Привлечение на работу иностранных граждан



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №7 год - 2011


Е.В. Шестакова,
генеральный директор
ООО «Актуальный
менеджмент»,
к.ю.н.

Привлечение на работу иностранных граждан сопряжено с рядом проблем, как организационного характера, так возможному привлечению к административной ответственности, проблемам с ФМС России (далее — ФМС) и налоговыми органами в части уплаты НДФЛ за наемного работника. В этой статье мы рассмотрим последние изменения законодательства в данной сфере и судебную практику.

Штрафные санкции
Штрафные санкции, связанные с незаконным привлечением к трудовой деятельности мигрантов, установлены в статье18.15 КоАП РФ. Так, при работе без надлежащего разрешения налагаются следующие штрафы:

  • на граждан в размере от 2000 до 5000 руб.;
  • на должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 250 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Неуведомление территориального органа ФМС влечет следующие штрафы:

  • на граждан в размере от 2000 до 5000 руб.;
  • на должностных лиц — от 35 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 400 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Таким образом, нарушение миграционного законодательства влечет серьезные штрафы. Вместе с тем количество работников-мигрантов не уменьшается, а увеличивается.

Это связано со следующими причинами:

  • во-первых, в законодательстве недостаточно урегулирован вопрос выдворения мигрантов, например, предполагалось, что к 1 января 2012 года появятся изоляторы ФМС, однако пока их создано всего шесть, в указанных специальных учреждениях в течение года при среднем сроке содержания 3 месяца могут находиться только 3 808 иностранных граждан и лиц без гражданства. Это составляет 27% от общего количества иностранных граждан, которые содержались в учреждениях в 2010 году;
  • во-вторых, большие штрафы за нарушение законодательства установлены для работодателей, а не для самих мигрантов, что не устанавливает миграционный поток;
  • в-третьих, значительные цензы для высококвалифицированных работников не позволяют предоставлять им конкурентные преимущества по сравнению с низкоквалифицированными специалистами.

Высококвалифицированные работники
В 2011 году были внесены изменения в части привлечения высококвалифицированных работников, однако, проанализировав данные изменения, можно сказать, что они не улучшат ситуацию на рынке труда. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 21.04.2011) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлена следующая дифференциация размера заработной платы высококвалифицированного работника:

  • иностранный преподаватель или научный работник, приглашенный вузом, академией наук, национальным исследовательским центром либо государственным научным центром для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью, должен получать в год не менее 1 млн руб.;
  • другие иностранцы признаются высококвалифицированными специалистами при условии соблюдения прежних требований к годовой зарплате, т.е. она должна составлять не менее 2 млн руб.

В таком случае, данные работники могут иметь льготы в части оформления в ФМС и в части налогообложения их доходы облагаются по ставке 13%, а не 30%.

Попробуем разделить 2 млн руб. на 12 месяцев, нехитрые подсчеты говорят о том, что зарплата такого работника должна составить 166 666 руб., для педагогических работников этот порог составит 83 333 руб., однако вряд ли государственные вузы способны обеспечить иностранных специалистов такими зарплатами.

Сложности в опеределении резиденства
У работодателя могут возникнуть вопросы не только в части оформления разрешений на работу и уведомления ФМС о привлечении на работу иностранных граждан. Дело в том, что до получения статуса резидента (до того, как работник отработает 183 дня) работодатель перечисляет налоги в качестве налогового агента по ставке 30%, а после достижения 183 дней — 13%. Однако в трудовом и налоговом кодексе перечень документов, необходимых для определения статуса резидентства отсутствует.

И только в письмах Минфина России, имеющих рекомендательный характер, установлены рекомендации. Так, в недавнем письме Минфина от 16.05.2011 № 03-04-06/6-110 указано, что документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории Российской Федерации, в частности, могут являться справки с места работы, подготовленные на основании сведений из табеля учета рабочего вре мени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в Российской Федерации. В более поздней позиции Минфина от 19.05.2011 № 03-04-06/6-117 установлено, что при определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

Таким образом, работодателю необходимо внимательно подходить к определению статуса резидента, запасаясь целым комплектом документов.

 

Продолжение статьи читайте в журнале
"Кадры предприятия" №7/2011

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста