Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №7 год - 2004
...8.5.4. Для содействия обеспечения будущего организации и удовлетворенности заинтересованных сторон руководству необходимо создать культурную среду, способствующую вовлечению работников в активный поиск возможностей улучшения показателей процессов, деятельности и характеристик продукции. |
ISO9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» |
Наиболее квалифицированные специалисты лишились перспектив карьерного роста, возможностей получения ссуд и кредитов от компании. Рухнула устоявшаяся система морального поощрения работников.
Все это привело к разрыву привычных связей, нездоровой атмосфере в коллективе и уходу специалистов, востребованных на рынке труда. С работниками поглощаемой компании не проводилась разъяснительная работа, позволяющая снять морально-психологическое напряжение в коллективе, вызванное резкими переменами. Никто из руководства не интересовался ожиданиями работников и озабоченностью их своим будущим. Во главу угла был поставлен один из бюрократических принципов: "А куда ОНИ денутся?".
Такой подход был связан с практикой управления сложившейся на головном предприятии, являющимся градообразующим, где по финансово-бытовым проблемам работникам действительно некуда было деваться. А руководство предприятия было успокоено низким уровнем текучести кадров без учета градообразующего фактора. Хотя действительно высококвалифицированные специалисты и рабочие уезжали в другие регионы, имея возможность получать заработную плату больше соответствующую их возможностям и ожиданиям. Ошибкой было и перенесение системы оценки и оплаты труда, принятой на головном предприятии, на вновь созданный филиал. В результате чего заработная плата сотрудников снизилась почти на 40% и стала неконкурентоспособной для данного региона.
Аналогичные ситуации часто встречаются при создании дочерних предприятий на базе бывших подразделений социальной сферы и выделении в дочерние предприятия непрофильных подразделений крупных предприятий. Например, в 2003 году на одном из крупных сырьевых предприятий в Сибири из-за отсутствия необходимой разъяснительной работы разгорелся конфликт между группой работников предприятия и администрацией. Дело дошло до создания альтернативной профсоюзной организации и голодовки. В конфликт, которого могло не быть, вмешались представители прокуратуры, местной законодательной и исполнительной власти. Такая ситуация отрицательно сказалась на имидже и инвестиционной привлекательности предприятия.
Попытка разрушить все до основания, а затем построить новую, пусть даже более эффективную систему заранее обречена на провал, если «строители» новой системы забывают, что при разрушении до основания сначала предстоит разбирать возникшие завалы. А на это не предусмотрено ни времени, ни финансовых средств.
Знания о системе аудита трудовых ресурсов
Что должен знать руководитель любого уровня о системе аудита трудовых ресурсов? Прежде всего, это то, что главными целями такого аудита являются оценка эффективности персонала компании, всей системы управления человеческими ресурсами, как важнейших элементов, обеспечивающих прибыльность и гарантирующих устойчивое развитие организации.
Аудит человеческих ресурсов осуществляется по следующим основным направлениям:
- |
анализ кадровой структуры; |
- |
оценка кадрового потенциала компании; |
- |
оценка организационной и функциональной структуры; |
- |
оценка эффективности системы управления персоналом (включая системы оплаты труда, материального и нематериального стимулирования и т.п.). |
Часть этих вопросов уже подробно рассматривалась на страницах журнала «Кадры предприятия» (статья «Системы менеджмента качества и управление трудовыми ресурсами: проблемы и решения» // Кадры предприятия № 4, 2004).
Аудит трудовых (человеческих) ресурсов организации является не просто способом контроля, но и инструментом управления, который позволяет выявить проблемы в сфере управления организацией вообще и человеческими ресурсами в частности, более эффективно спланировать бюджет на работу с персоналом и контролировать результативность его исполнения.
Периодичность проведения аудита и полноту охвата вопросов управления человеческими ресурсами руководитель определяет исходя из текущей ситуации и стратегии развития организации.
