Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №2 год - 2005
- |
беременные женщины; |
- |
работники, не достигшие возраста 18 лет (за исключением лиц, участвующих в создании и (или) исполнении художественных произведений, и других категорий работников в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами). |
Данные ограничения вызваны психофизиологическим и возрастными особенностями указанных категорий работников, и установление запретов является реализацией государственной политики по охране материнства и детства, обеспечения здоровья молодежи. Причем, как пояснил еще Пленум Верховного Суда РСФСР в своем постановлении от 25.12.1990 № 6 «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами законодательства, регулирующего труд женщин» (с изм. на 15.01.1998) отказ беременной работницы от работы в ночное время не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины, независимо от характера трудовых обязанностей, даже в том случае, когда на ночное время приходится только часть рабочей смены.
Определенную защиту от произвольного привлечения к работе в ночное время законодатель установил и в отношении иных категорий работников, перечисленных в части пятой статьи 96 Трудового кодекса РФ:
- |
женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет; |
- |
инвалидов; |
- |
работников, имеющих детей-инвалидов; |
- |
работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением; |
- |
матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до 5 лет, а также опекунов детей указанного возраста. |
Перечисленные работники могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Объясняется это тем, что при уходе за ребенком или иным членом семьи, у таких работников по объективным обстоятельствам сокращается количество свободного времени и продолжительность сна. В целях создания благоприятных условий, позволяющих сочетать труд с общественной жизнью, трудовым законодательством им предоставляется право на работу в ночное время по собственному усмотрению.
Что касается инвалидов, то их право выбора ночного режима труда ограничивается еще и состоянием здоровья. Надо сказать, что первая редакция статьи 96 Трудового кодекса РФ устанавливала жесткий запрет на привлечение инвалидов к работе в ночное время. Указанный запрет был установлен вне зависимости от того, противопоказана инвалиду или нет работа в ночное время. Между тем не всякая инвалидность препятствует нормальной работе в ночное время, например, этому, как правило, не препятствует расстройство функций органов зрения и слуха, а в ряде случаев — и опорно-двигательного аппарата. Кроме того, существует множество работ, выполнение которых в ночное время требует от работника меньшего физического и эмоционального напряжения. Запрет на привлечение к выполнению таких работ в ночное время ухудшал положение работников-инвалидов. Поэтому Федеральным законом от 24.07.2002 № 97-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в статью 96 Трудового кодекса Российской Федерации» такой запрет был оставлен только для инвалидов, имеющих медицинские противопоказания, а привлечение к работе в ночное время инвалидов, не имеющих медицинских противопоказаний, было обусловлено их письменным согласием.
Согласно части пятой статьи 96 Трудового кодекса РФ при решении вопроса о привлечении к работе в ночное время вышеперечисленные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время. Указанные требования предопределяют особый подход к оформлению привлечения к работе указанных категорий работников. Наиболее распространенная форма — получение от работника заявления о согласии на работу в ночное время. Такое заявление может быть составлено в произвольной форме или на трафаретном бланке, разработанном кадровой службой. В ряде организаций практикуется оформление документов, именуемых «Согласие на работу в ночное время».
Не имеет значения, как будет озаглавлен этот документ. Важно, чтобы он содержал явно выраженное согласие работника выполнять свои трудовые обязанности в ночное время, указание на отсутствие медицинских противопоказаний и подтверждение, что работник был ознакомлен со своим правом отказаться от работы в ночное время (примерный вариант такого документа приводится в разделе «БУМАГИ» — стр. 75). Представляется, что работодатель должен запрашивать такое согласие в каждом случае, когда он намерен привлечь работника к работе в ночное время, а также в письменной форме знакомить работника с его правом отказаться от работы в ночное время (в форме предложения или отдельного уведомления (примерная форма приводится в разделе «БУМАГИ» — стр. 76). Таким способом оформляется привлечение к работе в ночное время уже работающих в организации работников (например, при постановке работника в ночную смену, пр.).
Однако часть пятая статьи 96 Трудового кодекса РФ предусматривает получение согласия работника не только в качестве условия для включения работника в ночную смену, привлечения его к разовой работе и т.д., но и для приема специально для работы в ночное время. В последнем случае отношения оформляются иным образом. Прежде всего, условие о работе в ночное время должно быть включено в трудовой договор, как особенность режима труда и отдыха, которая согласно части второй статьи 57 Трудового кодекса РФ должна быть отражена в договоре в качестве существенного условия труда, если этот режим отличается от общих правил, установленных в организации. Согласие работника может быть выражено и в отдельном документе (например, заявлении о приеме на работу), реквизиты которого вместе с реквизитами медицинского заключения, свидетельствующего о том, что работа ночью не запрещена работнику по состоянию здоровья, указываются в трудовом договоре.
На практике возникают определенные сложности при решении вопроса о том, может ли работодатель привлечь работника к работе в ночное время, основываясь на его устном сообщении о том, что ночной труд не запрещен ему по состоянию здоровья. Исходя из того, что законодатель сформулировал его в качестве отдельного, но непременного условия привлечения к работе в ночное время, представляется, что работодатель должен не полагаться на слова работника, а попросить последнего представить медицинское заключение, из которого бы следовало, что противопоказаний для работы в ночное время не имеется. Вместе с тем, нужно отметить, что указание на этот факт в заявлении работника о согласии на работу в ночное время, лишним не будет.
Часть шестая статьи 96 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность отклонения от общеустановленных правил в отношении творческих и иных категорий работников: согласно указанной норме порядок работы в ночное время творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации и профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями категорий этих работников, утверждаемыми Правительством РФ, может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом либо соглашением сторон трудового договора. На сегодняшний день Правительство РФ так и не утвердило указанный перечень, ссылаясь на необходимость внесения в Трудовой кодекс РФ соответствующих изменений.
В отношении остальных работников следует иметь в виду, что в том случае, если режим труда и отдыха является существенным условием трудового договора и не предполагает работу в ночное время, то привлечение к работе в ночное время таких работников должно осуществляться по правилам, предусмотренным частью первой статьи 72 Трудового кодекса РФ (индивидуальные случаи) или частями первой и второй статьи 73 Кодекса (например, введение сменного режима, предусматривающего работу в ночное время).
При выборе системы смен (разработки графика) следует руководствоваться следующими соображениями. Переход из одной смены в другую рекомендуется проводить регулярно через определенное число рабочих дней в соответствии с графиком сменности. При этом допускается прямой (дневная, вечерняя, ночная, дневная, вечерняя и т.д. «по кругу») порядок чередования смен или обратный (дневная, ночная, вечерняя, дневная, ночная и т.д.). Межотраслевые рекомендации по разработке рациональных режимов труда и отдыха<*> признают более предпочтительным прямой порядок чередования смен (дневная, вечерняя, ночная, дневная, вечерняя и т.д.), поскольку он соответствует естественному суточному ритму природных процессов человека. В любом случае предпочтение следует отдавать ротации смен, а не постоянной ночной работе.
<*> Москва, Изд-во «Экономика», 1975.
Стоит подумать и о том, как уменьшить количество времени ночного труда и его негативное воздействие на работников, например, за счет:
- | сокращения индивидуальных непривычных часов работы; |
- |
сокращения ненужной части ночной работы (какие-то виды деятельности могут быть перенесены на утро или на вечер при пересмотре производственного процесса и технологии); |
- |
использования смешанного графика смен (например, хотя бы 1 месяц в году без сменной работы); |
- |
перехода от 2-сменной системы на 3-сменную или от 3-сменной на 4-сменную; |
- |
введения дополнительных сменных бригад; пр. |
Решая вопросы организации труда работников в ночное время, при составлении графиков сменности также следует помнить о требованиях статьи 103 Трудового кодекса РФ, устанавливающей помимо прочего запрет на работу в течение двух смен подряд (часть пятая), и обязанность работодателя довести графики сменности до сведения работников не позднее чем за 1 месяц до введения их в действие.
