Обязательства по охране труда в Генеральном соглашении



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №3 год - 2013


О.П. Фролов,
Заслуженный экономист
Российской Федерации,
к.э.н.


Генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации разрабатываются и заключаются с апреля 1992 года в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений после выхода Указа Президента РФ о ее создании в январе 1992 года.

С 1992 по 1995 годы генеральные соглашения утверждались ежегодно. С 1996 по 2001 годы на два последующие года (1996–1997; 1998–1999; 2000–2001). С 2002 по 2013 на три года (2002–2004; 2005–2007; 2008– 2010; 2011–2013).

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне и совместные действия общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ в области экономической политики, доходов и уровня жизни населения, развития рынка труда и содействия занятости, реформирования социального страхования, совершенствования социальной защиты граждан, защиты их трудовых прав, развития социального партнерства (статья 45 Трудо вого кодекса РФ).

В нем отражаются намерения сторон социального партнерства по дальнейшему разделению социальной ответственности государства, работодателей и работников, передачу в ходе административной реформы ряда государственных функций саморегулируемым организациям, объединениям работодателей и профсоюзов. По сложившейся традиции Генеральное соглашение состоит из семи разделов и разрабатывается на основе согласования предложений сторон в постоянно действующих рабочих группах и на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

Членами РТК по договоренности сторон социального партнерства в настоящее время являются 30 представителей от Правительства РФ, 30 – от общероссийских объединений профсоюзов, 30 – от общероссийских объединений работодателей. Координатором стороны Правительства РФ утвержден Министр труда и социальной защиты РФ Топилин М.А. координатор стороны общероссийских объединений профсоюзов – Председатель ФНПР Шмаков М.В., координатор стороны общероссийских объединений работодателей – Президент РСПП Шохин А.Н. Указом Президента РФ координатором РТК утверждена заместитель Председателя Правительства РФ Голодец О.Ю.

Рабочие группы, в состав которых входят члены РТК и эксперты, сформированы по семи разделам Генерального соглашения. В том числе №5 – «По защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности».

Контроль и оценка выполнения согласованных обязательств по охране труда в Генеральном соглашении
В этом году завершается выполнение мероприятий одиннадцатого Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011–2013 годы.

Стороны приняли на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные обязательства и договоренности по охране труда, которые включены в раздел V Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ «Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность».

Считая обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности одним из национальных приоритетов в целях сохранения человеческого капитала и рассматривая их в неразрывной связи с решением задач по улучшению условий и охраны труда, Стороны обязались:
1) совершенствовать законодательную и нормативную правовую базу, обеспечивающую внедрение системы управления профессиональными рисками и экономических методов управления охраной труда, в том числе путем совершенствования системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также повышения роли экспертизы условий труда в целях создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий;
2) провести консультации по вопросам, связанным с финансированием превентивных мероприятий, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, в том числе обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных на малых, средних предприятиях и в бюджетных учреждениях за счет средств страховых взносов;
3) провести работу:
- по совершенствованию нормативной правовой базы обеспечения бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированных спецодежды и спецобуви, а также смывающих, обезвреживающих и других средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами;
- по уточнению введения норм, позволяющих более четко оценивать влияние средств индивидуальной защиты на снижение уровня профессионального риска;
4) развивать систему мониторинга состояния условий и охраны труда, включая совершенствование государственной статистической отчетности;
5) подготовить и обеспечить реализацию программы действий по улучшению условий и охраны труда, направленных на снижение смертности от производственного травматизма и предотвращение возникновения профессиональных заболеваний;
6) совершенствовать комплексную подготовку персонала по охране труда с использованием современных технологий.

При обсуждении хода выполнения Генсоглашения на заседании РТК 21 декабря 2012 года были высказаны следующие оценки.

Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев отметил вклад РТК в совершенствование социальных и трудовых отношений, всевозрастающее значение и эффективность трехстороннего взаимодействия: государства, бизнеса и работников. Социальный диалог, поиск компромиссов должен стать основополагающей позицией в деятельности объединений работодателей и работников, Правительства РФ.

По мнению Министра труда и социальной защиты России М.А. Топилина, наиболее существенным результатом деятельности Российской трехсторонней комиссии является учет мнений сторон социального партнерства при подготовке нормативных правовых актов. По сравнению с прошлыми периодами в текущем году эта работа велась более интенсивно, неформально и, соответственно, более эффективно.

Прежде всего, необходимо опираться на финансовые возможности государства, и не должны завышаться требования. В случае если ситуации требуют принятия непростых решений, то они должны обсуждаться в рамках социального диалога между сторонами социального партнерства, которые представляют Правительство, работодателей и профсоюзы, и находить исключительно взвешенные решения.

Предстоит большая работа по ряду законопроектов, которые касаются специальной оценки рабочих мест по условиям труда, изменения механизма выплаты пособия по безработице, а также принятия взаимоприемлемого решения по вопросу поэтапного повышения МРОТ до прожиточного минимума, которое должно быть оформлено в первом полугодии 2013 года.

Президент РСПП А.Н. Шохин отметил, что удалось повысить уровень контроля за выполнением планов РТК и улучшить информирование членов Комиссии о результатах рассмотрения предложений сторон по рассматриваемым в РТК проектам.

Этому способствовала и правильная постановка вопроса со стороны Координатора комиссии о необходимости добиваться максимального сближения позиций сторон в ходе консультаций на уровне рабочих групп, а также регулярные консультации по наиболее важным проектам документов, оперативное принятие решений по предложениям не только сторон комиссии, но и отдельных членов РТК. Вместе с тем, по его мнению, в деятельности Комиссии сохранились недостатки, которые мешают эффективной работе. Так, продолжилась практика, когда в РТК вносились не проекты, а уже принятые Правительством РФ документы, по ключевым вопросам сторонами не были согласованы решения, рабочие группы все более становятся экспертными, а не рабочими органами РТК, затягиваются сроки согласования и принятия необходимых документов.

В целях повышения эффективности работы предложено усовершенствовать порядок планирования работы РТК, предусмотрев своеобразные «дорожные карты» по реализации основных положений Генерального соглашения; внести в Регламенты работы Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы положения, связанные с обязательным участием социальных партнеров в подготовке проектов нормативных правовых актов в сфере трудовых и социальных отношений.

По мнению профсоюзной стороны, в 2012 году не удалось обеспечить согласование интересов по МРОТ, по вопросам установления потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и определения прожиточного минимума. Не были поддержаны предложения профсоюзов об увеличении ассигнований из федерального бюджета, направляемых на меры по снижению напряженности на рынке труда, и др.

Работа Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проводится в соответствии с Едиными планами первоочередных мероприятий Российской трехсторонней комиссии по реализации мероприятий Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011–2013 годы на I и II полугодия 2012 года. Последние три генеральных соглашения принимались без протокола разногласий, хотя ранее оформлявшиеся разногласия не затрагивали вопросы охраны труда.

За последние годы предприняты серьезные шаги на пути модернизации национальной системы охраны труда и совершенствования работы трудовой инспекции. Россия ратифицировала рамочную Конвенцию МОТ 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№ 187), а также Конвенцию 1993 года о предотвращении крупных промышленных аварий (№ 174). Внесен ряд изменений в Трудовой кодекс РФ, касающихся вопросов управления профессиональными рисками, что послужило отправной точкой для перехода от компенсационной модели управления охраной труда и выплат за вредные условия труда на современную систему управления профессиональными рисками, позволяющую реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.

В результате мер по реализации принятых в генеральных соглашениях обязательств с 1992 года количество ежегодных несчастных случаев со смертельным исходом в Российской Федерации сократилось более чем в 2 раза. В рамках генеральных соглашений подготовлен и принят Трудовой кодекс Российской Федерации 2001 года, многочисленные изменения и дополнения, большинство из которых затрагивают вопросы условий и охраны труда.

Однако стороны в ряде случаев не проявляли достаточной настойчивости для выполнения согласованных обязательств. Для примера приводится перечень нератифицированных конвенций Международной организации труда, которые включались для ратификации в пять последних генеральных соглашений подряд.
1. Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 год).
2. Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 год).
3. Конвенция № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 год).
4. Конвенция № 140 «Об оплачиваемых учебных отпусках» (1974 год).
5. Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 год).

Возможно, что до окончания срока действия генерального соглашения на 2011–2013 годы обязательства будут выполнены.

Затяжной характер приобрела подготовка согласованных сторонами социального партнерства предложений по размерам компенсаций в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» на основании экономических расчетов и имеющихся отраслевых особенностей.

Большинство мероприятий всех заключенных генеральных соглашений составляли предложения сторон профсоюзов и работодателей исходя из складывающейся социальной обстановки в обществе.


Продолжение статьи читайте в журнале «Кадры предприятия» № 3/2013

18.09.2017

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста
Яндекс.Метрика