по настоящее время – новый этап кризиса в экономике. Основными факторами, повлиявшими на ухудшение финансово-экономического положения в нефтегазовом секторе в 2014 г., стали снижение мировых цен на нефть, падение курса рубля по отношению к основным мировым свободно конвертируемым валютам, введение секторальных экономических санкций со стороны США и ряда стран Европы, под которые попали (преимущественно из-за владельцев и бенефициаров. – Ред.) российские нефтегазовые компании.



(1) Компании публикуют отчётность по международным стандартам (а именно эту информацию мы используем) вплоть до апреля–мая следующего года. Только после этого, уже в середине года, статистика собирается отдельно по компаниям. Затем либо формируется система первичных показателей, либо рассчитывается система вторичных показателей, которая и приведена в статье. В результате вплоть до середины 2016 г. данные, комплексно систематизированные по всем нефтегазовым компаниям за 2014 г., не устаревают, потому что следующая международная отчётность будет не ранее конца первого полугодия 2016 г.



Показатели ликвидности
Показатели ликвидности, как правило, отражают способность компании обеспечивать выплаты по краткосрочным обязательствам. Одним из наиболее распространённых показателей ликвидности является текущая ликвидность как соотношение оборотных активов и краткосрочных обязательств. Она показывает способность осуществлять выплаты по краткосрочным обязательствам.


В 2011–2013 гг. коэффициент текущей ликвидности в нефтегазовой отрасли устойчиво снижался. Так, за рассматриваемый период этот показатель сократился на 10%, что связано с ростом краткосрочных обязательств прежде всего со стороны компании «Роснефть», активно привлекающей заёмные средства для обеспечения сделок по слиянию и поглощению. В 2014 г. соотношение оборотных активов и краткосрочных обязательств в НГК России сократилось по отношению к докризисному периоду, что связано с тем, что в условиях ожидания кризиса в отрасли произошёл рост краткосрочных обязательств.


Традиционно наибольшим коэффициентом текущей ликвидности обладает компания «Сургутнефтегаз» (более пяти), что обусловлено наличием значительных финансовых ресурсов на счетах компании. Для большинства же российских ВИНК этот показатель находится в диапазоне один-два. Последние годы крупные российские нефтяные компании («ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Башнефть», «РуссНефть», «Славнефть») имеют закономерную тенденцию к сокращению значения данного показателя ввиду превышения темпа прироста краткосрочных обязательств над приростом оборотных активов. «Татнефть» и «НОВАТЭК», наоборот, показывают положительную динамику данного показателя, превышая среднеотраслевое значение, что указывает на рост их способности к погашению краткосрочных обязательств и привлекательности для инвесторов (табл. 1). Если не учитывать показатели компании «Славнефь», которая, по существу, является дочерней структурой «Газпром нефти» и «Роснефти», то критическое положение с коэффициентом текущей ликвидности наблюдается у «Роснефти», которая
за последние несколько лет ухудшила показатель почти в 2 раза.



Показатели платёжеспособности
Показатели платёжеспособности позволяют оценить возможность компании полностью погасить свои обязательства. Одним из наиболее распространённых показателей платёжеспособности является коэффициент финансового левериджа как отношение совокупных обязательств к собственному капиталу. Коэффициент показывает соотношение долей капитала и обязательств, которое компания использует для финансирования своих активов, или величину финансового рычага.


До кризисного 2013 г. динамика соотношения совокупных обязательств и собственного капитала оставалась стабильной (0,45–0,47), однако финансовая устойчивость НГК в целом ухудшилась, о чём свидетельствует рост коэффициента на 26% в 2013 г. и на 20% в 2014 г. Данное обстоятельство связано с покупкой «Роснефтью» компании ТНК-ВР в предкризисный период и ухудшением экономической ситуации в кризисный 2014 г. Падение цен на нефть, стремительный рост курса доллара, отказ в кредитах увеличили цену валютных займов и снизили платёжеспособность компаний отрасли.


Самое низкое соотношение совокупных обязательств и собственного капитала (ниже среднеотраслевого значения) отмечается у компаний «Сургутнефтегаз» (0,14), «Татнефть» (0,27) и «ЛУКОЙЛ» (0,38). Для первых двух компаний это связано со значительным ростом чистых активов по сравнению с обязательствами. «ЛУКОЙЛ» спасает рост стоимости иностранных активов в связи с увеличением курса доллара. Напротив, негативная динамика коэффициента финансового левериджа отмечается у компаний «Роснефть», «Газпром нефть», «Башнефть», «РуссНефть», «Славнефть» и «НОВАТЭК», что связано со значительным ростом совокупных обязательств компаний, особенно в кризисном 2014 г. «РуссНефть» имеет отрицательное значение достаточности собственного капитала, что указывает на невозможность расплатиться с кредиторами собственным капиталом (табл. 2).



Показатели рентабельности
Показатели рентабельности отражают степень эффективности использования ресурсов компании. Рентабельность продаж как отношение прибыли до налогообложения и вычета процентов к выручке показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле и свидетельствует о прибыльности или убыточности деятельности компании.


По отрасли количество прибыли, приходящейся на общий объём продаж, в течение рассматриваемого времени стабильно сокращалось на 10–12% в год, а в кризисном 2014 г. сократилось на 40%. Это связано со значительным падением чистой прибыли как в результате увеличения операционных расходов практически всех компаний НГК, так и со снижением выручки в иностранной валюте после падения цен на нефть на мировом рынке.


Так, лидер прошлых лет компания «НОВАТЭК» более чем в 5 раз сократила рентабельность продаж (с 78,1 до 15%) по причине 65%-ного падения чистой прибыли вследствие негативного влияния курсовой разницы. Большим оказалось падение у компании «Газпром» – в 6 раз, что связано с сокращением объёма экспорта газа на европейском рынке и снижением валютных поступлений компании.


Сложная финансовая макроэкономическая ситуация в стране в 2014 г. позитивно сказалась на деятельности компаний, которые ориентированы на экспорт сырья, а также продукции его переработки. Несмотря на падение цен на нефть, в условиях значительной курсовой разницы рубля и доллара абсолютно фантастическое значение рентабельности продаж продемонстрировала компания «Сургутнефтегаз», у которой рентабельность продаж возросла более чем в 3 раза (до 77%) на фоне роста EBITDA на 216%. В значительной степени это связано с прибыльностью от неоперативной деятельности и наличия значительных свободных ресурсов в долларах США. Выросла рентабельность и у компании «Татнефть». Компании, которые в значительной степени ориентированы на переработку нефти и поставки нефтепродуктов на внутренний рынок в отечественной валюте, напротив, существенно снизили рентабельность продаж («ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», «Роснефть»). Сложная ситуация у компаний «РуссНефть» и «Славнефть», имеющих отрицательную рентабельность активов и, как следствие, показывающих убыточность деятельности (табл. 3).



Показатель оборачиваемости
Показатели оборачиваемости отражают интенсивность использования активов или обязательств компании (скорость оборота).


Оборачиваемость активов как отношение выручки к среднегодовой стоимости активов показывает интенсивность использования всей совокупности активов компании, или сколько денежных единиц реализованной продукции приносит каждая денежная единица активов. Интенсивность использования активов по отрасли показывает незначительный рост, причём не прослеживается влияние кризиса на величину данного показателя. Можно отметить рост эффективности управления активами по нефтегазовой отрасли.


Самой низкой оборачиваемостью активов обладает компания «Газпром» (0,39), что говорит о невысокой интенсивности использования организацией всей совокупности имеющихся активов (каждая единица активов приносит лишь 0,39 единицы реализованной продукции). Невысокое значение показывает «Сургутнефтегаз». Компания активно инвестирует в бурение и инфраструктуру, отчего стоимость активов у компании достаточно высокая при относительно небольшой выручке. С одной стороны, это говорит о достаточно невысокой эффективности компании, с другой – о том, что компания может проводить ответственную социальную или отраслевую политику, вкладывая дополнительные средства, в том числе в социальную инфраструктуру или рациональное использование ресурсов.


Высокое значение показателя отмечается у компаний «ЛУКОЙЛ» (1,30), «Газпром нефть» (0,92) и «Башнефть» (1,37), что говорит о высокой оборачиваемости активов и относительно высокой эффективности использования имеющихся активов. Среднеотраслевое значение показателя у компаний «Роснефть» и «Татнефть» (табл. 4).



Показатели рыночной активности
Показатели рыночной активности характеризуют положение акций компании на рынке ценных бумаг, что через цену акции отражает востребованность акций компаний со стороны инвесторов. Наиболее важными для нашего анализа являются показатели отношения рыночной цены одной акции к прибыли на одну акцию, а также доля выплаченных дивидендов.