Обеспечение условий для отдыха, питания и проезда работников
Ночные смены должны в обязательном порядке предусматривать время перерывов в работе (это следует из статьи 100 Трудового кодекса РФ), несмотря на то, что некоторые работодатели считают такие перерывы «непродуктивным прерыванием рабочего времени».
Время работы и отдыха в течение смены должно находиться между собой в оптимальном соотношении в целях минимизации усталости. Нельзя забывать и о социальном аспекте периода отдыха (имеется в виду общение между работниками).
График и общая продолжительность перерывов должны учитывать нагрузку, которую несут работники в связи с особенностями ночного труда.
Перерыв нужен и для приема пищи, для чего работодателю следует позаботиться об организации горячего питания работников, установлении удобного для них режима работы столовых и буфетов на производстве или скоординировать время перерыва с временем работы сторонних предприятий питания.
Необходимо учитывать, что работа ночью ведет к изменению последовательности и часов приема пищи (ночью желудок не справляется с составом и качеством типичной дневной пищи). Поэтому во время ночной работы время приема основной пищи рекомендуется устанавливать до 1.00 ночи. Эта пища должна быть богата белками, а не углеводами и иметь низкое содержание жира. Примерно в 4.00 — 4.15 специалисты по питанию советуют перекусить свежими фруктами или молочными продуктами<*>.
<*> Peter Knauth. Продолжительность работы // Энциклопедия по безопасности и гигиене труда. Том 2. — Международное бюро труда, Министерство труда и социального развития РФ, 2001. — С. 317.
Общеизвестно, что производительность труда в ночную смену снижается, если работа состоит из скучных, повторяющихся, монотонных заданий. Поэтому нужно постараться предусмотреть в производственном процессе перерыв для занятия физкультурными упражнениями, которые повысят переносимость ночной работы.
При введении ночного режима работы работодателю также следует учесть социально-бытовые факторы и провести ряд следующих организационных мероприятий:
- | скоординировать начало и окончание ночных смен с графиками и маршрутами движения наземного пассажирского транспорта общего пользования с целью создания максимальных удобств для работников, работающих в ночное время; |
- |
принять меры с целью ограничения или сокращения продолжительности времени, затрачиваемого работниками, работающими в ночное время, на проезд между местом работы и местом жительства, а также исключения или сокращения дополнительных затрат, связанных с их проездом, и повышения их безопасности при ночных переездах; |
- |
предоставить коллективные средства транспорта для лиц, работающих в ночное время, если в это время суток общественный транспорт не функционирует; |
- |
предусмотреть соответствующую компенсацию за дополнительные транспортные расходы в ночное время. |
Учет времени работы в ночное время
Согласно части третьей статьи 91 Трудового кодекса РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Норма рабочего времени на определенные периоды исчисляется по расчетному графику 5-дневной рабочей недели с 2 выходными днями, исходя из следующей продолжительности ежедневной работы (смены):
- | при 40-часовой рабочей неделе — 8 часов; |
- |
при продолжительности рабочей недели менее 40 часов — количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на 5 дней; |
- |
накануне нерабочих праздничных дней производится сокращение рабочего времени на 1 час. |
Исчисленная в указанном порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха<*>.
<*> Письмо Минтруда России от 09.08.2002 № 1202-21.
Как уже отмечалось, продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на 1 час. Трудовой кодекс РФ ничего не говорит о том, уменьшает ли сокращение продолжительности работы в ночное время установленную норму рабочего времени (40 часов в неделю), и не регламентирует обязательность отработки этих часов. Однако, законодательством еще в 1987 году было установлено, что общее количество рабочих дней в году при сокращении ночной работы на 1 час в условиях 3-сменного режима для большинства организаций (промышленности, транспорта, связи, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса и др.) не должно превышать общего числа рабочих дней при 1-сменной и 2-сменной работе (пункт 10 постановления Совета Министров СССР от 12.02.1987 № 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства» (с изм. на 19.11.2003). Кроме того, в Разъяснении Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 07.05.1987 № 14/14-38 «О порядке применения доплат и предоставления дополнительных отпусков за работу в вечернюю и ночную смены…, предусмотренных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 № 194» (утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 07.05.1987 № 294/14-38), было указано, что сокращение времени работы в ночной смене отработке не подлежит. Практика показывает, что в настоящее время большинство организаций при ведении учета рабочего времени ночных смен придерживаются именно такого подхода.