Опыт проведения аудита системы управления и человеческих ресурсов можно использовать при внедрении на предприятии системы менеджмента качества, основанной на стандартах серии ISO9000:2000.
8.4. Организация должна определять, собирать и анализировать соответствующие данные для демонстрации пригодности и результативности системы менеджмента качества, а также оценивать, в какой области можно осуществлять постоянное повышение результативности системы менеджмента качества. ... |
ISO9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования» |
8.5.1. Организация должна постоянно повышать результативность системы менеджмента качества посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства. |
8.5.1. Руководству следует, прежде всего, постоянно стремиться к улучшению результативности и эффективности процессов организации, а не ожидать появления проблемы, чтобы выявить возможности улучшения. |
ISO9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» |
На основе сведений, полученных в результате аудита, может быть составлена таблица, позволяющая руководству более наглядно представлять основные вопросы системы управления трудовыми (человеческими) ресурсами, эффективно анализировать ситуацию и контролировать результативность корректирующих действий, в том числе и результативность финансирования системы управления трудовыми ресурсами (пункт 8.5.2 ISO9001:2000 и пункт 8.5.2 ISO9004:2000). С ее помощью можно отследить связь роста производительности труда, укрепления дисциплины и сокращения текучести кадров от улучшения планирования работы по управлению человеческими (трудовыми) ресурсами, увеличения затрат на персонал (направления средств на обучение и развитие работников, реализацию программ адаптации и т.п.), применения системы материального и нематериального стимулирования, использования результатов аттестации и работы с резервом кадров, улучшения условий труда, повышения уровня организационной культуры и стабилизации социально-психологического климата.
Приводимая далее таблица иллюстрирует, как результаты аудита системы управления трудовыми ресурсами могут использоваться для самооценки, проводимой на предприятии по стандарту ISO9004:2000.
Высшему руководству следует рассматривать вопросы проведения самооценки. Самооценка — тщательное оценивание, обычно проводимое самим руководством организации, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества. Самооценка может быть использована организацией для сравнения своей деятельности с лучшими достижениями внешних организаций и показателями мирового уровня по данному виду деятельности. Самооценка может также обеспечивать входные данные для определения областей в организации, требующих улучшения, и оказания помощи в расстановке приоритетов. |
ISO9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» |
Это связано с тем, что при проведении сертификации на соответствие системы менеджмента качества стандарту ISO9001:2000 представители сертифицирующей организации не идут, как правило, дальше получения сведений о степени удовлетворенности работников предприятия системой оплаты труда и премирования, соблюдении графика отпусков, взаимоотношениях с руководством, охране труда и промышленной безопасности. А эти сведения, «вырванные» из общей системы, никогда не дадут действительно целостной и реальной картины о проблемах и успехах предприятия в сфере управления трудовыми ресурсами и влиянии их на систему менеджмента качества.
Для более полного анализа таблица может сопровождаться дополнительными материалами по оцениваемым элементам, например оценкой ситуации за предыдущие периоды (квартал, полугодие, год). А значит, более точно будет оцениваться динамика изменений, а также результативность проводимых мероприятий и вложений финансовых средств.
Таблица
Сравнение возможностей по управлению трудовыми (человеческими) ресурсами до и после внедрения системы менеджмента качества на основе стандартов серии ISO9000:2000
№ п/п |
Функции и возможности по управлению трудовыми ресурсами (иные характеристики) |
ОЦЕНКА |
|||||
(каждое предприятие должно задавать уровень оценки исходя из своей специфики и стратегии развития) |
|||||||
Очень высокий уровень |
Высокий уровень (превышающий ожидания) |
Средний уровень (достаточный или ожидаемый) |
Удовлетворительный уровень |
Низкий уровень (не достаточный) |
Очень низкий уровень |
||
1 |
Уровень производительности труда<*> |
|
|
|
|
|
|
<*> По сравнению с другими предприятиями отрасли и региона. |
|||||||
2 |
Затраты на персонал в себестоимости продукции (услуг)<*> |
|
|
|
|
|
|
<*> По сравнению с другими предприятиями отрасли и региона. |
|||||||
3 |
Финансирование мероприятий по управлению и развитию трудовых ресурсов |
|
|
|
|
|
|
4 |
Уровень текучести<*> |
|
|
|
|
|
|
<*> В данном разделе может быть отражена подробная характеристика текучести по категориям работников, возрасту, подразделениям предприятия, стажу работы на предприятии, уровню зарплаты, уровню образования. В отличии от других разделов таблицы лучшей оценкой в этой категории является оценка "Очень низкий уровень", худшей - "Очень высокий уровень". Практика показывает, что можно использовать следующие оценки текучести: "Очень высокий уровень" - свыше 7%, "Высокий уровень" - от 5 до 7%, "Средний уровень" - от 4 до 5%, "Низкий уровень" - от3 до 4%, "Очень низкий уровень" - до 3%. При оценке текучести не учитываются сезонные работы и работы, имеющие определенный временной период (например, ремонтные и строительные). |
|||||||
5 |
Уровень подготовки работников (квалификация и компетенция) |
|
|
|
|
|
|
6 |
Переподготовка работников (уровень разработки и реализации программ) |
|
|
|
|
|
|
7 |
Обучение и повышение квалификации работников (уровень разработки и реализации программ) |
|
|
|
|
|
|
8 |
Результативность системы отбора и найма работников<*> |
|
|
|
|
|
|
<*> В разделе можно отразить быстроту заполнения вакантных мест, размер средств, выделяемых на отбор и найм работников, уровень наличия вакантных мест (должностей), не заполненных длительное время, использование внешних и внутренних источников для заполнения вакансий. |
|||||||
9 |
Уровень адаптации работников<*> |
|
|
|
|
|
|
<*> В разделе может быть отдельно представлена информация об уровне исполнения и результативности мероприятий первичной и вторичной адаптации работников. |
|||||||
10 |
Уровень дисциплины<*> |
|
|
|
|
|
|
<*> Целесообразно представить информацию по уровню дисциплины в каждом подразделении предприятия. |
|||||||
11 |
Уровень оплаты труда<*> |
|
|
|
|
|
|
<*> Учитывается уровень оплаты труда на основе сравнения с другими предприятиями отрасли и регионами, анализа удовлетворительности работников заработной платой. При этом следует не просто ориентироваться на средний уровень зарплаты на предприятии, а оценивать средний уровень зарплаты каждой категории работников и каждого подразделения предприятия. |
|||||||
12 |
Уровень существующей на предприятии сбалансированной системы оценки (качественные и количественные показатели) и оплаты труда (включая премирование) |
|
|
|
|
|
|
13 |
Уровень системы нематериальной мотивации и поощрения работников<*> |
|
|
|
|
|
|
<*> По сравнению с другими предприятиями отрасли и региона. |
|||||||
14 |
Уровень использования системы нематериальной мотивации руководителями всех уровней |
|
|
|
|
|
|
15 |
Уровень системы аттестации работников <*> |
|
|
|
|
|
|
<*> Оцениваются: наличие регламентирующих документов, планомерность в работе, использование результатов аттестации. |
|||||||
16 |
Уровень системы работы с резервом кадров<*> |
|
|
|
|
|
|
<*> Оцениваются: наличие регламентирующих документов, планомерность в работе, результативность. |
|||||||
17 |
Уровень планирования карьеры (профессионального и квалификационного продвижения) работников<*> |
|
|
|
|
|
|
<*> Может рассматриваться отдельно по всем категориям работников и по подразделениям. |
|||||||
18 |
Уровень организационной культуры предприятия |
|
|
|
|
|
|
19 |
Уровень взаимоотношений между руководителями и другими работниками предприятия |
|
|
|
|
|
|
20 |
Уровень общего состояния социально-психологического климата в коллективе |
|
|
|
|
|
|
21 |
Уровень условий труда<*> |
|
|
|
|
|
|
<*> Оцениваются: эргономика, размещение рабочих мест, температура, влажность, освещение, воздушная вытяжка, шум, вибрация (п. 6.4. ISO9004:2000) в каждом подразделении предприятия. |
|||||||
22 |
Результативность мероприятий по охране труда и промышленной безопасности<*> |
|
|
|
|
|
|
<*> Оцениваются: наличие регламентирующих документов, уровень финансирования, результативность. Для некоторых руководителей до настоящего времени большим открытием является статья 226 Трудового кодекса РФ, действующего с 1 февраля 2002 года, в которой установлено, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм осуществляется в размере не менее 0,1% затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплутационной деятельностью, - в размере не менее 0,7% суммы эксплутационных расходов. |
|||||||
23 |
Уровень автоматизации процессов управления трудовыми (человеческими) ресурсами |
|
|
|
|
|
|
24 |
Уровень мероприятий по социальной защите работников<*> |
|
|
|
|
|
|
<*> Оцениваются: пенсионное, медицинское, социальное страхование, социальное страхование, социальные выплаты и льготы (компенсации), культурное и бытовое обеспечение. |
|||||||
25 |
Уровень работы с пенсионерами<*> |
|
|
|
|
|
|
<*> Оцениваются: уровень планирования замены работников, получающих право на пенсию, уровень психологической работы с ними, наличие программ привлечения бывших работников предприятия - пенсионеров в качестве консультантов и конструкторов профессионального обучения и т.п. |
|||||||
26 |
Уровень планирования работы по управлению трудовыми ресурсами<*> |
|
|
|
|
|
|
<*> Уровень планирования должен обеспечивать опережение проведения мероприятий по сравнению со сроками появления потребностей. Оцениваются: планирование потребностей в персонале, планирование привлечения и адаптации работников, планирование высвобождения работников, планирование контроля социально-психологического климата и уровня удовлетворенности работников в подразделениях. |
|||||||
27 |
Уровень документационного обеспечения системы управления трудовыми ресурсами<*> |
|
|
|
|
|
|
<*> Оцениваются: наличие и согласованность правил внутреннего трудового распорядка, должностных обязанностей, положений об адаптации работников, аттестации, работе с резервом кадров и т.д. |
|||||||
28 |
Уровень развития внутренней информационной системы (результативность и эффективность процесса обмена информацией)<*> |
|
|
|
|
|
|
<*> В соответствии с п.5.5.3 ISO9004:2000 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности". |
В таблице:
— уровень до внедрения системы менеджмента
качества на основе стандартов серии ISO9000:2000;
— уровень после внедрения системы менеджмента
качества.
Две крайности в управлении
Некоторые вопросы, касающиеся проблем управления трудовыми ресурсами, были изложены на страницах журнала «Кадры предприятия» (статья «Системы менеджмента качества и управление трудовыми ресурсами проблемы и решения» // Кадры предприятия № 4, 2004). Остановимся еще на двух проблемах, мешающих эффективной системе управления предприятием.
Недостатки теоретических знаний и опыта у руководителей часто приводят к двум крайностям в управлении организацией и ее ресурсами. В обоих случаях системе управления трудовыми ресурсами не уделяется должного внимания.
В первом случае, движимый целью скорейшего достижения успеха руководитель стремится контролировать все и вся, постепенно погружается в пучину текущих дел. Он уже не в состоянии оторваться от «текучки» и решать стратегические вопросы. Над всем главенствует первая заповедь бездарного руководителя: «Если хочешь все сделать хорошо, сделай все сам». Постоянно и необоснованно вмешиваясь в текущие вопросы управления, руководитель лишает своих подчиненных инициативы, способности думать творчески и брать ответственность на себя. Но на решение всех текущих задач у такого руководителя не хватает времени. А значит, решения принимаются без должного анализа информации и ресурсов, без должного контроля исполнения и оценки результативности. Нерешенные проблемы и невыполненные задачи накапливаются. Никто толком не работает. Все ждут воли и указаний руководителя. Отсутствие руководителя, даже на короткий период, вызывает в такой организации полный «паралич». Система управления организацией медленно, но уверенно входит в состояние «болота», из которого уже не выйдет.
Во втором случае руководитель интересуется только конечным результатом (например выполнением плана) и стратегическими вопросами. Остальные вопросы он полностью отдает «на откуп» своим заместителям и руководителям направлений. Вот тут на арену управления выходят бюрократы и любители аппаратных игр. Если кто-то думает, что бюрократизм и аппаратные игры свойственны только государственным органам и крупнейшим транснациональным корпорациям он ошибается. Этим «болезням» подвержены коммерческие организации всех возрастов и размеров. Главное, чтобы была благодатная почва в лице не достаточно опытного руководителя. Бюрократы и любители аппаратных игр создают систему, в которой формальная сторона главенствует над содержанием деятельности. Их главная цель — «не беспокоить» высшее руководство, занятое глобальными проблемами, создавать вид успешно функционирующего предприятия и при этом решать исключительно свои личные задачи. Ведь идет борьба за власть, статус, ресурсы и влияние в организации.
Такая система создает широчайшие возможности для злоупотреблений и хищений.
Какие основные приемы используют бюрократы и аппаратные игроки для достижения своих целей?
1. |
Непредоставление своевременной информации подчиненным, коллегам и руководству. Цель — поддерживать миф о своей исключительной информированности и компетентности, а значит незаменимости. |
2. |
Перекладывание ответственности за рискованные задания на исполнителей и приписывание себе заслуг в случае успеха. Ведь руководство интересует только конечный результат и слушать оно будет доклад только одного человека, который сделает его исключительно в выгодном для себя свете. |
3. |
«Выдавливание» с предприятия наиболее профессиональных подчиненных. В ход идут провокации, сбор компромата (недочеты, даже самые незначительные, не исправляются, а берутся на заметку, чтобы затем предъявить в «удобное» время целым списком и в сильно преувеличенном виде), прямая ложь (ведь только узкий круг лиц допущен к первым лицам компании, а они, демонстрируя свою власть и решительность, не будут долго разбираться и церемониться с оргвыводами). |
4. |
Саботирование нововведений и внедрения новых форм и методов управления под видом чрезвычайной загруженности. В этом случае бюрократы даже получают поддержку у части подчиненных и руководителей, действующих по принципу: «Лучшее — враг хорошего. Плохое, но привычное — лучше лучшего». Можете быть уверены, общими усилиями и согласованными действиями они «похоронят» любое благое начинание и сохранят при этом вид глубокой озабоченности делами предприятия. |
Перечисленными выше приемами бюрократы маскируют свою некомпетентность и непрофессионализм, неспособность к инновациям. Своими действиями они создают в организации дополнительный центр власти, имеющий полномочия без реальной ответственности, и приоритет личных целей перед целями организации. При всем внешнем благополучии система управления организацией и ее ресурсами постоянно снижает свою эффективность. Через некоторое время текущие возможности организации уже не соответствуют стратегическим целям (ведь ресурсы расхищаются и используются крайне нерационально), а виновных в этом не найти. Ведь все делалось в русле официальной политики и с благословения высшего руководства.
* * *
Применение на предприятиях системы менеджмента качества требует от кадровых служб и руководителей всех уровней отношения к работникам как к ресурсу предприятия, составляющую его основу. Эту задачу можно решить, глубоко изучая стандарты серии ISO9000:2000 и соединяя их требования с прежним опытом управления персоналом организации.
Шинкаренко О.Н. - автор книги "Управление персоналом организации при внедрении стандартов серии ISO 9000:2000".
Подробнее о книге: http://www.dis.ru/books/katalog/0322_7.html
Также по этой теме:
- Книги по этой тематике в разделах: Организация и оплата труда, охрана труда, Управление персоналом и кадровая работа
- Другие статьи по этой тематике