Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №1 год - 2010
старший научный сотрудник, доцент,
доцент Российского государственного
социального университета, к.т.н.
Получаемое в высшей школе студентами образование предполагает их последующее трудоустройство по выбранной специальности. Однако из-за несоответствия запросов рынка труда и превышающего эти запросы предложения высшей школой выпускников по многим специальностям, а также из-за неспособности выпускников донести до работодателя весь объем знаний, полученных за время обучения в вузе, выпускники теряют свои возможности трудоустройства по полученной специальности. Федеральные агентства по трудоустройству не в состоянии охватить все нюансы возможных направлений будущей деятельности выпускников в рамках конкретной полученной ими специальности и не всегда могут предложить выпускникам подходящее для них место работы.
Опрос, проведенный в различных регионах России независимым рейтинговым агентством «РейтОР», на базе 1600 выпускников вузов 2007 года, показал, что из числа респондентов только 23% точно будут работать по специальности, 3% трудиться по специальности не будут, а 18% заявили, что скорее всего не станут работать по полученной специальности.
В связи с наблюдаемыми в настоящее время кризисными явлениями в экономике нашей страны существенно снижаются объемы производства и возрастает уровень безработицы.
Угроза безработицы особенно коснется выпускников вузов, которые, несмотря на предпринимаемые государством меры, остаются наиболее незащищенной в социальном отношении категорией населения. В этих условиях еще более снижается возможность трудоустройства выпускников вузов, особенно по получаемой в вузе специальности.
Поэтому в современных условиях весьма актуальным становится решение проблем, связанных с активизацией самих выпускников вузов по поиску работы по специальности, активизацией работы подразделений вузов по трудоустройству своих выпускников, а также с активизацией работы федеральных служб занятости по трудоустройству выпускников.
Рассмотрим одно из возможных направлений активизации самих выпускников по поиску работы по специальности, а также активизации работы указанных выше подразделений и служб по их трудоустройству.
Для этого проанализируем всю совокупность фундаментальных дисциплин специальности и дисциплин специализации, изучаемых студентами выпускниками в институте, в рамках конкретной специальности с целью:
- выявления возможных направлений их будущей профессиональной деятельности;
- приоритетности этих направлений деятельности для конкретных выпускников, что будет способствовать активизации выпускников при их трудоустройстве по специальности;
- приоритетности этих направлений деятельности для представительной выборки выпускников для предоставления полученных данных подразделениям и службам по трудоустройству выпускников;
- рассмотрения всей совокупности изучаемых дисциплин с целью определения их достаточности или не полной достаточности для данной специальности;
- выявления отношения студентов к изучаемым дисциплинам, что создает возможность корректировать процесс обучения.
Все предметы, изучаемые студентами на протяжении 5 курсов обучения в РГСУ, согласно учебным планам по всем возможным специальностям, делятся на:
- общегуманитарные и социально-экономические дисциплины;
- естественно-научные дисциплины;
- фундаментальные дисциплины специальности;
- дисциплины специализации. Рассмотрение совокупности перечисленных дисциплин позволяет с учетом объема работы студентов по данным дисциплинам установить возможные направления будущей профессиональной деятельности выпускников РГСУ.
Изучение возможных направлений будущей профессиональной деятельности выпускников РГСУ осуществлялось на примере группы студентов 5-го курса специальности «Управление персоналом». С учетом фундаментальных дисциплин специальностей и дисциплин специализации была разработана индивидуальная анкета студента «Выявление направлений будущей профессиональной деятельности», где были отражены 30 дисциплин с соответствующими направлениями возможной будущей деятельности выпускников. Отдельным столбцом в анкете было выделено место дисциплины, на которую студент должен был указать, проставив одну из цифр от 1 до 30 по каждому направлению деятельности, приведенному в анкете, с учетом собственного отношения к каждому данному направлению деятельности. Цифра 1 указывала на наибольшую предпочтительность студентом данной дисциплины и соответствующего направления деятельности, а цифра 30 — на наименьшую предпочтительность. Анкета студента практически не отличалась от содержания табл. 1 с той лишь разницей, что она предназначалась для заполнения каждым студентом.
Анкета была роздана 25 студентам отмеченной группы. Полученных заполненных анкет оказалось 20, т. е. возврат анкет составил 80%.
Результаты опроса студентов и обработки полученных анкет представлены в табл. 2., в ней отражены усредненные результаты группового опроса.