Соотношение рыночной цены акции и прибыли на акцию как отношение рыночной стоимости акции к прибыли на акцию показывает, сколько рублей согласны заплатить акционеры за рубль чистой прибыли компании.


Отраслевое значение показателя растёт на протяжении рассматриваемого периода, что говорит о росте доверия рынка к деятельности нефтегазовых корпораций. Инвесторы готовы вкладывать больше денег на рубль дивидендов, несмотря на сокращение дивидендов на акцию, в том числе в кризисный 2014 г.


Газовые компании «НОВАТЭК» и «Газпром» имеют самый высокий уровень соотношения рыночной цены акции и прибыли в расчёте на одну акцию. «ЛУКОЙЛ» и «Газпром нефть» показывают стабильный рост показателя, отмечая положительные ожидания инвесторов относительно роста доходности акций данных корпораций. За последние два года значение коэффициента для компании «Роснефть» упало ниже среднего значения по отрасли, это же характерно и для компании «Башнефть» (табл. 5).



Доля прибыли, которая была распределена на выплату дивидендов, может рассчитываться как отношение дивидендов на одну акцию к чистой прибыли на одну акцию. Она показывает, какая часть чистой прибыли была израсходована на выплату дивидендов.


Величина доли выплаченных дивидендов по отрасли за последние годы выросла почти до 0,5, что говорит о стремлении компаний привлечь акционеров щедрой дивидендной политикой. В период кризиса размер дивидендов на одну акцию сильно не изменился, при этом доходы и прибыль по ряду компаний существенно сократились, что в конечном счёте привело к повышению доли прибыли, которая распределяется на дивиденды.


В докризисные годы дивидендная политика по компаниям нефтегазового сектора России была достаточно взвешенной. На распределение прибыли по дивидендам направлялось в среднем 20–25% всей прибыли, в том числе «ЛУКОЙЛ» – около 18–20%, «Роснефть» – 21–22%, «Газпром нефть» – 21–22%. Более высокий уровень доходов акционеров обеспечивали «Башнефть» и «Татнефть» (около 30–35%). «Сургутнефтегаз», как обычно, зарекомендовал себя в отрасли как компания, направляющая незначительную долю прибыли на выплату по дивидендам (около 8%). Основную часть прибыли «Сургутнефтегаз» пускал в инвестиции и основные фонды и оставлял на счетах компании, отчего там накопилась значительная сумма в долларовом выражении.


«Газпром» также имел невысокое значение прибыли, распределяемой на выплату по дивидендам (табл. 6).



В кризисный 2014 г. ряд компаний выбрали антикризисную консервативную стратегию, направленную на снижение объёма дивидендов. С одной стороны, они не хотели подвергать существенной корректировке программу капитальных вложений, с другой – старались сохранить объём прибыли в долларовом выражении на случай дальнейшего ухудшения ситуации. К этой группе компаний можно отнести «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть». Другая часть компаний выбрала агрессивную стратегию, увеличив объём выплат по дивидендам в структуре прибыли («Газпром», «НОВАТЭК», отчасти «Роснефть», которая довела выплаты по дивидендам до 25% от прибыли). Это связано с позицией государственных корпораций, которые направляют указанный объём средств в тающий федеральный бюджет.


Литература
1. Эдер Л.В. Эффективность бизнес-стратегий российских нефтегазовых компаний / Л.В. Эдер, И.В. Филимонова, Р.А. Мочалов // Бурение и нефть. – 2015. – № 3. – С. 4–11.
2. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.
3. Данилова М.Н. Анализ финансовой отчётности. Финансовый анализ. В 2 ч. / М.Н. Данилова, Ю.В. Подопригора. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2012.
4. Эдер Л.В. Выручка и прибыль нефтегазового бизнеса в России: состояние перед кризисом и введением санкций / Л.В. Эдер, К.Н. Миловидов, Р.А. Мочалов // Нефть, газ и бизнес. – 2015. – № 5. – С. 3–8.
5. Эдер Л.В. Текущие и капитальные расходы нефтегазового бизнеса в России: состояние перед кризисом и введением санкций / Л.В. Эдер, И.В. Филимонова, Р.А. Мочалов, К.Н. Миловидов // Нефть, газ и бизнес. – 2015. – № 4. – С. 10–15.

29.06.2023

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста