Международным трудовым стандартам – особое внимание в связи с вступлением России в ВТО



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №7 год - 2013


О.П. Фролов,
Заслуженный экономист
Российской Федерации,
к.э.н.


Российская Федерация с 22 августа 2012 года стала 156-м членом Всемирной торговой организации. В экономически развитых странах, вошедших в ВТО, охрану труда и здоровья своих работников работодатели ставят на одно из ведущих место, и с присоединением России к  Всемирной торговой организации сохранению жизни и здоровья граждан должно уделяться приоритетное значение.


Правила ВТО поощряют использование международно-признанных стандартов как инструмента, позволяющего эффективно контролировать и сертифицировать качество товаров, поставляемых на рынок.


Международной организацией труда (МОТ) определяются международные трудовые стандарты в виде конвенций и рекомендаций, устанавливающих минимальные стандарты основных трудовых прав: свобода ассоциаций, право организовываться, коллективные сделки, отмена  принудительного труда, равные возможности и равное обращение и другие стандарты,  регулирующие условия во всем спектре вопросов труда, его охраны и безопасности.


Следует отметить Трехстороннюю декларацию принципов, принятую Административным советом Международного бюро труда на его 204-й сессии (Женева, ноябрь 1977 г.) с поправками 279-й сессии (Женева, ноябрь 2000 г.), в которой излагаются принципы в области занятости, профессиональной подготовки, условий труда и быта и трудовых отношений, которые правительствам, организациям работодателей и трудящихся и многонациональным корпорациям рекомендуется соблюдать на добровольной основе; ее положения не ограничивают и никак не влияют на обязательства, вытекающие в связи с ратификацией любой из конвенций МОТ.


Трехсторонней декларацией предусматривается обязательная ратификация Конвенций МОТ 87, 98, 111, 122, 138 и 182, которые ратифицированы и действуют в России, также максимально в возможной степени использование принципов, изложенных в Рекомендациях 111, 119, 122, 146 и 190. В части обеспечения безопасности и гигиены труда предложено следить за тем, чтобы как многонациональные, так и национальные корпорации обеспечивали для своих работников надлежащие нормы безопасности и гигиены труда. Следует также принимать во внимание своды практических правил и практические руководства МОТ по вопросам безопасности и гигиены труда.


В Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 года № б/н заявлено, что все государства-члены, даже если они не ратифицировали указанные Конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций, а именно:
а) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
b) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
с) действенное запрещение детского труда;
d) недопущение дискриминации в области труда и занятий.


Подчеркнуто, что трудовые нормы не должны использоваться в торгово-протекционистских целях, и ничто в Декларации и в механизме ее реализации не должно служить основанием или использоваться иным образом для таких целей; кроме того, они не должны использоваться для нанесения ущерба сравнительным преимуществам той или иной страны.


В статье 15 Конституции Российской Федерации отмечается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.


Для того чтобы трудовое и социальное законодательства Российской Федерации полностью отвечали заявленному в статье 7 Конституции Российской Федерации положению, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», целесообразно всесторонне изучить и максимально использовать рекомендации международных организаций, хотя, безусловно, основополагающими составляющими реального качества жизни страны являются уровень развития экономики и финансовые возможности.


Одним из главных вопросов сторон социального диалога во всем мире являются условия и охрана труда.


Предприниматели западных стран давно убедились, что охрана труда – это один из действенных рычагов, способствующих увеличению прибыли, и на эту сферу денег не жалеют. И не случайно в проекте Конституции Европейского Союза эти проблемы занимают центральное место.


В нашей стране безопасность и охрана труда обязательно должны войти в число приоритетных направлений социальной политики государства.


Улучшение положения в этой области позволит существенно сократить человеческие, моральные и материальные потери.


Мы понимаем, что ситуация с высоким уровнем травматизма на производстве, в несколько раз превышающим этот показатель ряда западных стран, и профессиональных заболеваний вызвана многими факторами, в том числе старением основных производственных фондов (на отдельных предприятиях до 90%), недостаточным финансированием федеральных, региональных, отраслевых программ улучшения охраны труда. Масштабный диапазон профессиональных рисков в условиях динамичного уровня индустриального труда объясняется активным применением современной техники и передовых технологий, особенно в области химических и биологических веществ, различных видов энергии и проникающего излучения в различных сферах  экономической деятельности человека.


С другой стороны, среди причин высокого травматизма следует назвать и поведение социальных партнеров: плохо налажено обучение работников безопасным приемам работы; недостаточно используется прогрессивный международный опыт, слаба правовая ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за состояние охраны труда и производственного травматизма в регионах, ослаблена роль органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, а также снижена дисциплина труда среди самих работников.


Следует отметить и низкую эффективность государственной системы управления трудом, не соответствующую новым трудовым и социально-экономическим отношениям; устаревшую организацию труда на рабочих местах во многих организациях, хотя все научные рекомендации известны; отсутствие экономических рычагов давления на работодателей по соблюдению требований по охране труда и т.д.


Изучение международных норм по охране и защите трудовых прав позволит полнее использовать положительную мировую практику при совершенствовании трудового и социального законодательства в нашей стране.


Подготовка материалов для ратификации требует длительного времени. Ратификация конвенций МОТ предусматривает особые обязательства по их выполнению. Практика свидетельствует об имеющихся трудностях в применении конвенций, ратифицируемых без должного анализа национального законодательства и предварительной подготовки соответствующих нормативных правовых актов.


Ратификация – это серьезный государственный вопрос, требующий тщательной экономической и юридической оценки имеющихся возможностей. При подготовке материалов по ратификации конвенций МОТ необходимо строго соблюсти положения Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», в соответствии с которым вносимые в установленном порядке предложения должны содержать обоснование ратификации конвенций, определение их соответствия законодательству Российской Федерации, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации.


Ратификация не самоцель, а итог социально-экономического развития страны, позволяющий брать на себя реальные обязательства по соблюдению международных трудовых стандартов.


В рамках МОТ выработаны такие критерии индустриального общества, как восьмичасовой рабочий день, защита материнства, законодательство, запрещающее использование детского труда, целый ряд мер, способствующих безопасности на рабочих местах и нормальным трудовым отношениям.


Государства-члены МОТ периодически проводят региональные совещания для изучения вопросов, представляющих особый интерес для соответствующих регионов. При этом особое внимание уделяется таким главным стратегическим целям, как развитие и реализация норм и  основополагающих принципов и прав в сфере труда, создание более широких возможностей для женщин и мужчин по обеспечению достойной занятости; расширение охвата и повышение эффективности социальной защиты для всех; укрепление трехсторонней структуры и поддержание социального диалога.


Конвенции МОТ охватывают широкий круг социальных и трудовых вопросов, включая основные права человека, минимальную заработную плату, производственные отношения, занятость, социальный диалог, социальную защиту и другие. Россия является одной из 30 стран, ратифицировавших наибольшее число конвенций по правам человека. При рассмотрении их значимости следует отметить, что Российской Федерацией ратифицированы такие считающиеся наиболее важными Административным советом Международного бюро труда, как Конвенция № 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенция № 87 о свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы, Конвенция № 98 о применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров, Конвенция № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, Конвенция № 105 об упразднении принудительного труда, Конвенция № 111 о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция № 138 о минимальном возрасте приема на работу.


Важнейшими документами, определившими вопросы социальной защиты работников в процессе труда и формулирующими концептуальные основы государственной политики международного сообщества в области условий и охраны труда, являются ратифицированные в России Конвенция № 155 (1981 г.) «О безопасности, гигиене труда и производственной среде», Конвенция № 150 (1978 г.) «Регулирование вопросов труда».


Международной организацией труда всего принято 189 конвенций и 202 рекомендации.


За последние годы предприняты серьезные шаги на пути модернизации национальной системы охраны труда. В частности, Россия ратифицировала рамочную Конвенцию МОТ 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№ 187), Конвенцию 1993 года о предотвращении крупных промышленных аварий (№ 174) и др.


24.12.2018

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста