Использование иностранного персонала российскими торговыми предприятиями: реальности и перспективы



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №5 год - 2011


А.А. Кондакова
эексперт журнала
«Кадры предприятия»,
Референт государственной
гражданской службы
Российской Федерации
3 класса

Л.В. Щур-Труханович,
директор Центра исследований
в сфере экономики и права,
к.э.н.

Общепринятой мировой практикой регулирования миграционных процессов является принятие соответствующих законодательных актов, регламентирующих правовое положение иностранных граждан на территории соответствующих государств. Происходящие в мире процессы (экономические кризисы, межгосударственные и межрегиональные конфликты, др.) самым непосредственным образом влияющие на масштабы, характер и направления миграционных потоков, вынуждают государства корректировать миграционные законы чаще, чем того хотелось бы.

Российский Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в этом смысле не является исключением. В 2010 году он вошел в число законов—рекордсменов по количеству вносящих в него изменения федеральных законов — шесть раз законодатель вносил изменения в разные статьи и главы. Однако самым примечательным в истории его изменения, отличающим от европейских законов, стала корректировка еще не вступившего в силу одного из федеральных законов о внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и внесение изменений в один и тот же институт дважды с интервалом в полгода. Так, демонстрируя сомнения и поверхностный подход, законодатель вносил в Федеральный закон поправки, предусматривающие введение нового для российского миграционного права регулирования отношений с отдельной категорией иностранных граждан,  названной высококвалифицированными специалистами.

Для отдельных отраслей — науки и инноваций, информационных технологий — установление специальных условий для привлечения в Российскую Федерацию граждан, обладающих высокой квалификацией, является несомненным достижением. Что же касается такой отрасли, как торговля, то для нее Федеральными законами от 19.05.2010 № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 23.12.2010 № 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» так и не были созданы возможности преодоления появившихся с 2007 года ограничений по использованию в розничной торговле иностранных работников. Более того, Федеральным законом № 385-ФЗ для тех видов торговли, которые не подвергались ограничениям, с декабря 2010 года, по сути, возникли новые ограничения.

Первоначально «косвенные» ограничения труда иностранных граждан появились в связи с принятием Федерального закона от 18.07.2006 № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и

дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Текст Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» был дополнен новой статьей 181 «Особенности регулирования рынка труда иностранных работников», пункт 5 которой предусматривает право (!) Правительства РФ ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.

С конца 2006 года во исполнение пункта 5 статьи 181 Федерального закона Правительство РФ ежегодно — постановления от 15.10.2006 № 683, от 29.12.2007 № 1003, от 31.12.2008 № 1099, от 15.12.2009 № 1031 и от 27.11.2010 № 947 — устанавливает допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации в размере нуля.

Сравнение текстов названных постановлений Правительства РФ свидетельствует, что затруднений с подготовкой последнего — постановления от 27.11.2010 № 947 — у его составителей не возникает: в заголовке и пункте 1 достаточно заменить год, дату и номер документа, и иностранным гражданам опять нет места в розничной торговле.

С завидным постоянством Минздравсоцразвития России выдвигает, а Правительство РФ поддерживает запрет на допуск в ритейл иностранных работников. При этом мера, которая по своему характеру является временной и расчетной (согласно пункту 5 статьи 181 Федерального закона Правительство РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю  иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики), по установлению доли иностранных граждан в сфере торговли в размере нуля применяется уже пятый год подряд. Наблюдая такое постоянство, нельзя не задаться вопросом, что возможно Правительству РФ уже пора сформулировать законодательную инициативу о прямом поражении иностранных граждан в правах на право работы в сфере торговли путем внесения соответствующего изменения в статью 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Поскольку на 2008—2010 годы доли устанавливались для торговли в тех же размерах — 0%, странным выглядит пункт 2 постановления Правительства РФ от 27.11.2010 № 947, предписывающий  хозяйствующим субъектам до 01.01.2011 привести численность используемых работников в соответствие с установленными долями: ведь таковых согласно предыдущим постановлениям в принципе в отраслях быть не должно; приведение численности работников в соответствие таким требованиям и соответствующее оформление таких действий будет не чем иным, как документальной фиксацией допущенных работодателем в 2010 году правонарушений, что значительно облегчит работу сотрудникам ФМС России. Безусловно, если разрабатывать проект нового постановления  Правительства РФ путем замены пары чисел в старом, то нет ничего удивительного в пункте 2. Однако вопрос о правомерности пункта 2 далеко не праздный и, как будет пояснено далее, ответ на него существенно влияет на правильное решение вопроса о прекращении трудового договора с работником, принятым на работу в нарушение установленного запрета, и его наличие в тексте постановления Правительства РФ все же является резонным.