Для учета времени, фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, а также для получения данных об отработанном времени применяется унифицированная форма № Т-13 «Табель учета рабочего времени», утвержденная постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. При раздельном ведении учета рабочего времени и расчета с персоналом по оплате труда допускается применение раздела 1 «Учет рабочего времени» табеля по форме, утвержденной тем же постановлением Госкомстата России, — № Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда» — в качестве самостоятельного документа (без заполнения раздела 2 «Расчет с персоналом по оплате труда»).
Оплата труда в ночное время
Из статьи 154 Трудового кодекса РФ следует, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами; конкретные же размеры повышения устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, коллективным договором, трудовым договором. Надо сказать, что единого нормативного правового акта, устанавливающего нижний предел размера доплаты за работу в ночное время, в настоящее время не существует.
Так, для предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и связи, а также в перерабатывающих отраслях агропромышленного комплекса доплата за работу в вечернюю смену составляет 20 %, а за работу в ночную смену — 40 % часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене (пункт 9 вышеуказанного постановления Совета Министров СССР от 12.02.1987 № 194). В 2002 год Верховный Суд РФ признал это положение незаконным. При этом, в своем решении от 21.05.2002 № ГКПИ 2002-353 Верховный Суд РФ исходил из того обстоятельства, что в настоящее время, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, конкретные размеры повышенной оплаты работы в ночное время устанавливаются работодателями с учетом мнения представительного органа работников, коллективным договором, трудовым договором, а, следовательно, указанные вопросы (о размерах доплаты за работу в ночное время) должны разрешаться в ином порядке, чем это предусмотрено пунктом 9 вышеуказанного постановления. Однако, Президиум Верховного Суда РФ своим определением от 19.11.2003 № 48пв-03 вышеуказанное решение Верховного Суда Российской Федерации в части установления доплаты в размере 40 % часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночной смене и 20 % часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в вечерней смене отменил. При этом, Президиум обратил внимание на то, что, согласно статье 423 Трудового кодекса РФ, постановления Правительства бывшего СССР применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ. В силу названной нормы к действующему законодательству относится и постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 № 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства». Статьей 154 Трудового кодекса РФ регулируется оплата труда за работу в ночное время. Это время определено Трудовым кодексом РФ как время с 22 часов до 6 часов (статья 96). Исходя только из этих норм, Верховным Судом РФ был сделан вывод о том, что размеры оплаты за работу в ночные и вечерние смены в статьях Трудового кодекса РФ не определены, и, следовательно, доплаты за многосменный режим работы не должны производиться. Между тем, статья 103 Трудового кодекса РФ устанавливает режим работы в 2, 3 и 4 смены, следовательно, предусматривает вечерние и ночные смены. Условия работы в вечерние и ночные смены являются отклонением от нормальных условий труда и требуют повышенной оплаты. Доплаты за работу в ночную смену и за работу в вечернюю смену, связанные с режимом и условиями труда, относятся к выплатам компенсирующего характера, которые в силу статьи 149 Трудового кодекса РФ определяются как выплаты за работу, отклоняющуюся от нормальной, и подлежат повышенной оплате. Президиум установил, что ссылка на часть вторую статьи 154 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой конкретные размеры повышения в настоящее время устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, коллективным договором, трудовым договором, была сделана Верховным Судом РФ без учета положения части первой той же статьи Кодекса о том, что указанные размеры повышения должны быть не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Названное постановление и является таким нормативным правовым актом, в пункте 9 которого установлены конкретные размеры повышения доплат за работы в многосменном режиме.
Однако, Президиум оставил в силе все остальные выводы Верховного Суда РФ относительно рассматриваемого пункта постановления. Так, в частности, норма, указывающая на то, что доплата за работу в ночную смену производится в случае, если не менее 50 % ее продолжительности приходится на ночное время (с 10 часов вечера до 6 часов утра), все же была признана противоречащей современному трудовому законодательству, поскольку статья 154 Трудового кодекса РФ устанавливает, что в повышенном размере подлежит оплате каждый час работы в ночное время, независимо от того, какая доля рабочей смены приходится на работу в ночное время. То есть, вне зависимости от того, как называется смена, оплате в повышенном размере подлежат только часы, приходящиеся на время с 22 до 6 часов.
Примечательно, что законодателем планируется уточнить часть первую статьи 96 Кодекса как раз относительно того, что понимается под ночной сменой. Поправками к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (проект № 329663-3, принятый Государственной Думой РФ в первом чтении от 20.06.2003), которые будут рассматриваться при втором чтении, предусматривается дополнить указанную норму следующим пояснением: «Ночной считается смена, если не менее половины ее продолжительности приходится на ночное время». От того, будет ли учтена эта поправка, будет зависеть и порядок оплаты ночного труда.
Работодателям следует обратить внимание на то, что приведенные выше положения пункта 9 постановления Совета Министров СССР от 12.02.1987 № 194 о 40-процентной доплате за работу в ночную смену распространяются на работников, работающих в двух- и трехсменном режиме в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи, а также в перерабатывающих отраслях агропромышленного комплекса.
Что касается иных отраслей экономической деятельности, то порядок оплаты труда их работников в ночное время устанавливается отраслевыми нормативными правовыми актами, перечисленными в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Работники/служащие |
Размер оплаты |
Нормативный правовой акт |
1 |
Рабочие текстильной и хлебопекарной промышленности |
50 % часовой тарифной ставки |
Постановление Совета Министров СССР от 16.11.1972 № 822 "О повышении работникам промышленности дополнительной оплаты труда за работу в ночное время" |
2 |
Работники гостиниц |
35 % ставки (оклада) |
Постановление Госкомтруда СССР от 21.02.1990 № 66/3-138 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников за счет собственных средств предприятий (объединений) и организаций жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения (непроизводственные виды услуг)" |
3 |
Работники жилищно-коммунального хозяйства, включая спасательные службы, и бытового обслуживания населения |
35 % часовой тарифной ставки (оклада) |
Постановление Госкомтруда СССР от 19.06.1990 № 242/10-9 "Об установлении дополнительной оплаты труда работникам предприятий (объединений), организаций и подразделений жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения за работу в ночное время" |
4 |
Работники военизированной, профессиональной пожарной и сторожевой охраны |
35 % часовой тарифной ставки (оклада) |
Постановление Госкомтруда СССР от 06.08.1990 № 313/14-9 "Об оплате труда работников охраны в ночное время" |
5 |
Медицинский персонал, занятый оказанием экстренной, скорой и неотложной помощи, выездной персоналу и работники связи станций отделений скорой и неотложной медицинской помощи |
100 % часовой тарифной ставки (оклада) |
Постановление Минтруда России от 08.06.1992 № 17 "О размерах надбавок и доплат работников здравоохранения и социальной защиты населения" (с изм. на 19.02.2004) |
6 |
Работники, занятые в основной деятельности железных дорог |
40 % часовой тарифной ставки (оклада) |
Приказ МПС России от 15.12.1997 № 24Ц "О совершенствовании системы организации заработной платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог" (с изм. на 21.09.2003) |
7 |
Медицинский персонал и другие работники выездных бригад, принимающих непосредственное участие в оказании помощи в чрезвычайных ситуациях |
100 % часовой тарифной ставки (оклада) |
Постановление Минтруда России от 14.07.1999 № 23 "Об условиях оплаты труда гражданского персонала Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (с изм. на 14.04.2000) |
8 |
Медицинский персонал, а также водители санитарного транспорта |
50 % часовой тарифной ставки (оклада) |
Постановление Минтруда России от 14.07.1999 № 23 "Об условиях оплаты труда гражданского персонала Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (с изм. на 14.04.2000) |
9 |
Работники учреждений здравоохранения, в том числе водители санитарного автотранспорта, состоящие в штате автотранспортных предприятий и других организаций |
50 % часовой тарифной ставки (должностного оклада) |
Приказ Минздрава России от 15.10.1999 № 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" (с изм. на 05.09.2003) |
10 |
Работники таможенных органов |
35 % часовой тарифной ставки (оклада) |
Приказ ГТК России от 30.11.2000 № 1082 "Об утверждении Инструкции об оплате труда работников таможенных органов Российской Федерации на основе Единой тарифной сетки" (с изм. на 08.09.2004) |
11 |
Члены избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных, участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, работники аппаратов избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов Президента РФ |
двойной размер |
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 16.12.2003 № 68/608-4 "О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в этих комиссиях в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации" |
12 |
Служащие и рабочие Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации |
40 % часовой тарифной ставки (оклада) |
Постановление Правительства РФ от 13.02.2004 № 78 "Об условиях оплаты труда служащих и рабочих Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации" |
Доплаты за работу в ночное время также устанавливаются отраслевыми тарифными соглашениями. Так, Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству на 2002 — 2004 годы предусматривалось, что в организациях дорожного хозяйства доплата за работу в ночное время производится в размере не менее 40 % тарифной ставки.
Такой же размер устанавливался работникам организаций строительства и промышленности строительных материалов Отраслевым тарифным соглашением по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2002 — 2004 годы.
По общему правилу, часовые тарифные ставки для определения дополнительной оплаты труда за работу в ночное время исчисляются:
- | работникам, труд которых оплачивается по дневным тарифным ставкам путем деления дневной ставки на соответствующую продолжительность рабочего дня (в часах); |
- |
работникам, труд которых оплачивается по месячным ставкам (окладам), путем деления месячной ставки (оклада) на количество рабочих часов по календарю в данном месяце (Разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27.12.1972 № 12/35 «О порядке исчисления часовых тарифных ставок работникам, труд которых оплачивается по дневным и месячным ставкам (окладам), для определения дополнительной оплаты труда за работу в ночное время»). |
С учетом всего вышеизложенного, приведем пример расчета размера доплаты за работу в ночное время.
Пример
Тарифная ставка работника в месяц — 5 600 руб. Норма рабочего времени за апрель отработана полностью (151,2 час, из них 48 часов — в ночное время). В соответствии с Положением об оплате труда доплата за работу в ночное время составляет 40 % от тарифной ставки.
В этом случае заработная плата за месяц будет равна:
5 600 руб. + 711 руб. 11 коп. = 6 311руб. 11 коп.,
где
5 600 руб. — тарифная ставка;
711 руб. 11 коп. — доплата за работу в ночное время (5 600 руб. / 151,2 час х 48 часов х 40 %).
Кроме вышерассмотренных доплат, локальными нормативными актами могут быть предусмотрены и иные материальные компенсации за труд в ночное время, например, вознаграждение за общие результаты работы по итогам за год, бесплатное или по сниженным ценам горячее питание для лиц, работающих в ночную смену.
* * *
Еще раз отмечу, что одна лишь система материального стимулирования не может быть достаточной для того, чтобы компенсировать работникам работу в ночное время. Службе персонала следует уделять не меньшее внимание и моральным стимулам, таким как первоочередное предоставление путевок для отдыха работникам, отработавшим наибольшее число ночных смен, преимущественное предоставление им отпуска, оказание других социальных услуг.
Данный материал опубликован в журналах:
"Кадры предприятия", № 2, 2005
"Кадры предприятия", № 3, 2005
Также по этой теме:
- Книги по этой тематике в разделах: Организация и оплата труда, охрана труда, Управление персоналом и кадровая работа
- Другие статьи по этой тематике
Ранее просмотренные страницы