Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №9 год - 2013
Н.В. Пластинина,
эксперт «КП»
Почему активистов трудового коллектива любят не все? Ведь такие работники отстаивают права своих коллег – они же имеют на это право, да и справляются со своими основными обязанностями. Тем не менее, в коллективе почему-то не все доверяют таким активистам, не информируют их о нарушениях прав работников. Интересная ситуация: их активность нужна и коллективу (защищать их права), и работодателю (держать руку «на пульсе», не поощряя интриг, прогулов и злоупотреблений служебным положением кого-либо из коллектива). Однако ни та, ни другая сторона не особо расположены к активистам, мягко говоря, недолюбливают их. Почему такое происходит? Как можно повлиять на это? И надо ли что-то менять в принципе? На эти и другие вопросы попробуем найти ответы в данной статье.
Причины нелюбви
Исходя из анализа историй некоторых типичных конфликтов на предприятиях, позволим себе условно выделить следующие причины «нелюбви» к активистам, причем как со стороны руководства, так и со стороны коллектива.
Причина первая: не нравится характер активистов
С точки зрения психологии очень редко в человеке могут совместно и одновременно сосуществовать некоторые взаимоисключающие качества. Например:
- доброта и агрессивность;
- честность и хитрость;
- альтруизм и расчетливость;
- скрытность и откровенность и т.д., как правило, не встречаются вместе в характере одного и того же человека.
Активист трудового коллектива:
- всегда активен, иногда даже чрезмерно и не на пользу делу и коллективу;
- всегда «в курсе дел», включая личную жизнь коллег, которым это не нравится;
- всегда внимателен, исподтишка фиксируя оплошности своих коллег;
- извращенно понимает чувство своего служебного долга «доносить» на коллег;
- имеет повышенные амбиции, считает себя признанным или непризнанным лидером;
- считает необходимым всегда и во всем высказывать свою точку зрения и на ней настаивать, даже если она неверна и/или расходится с мнением большинства;
- обладает повышенной ранимостью, неадекватно реагируя на критику, видя в любых действиях работодателя дискриминацию в отношении себя и соактивистов;
- повышенная правосознательность: считает необходимым защищать права работников даже в случаях, когда они никем не нарушены;
- считает себя «кладезем информации», «энциклопедией», «википедией», живет по принципу «Я знаю ВСЕ! А если не знаю – додумаю».
Отношение коллектива:
- никому из коллег не нравится быть постоянно «начеку» среди своих же коллег во избежание доносов, сплетен и дальнейших оправданий перед руководством;
- никому не нравится, что кто-то всегда в курсе его домашних дел и личной жизни;
- кто-то не терпит советов относительно внешнего вида, питания, воспитания детей;
- далеко не все считают активистов лидерами коллектива;
- абсолютное большинство сотрудников предпочитают мирное разрешение конфликтов и споров, а не инициирование судебных тяжб и привлечение к конфликту прессы и телевидения;
- многие предпочитают при мелких нарушениях не заявлять о них, не затевать споров, а тихо и мирно работать дальше (свойственно работникам предпенсионного возраста или работающим пенсионеров);
- с трудом терпят склоки, шум и скандалы, которые непременно сопровождают активную защиту прав работников в профкомах и общих собраниях коллективов.
Отношение руководства работодателя:
- активисты создают нервозную обстановку в коллективе;
- активисты вовлекают в свою компанию и иных, вполне политически пассивных коллег, внося хаос и неразбериху в нормальное течение производственного процесса;
- активисты «воруют» время и внимание руководства порой по пустякам;
- заставляют долго заниматься решением проблем при их реальном отсутствии (мнимые проблемы);
- являются инициаторами судебных споров, в которых работодатель часто несет убытки.
Таким образом, ни тем, ни другим не нравятся определенные черты характера активистов, которые, тем не менее, и являются основой их активной позиции. Возможно, данные черты характера слегка преувеличены, однако являются необходимыми для характера самого активиста.
Вывод: черты характера, которые не нравятся ни коллективу, ни руководству, являются неотъемлемой частью характера, формирующего активную жизненную позицию. Их перевоспитать, заставить не проявлять данные черты характера невозможно.
Причина вторая: нервозное поведение
Активистам не свойственны такие черты как спокойствие, уравновешенность. Они «творят большие дела»!
Они – в эпицентре событий! Они держат руку на пульсе! Какое спокойствие?! Оно нам только снилось!
Общий настрой активистов, особенно если их несколько или даже много, по цепочке порождает нервозность в коллективе, а не активность.
Ведь обычный сотрудник видит и слышит далеко не все, что говорят активисты. Например, он слышит, что его и его коллег права нарушают. Расстраивается и рвется в бой. Однако уже не в состоянии услышать, что-де имеется прямо противоположное мнение экспертов, подтвержденное практикой, что работодатель вправе поступать определенным образом, и это не нарушает права работников. Но конфликт уже создан и набирает обороты!
Затем, конечно, с помощью мирных переговоров или передачи спора на рассмотрение суда, работодателю удается убедить всколыхнувшуюся общественность в отсутствии с его стороны нарушений прав трудящихся. Однако это будет не сразу и, возможно, не без материальных и моральных потерь.
Подобные волны конфликтов и перемирий лишь расшатывают психологически устойчивую обстановку в коллективе, а также порождают агрессивность и жесткость со стороны руководства.
Продолжение статьи читайте в журнале «Кадры предприятия» №9/2013