Как показало применение вышеназванных постановлений Правительства РФ, с 2007 года их нормы характеризуются существенной неопределенностью, в результате чего для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли, возникают серьезные проблемы.

С момента введения практики установления допустимой доли иностранных работников, занятых в торговле, особые затруднения вызывали случаи, когда хозяйствующий субъект осуществляет наряду с видом розничной торговли, указанной в соответствующем постановлении Правительства РФ (код ОКВЭД 52.25.1), иные виды розничной торговли: например, супермаркет либо крупная торговая компания, осуществляющая продажу универсального ассортимента товаров, в который помимо алкогольных напитков и пива включены рыба, морепродукты, др. Сомнения в правомерности привлечения иностранных работников в такие торговые предприятия усиливались письмом Росздравнадзора от 21.12.2006 № 01И-984/06 «О порядке применения Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 683» (не имеющего нормативно-правового характера), в котором указывалось, что действие постановления не распространяется на иностранных работников, занятых в магазинах, реализующих широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров (включая алкогольные напитки), если указанные иностранные работники не осуществляют работы, связанные с обслуживанием покупателей (например, функции продавца или кассира). При этом за пределами какого-либо анализа и соответствующей правовой оценки оставался тот факт, что код 52.25.1 ОКВЭД (Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво) охватывает исключительно вид деятельности, осуществляемый в специализированных магазинах (код 52.2 ОКВЭД «Розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах»), к которым супермаркеты и универсамы не относятся.

Ввиду высокого риска быть привлеченным к административной ответственности единственным выходом для работодателей, привлекающих иностранных работников, стало увольнение иностранных работников.

Необходимо отметить, что тем же разъяснением работодатели вводились в заблуждение относительно того, на какой персонал торговых предприятий, распространяется указанная доля. Нарушая основное правило официальной трактовки норм правового акта — недопустимость сужения круга лиц, на которых распространяется толкуемый акт, Росздравнадзор пояснял торговым операторам, что постановление Правительства РФ распространяется на иностранных работников, занятых в розничной торговле:

1) фармацевтическими товарами:

  •  на должностях провизора (код 25850), провизора средней квалификации (код 25851), провизора-интерна (код 25852), провизора-интерна средней квалификации (код 25853), провизора-аналитика (код 25854), провизоратехнолога (код 5856), провизора-стажера (код 5855);
  •  на должностях фармацевта (код 27309), фармацевта средней квалификации (код 27310), младшего фармацевта (код 24237);
  •  по профессии кассира, контролеракассира, продавца, а также в качестве торгового агента, коммивояжера;

2) алкогольными напитками — по профессии кассира, контролера-кассира, продавца, а также в качестве торгового агента, коммивояжера;

3) любыми продовольственными и непродовольственными товарами на рынках (в палатках, киосках, павильонах) — по профессии кассира, контролера-кассира, продавца торгового агента, коммивояжера;

4) любыми продовольственными и непродовольственными товарами с помощью передвижных средств развозной и разносной торговли — в качестве продавца, торгового агента, коммивояжера.

Основанием для применения постановления называлось фактическое осуществление иностранным работником:

  •  по профессии «Кассир» (код 23369) и «Кассир торгового зала» (код 12721) — расчета с покупателями за товары (подсчета стоимости покупки, получения денег, пробивания чека, выдачи сдачи, погашения чека);
  •  по профессии «Контролер-кассир» (код 12965) — контроля своевременного пополнения  ассортимента товаров в торговом зале, их сохранности, исправности и правильности эксплуатации контрольно-кассовой машины, проверки количества и качества товаров, расчета с покупателями за товары (подсчета стоимости покупки, получения денег, пробивания чека, выдачи сдачи, погашения чека);
  •  по профессии «Продавец непродовольственных товаров» (код 17351) — обслуживания покупателей (предложения и показа непродовольственных товаров, демонстрации их в действии, помощи в выборе товаров, подсчете стоимости покупки и выписывании чека, оформлении паспорта на товар, упаковки товаров, выдачи покупки или передачи ее на контроль;
  •  по профессии «Продавец продовольственных товаров» (код 17353) — обслуживания покупателей (нарезки, взвешивания и упаковки продовольственных товаров, подсчета стоимости покупки, проверки реквизитов чека, выдачи покупки);
  • на должности «Агент торговый» (код 20035) — ведения переговоров о заключении сделок купли-продажи, заключения сделок купли-продажи от своего имени или другого, представляемого лица на основе договора гражданскоправового характера, регулирующего отношения между ними;
  •  на должности «Коммивояжер» (код 23496) — обеспечения сбыта различных товаров в отдаленных от места их производства регионах, а также получения и размещения заказов на эти товары.

Одновременно Росздравнадзор разъяснял, что действие постановления Правительства РФ о допустимых долях иностранных работников в розничной торговле не распространяется на иностранных работников, занятых в магазинах, реализующих широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров (включая алкогольные напитки), если указанные иностранные  работники не осуществляют работы, связанные с обслуживанием покупателей (например, функции продавца или кассира).

В соответствии с названным разъяснением в числе профессий (должностей), на которые действие постановления Правительство РФ не распространяется, могли* относиться:

  •  директор (заведующий) предприятия розничной торговли (код 21501);
  • начальник отдела в торговле (код 24683), заведующий отделом в торговле (код 22041) и заведующий секцией (код 22138), кроме специализированных отделов (секций), в которых осуществляется торговля алкогольными напитками;
  • администратор торгового зала (код 24107), кроме специализированных залов, в которых  осуществляется торговля алкогольными напитками;
  •  заведующий товарным комплексом (код 22155), главный товаровед (код 21012), товаровед (код 27150), кладовщик (код 12759);
  •  начальник отдела по маркетингу и сбыту продукции (код 24698), менеджер в подразделениях (службах) по маркетингу и сбыту продукции (код 24068);
  •  весовщик (код 11422), весовщиксчетчик (код 11423) и фасовщица (код 27311);
  •  комплектовщик товаров (код 12882), грузчик (код 11768), подсобный рабочий (код 16771);
  •  транспортный экспедитор (код 27162), экспедитор (код 27770) и экспедитор по перевозке грузов (код 27772);
  •  электромеханик по торговому и холодильному оборудованию (код 19793);
  •  сторож, вахтер (код 18883);
  •  уборщик производственных и служебных помещений (код 19258) и уборщик территорий (код 19262).

* Очевидно, что готовившие разъяснение не очень понимали, кто будет применять постановление Правительство РФ и кто, по их мнению, может или не может относить указанные должности к числу запрещенных для замещения иностранными гражданами.


В части трактовки круга лиц, на которых распространяются ограничения, вводимые через нулевые доли иностранных граждан в сфере розничной торговли, в 2011 году Минздравсоцразвития России дало противоположную трактовку вопросу о должностях и профессиях, на которые распространяются косвенные запреты на замещение их иностранными работниками.

В своем Разъяснении от 24.01.2011 «По применению постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 года № 947 «Об установлении на 2011 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации»* Минздравсоцразвития России пояснило, что «постановление Правительства РФ № 1031 распространяет свое действие на всех иностранных работников, находящихся на территории Российской Федерации на законных основаниях, и не содержит норм, дающих право для выделения части иностранных работников (по каким-либо признакам), на которых действие данного Постановления не будет распространяться». Примечательно, что процитированное положение является еще одним свидетельством того, что Минздравсоцразвития России стремится максимально упростить свою работу, используя редакции ранее подготовленных документов, в связи с чем вместо постановления Правительства РФ от 27.11.2010 № 947 названо постановление Правительства РФ от 16.12.2009 № 1031.

Однако в другом вопросе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, весьма последователен, хотя, на наш взгляд, именно для этого нет особых оснований.

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста