Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №12 год - 2004
Этап "производства" |
Составляющие этапа |
Оценка в баллах по составляющим этапа (по оценкам нескольких экспертов) |
Среднее баллов по каждой из составляющих, нормированное на среднее по составляющим |
Требуемый уровень компетенции (по категориям) |
Входная логистика |
Владение базой данных по поставщикам |
45; 34; 49; 55; 29; 63 |
1,151 |
1 |
Знание основных законов и приемов логистики |
52; 33; 62; 61; 34; 39 |
1,146 |
2 |
|
Коммуникативность |
21; 26; 18; 31; 28; 22 |
0,611 |
4 |
|
Знание номенклатуры предприятия |
34; 32; 46; 71; 29; 65 |
1,159 |
1 |
|
Знание входящих компонентов |
33; 27; 38; 53; 37; 35 |
0,933 |
3 |
|
Сборка |
-//- |
-//- |
-//- |
-//- |
На основании сумм по каждому этапу менеджеры по персоналу определяют категории ключевых компетенций, а именно, выполняют это, присваивая наибольший ранг тем, у которых сумма показателей выше и далее осуществляют ранжирование по порядку следования величин. Полученные ранги эта категория управленцев использует при выборе таких ключевых компетенций на каждом этапе работы, внедрению и поддержанию которых необходимо уделять наибольшее внимание для поддержания и (или) повышения уровня качества.
В частности, если установлено, что, например, на стадии сборки и настройки продукции, как это было в практике автора, ключевые компетенции недостаточны, то у менеджеров по персоналу есть три возможности или три пути для решения возникшей проблемы. Первый состоит в наиболее простом, на первый взгляд, решении — пригласить для выполнения поставленных задач более компетентных сотрудников. Однако здесь немедленно возникает проблема «стыковки» ключевых компетенций сотрудников, находящихся на разных этапах производственного процесса, аналогичной проблеме «сцеплений» в модели «цепочки ценностей» М. Портера<*>, и эта проблема из-за определенных личностных характеристик вновь приглашенных и (или) уже наличествующих специалистов может оказаться столь сложной, что займет все время менеджеров по персоналу, но все еще не будет полностью решена, и такие случаи нередки. Объяснить это можно тем, что работники с высокими уровнями ключевых компетенций обычно являются яркими, неординарными личностями, что, чаще всего, сопровождается и некоторыми проблемами общения и (или) «вписывания» в уже работающий коллектив.
<*> Porter M.E. Competitive Advantages: Creating and Sustaining Superior Performance, New York, Free Press, 1985.
Второй путь заключается в обучении персонала, с ключевыми компетенциями которого возникли проблемы; однако и здесь, по опыту автора, может сказаться различие между отечественной системой обеспечения качества и теми системами качества, которые требуются для плодотворного международного сотрудничества, но будут плохо восприниматься персоналом.
В этом случае возможным подходом будет планомерное убеждение персонала в перспективности работы предприятия с использованием новых систем качества. Причем здесь лучше разделить области деятельности и закрепить за производственными менеджерами ответственность за работу собственно с новыми системами качества, а менеджеры по персоналу должны проводить работу с персоналом по изменению их отношения к новому делу. В противном случае возникает хорошо знакомая большинству отечественных предприятий картина, когда менеджеры предприятия отчитываются и гордятся освоением, например, стандарта ISO 9000, а в реальности персонал далек не только от того, чтобы его придерживаться, но и очень часто просто не понимает, о чем, собственно, идет речь.
Третий путь заставляет признать, что улучшение одной ключевой компетенции невозможно или требует существенных затрат времени и средств. И тогда менеджерам по персоналу необходимо выйти на другой уровень понимания проблемы и провести улучшение ключевых компетенций соседних этапов технологического процесса предприятия, какую бы форму он не носил.
Все составляющие в такой модели могут рассматриваться как «внешние», но это снижает возможности менеджеров по персоналу управлять процессами достижения качественной работы предприятия.
Чтобы улучшить ситуацию и сделать процесс более управляемым, необходимо разделить составляющие процесса получения конечного продукта на внутренние и внешние, и каждую из указанных частей на отдельные фрагменты в соответствии с вариантами содержания продукта — товар, услуга, информация, технология, организация и имидж. Каждая из составляющих обладает собственной надежностью осуществления качества, если пользоваться определением качества по Слэку с сотрудниками<*>, который указывал, что качество представляет собой полное соответствие ожиданиям потребителя. Эта надежность может быть описана экспоненциальной зависимостью от собственных показателей (коэффициент Aij перед экспонентой) и от времени вида Aij exp(-Bij/t). Тогда качество деятельности организации по направлению ее продукта будет описываться функцией вида Пij{Aij exp(-Bij/t)}, т.е., произведением составляющих. Соответственно, здесь принимается, что каждая из составляющих независима от остальных. В первом приближении это так, потому что не учтены члены, отвечающие за взаимодействие составляющих, но такая модель будет очень сложной для описания и понимания, а достаточная точность, вероятно, может быть получена уже на уровне первого приближения. Тогда можно выделить отдельные направления деятельности менеджеров по обеспечению качества, представленные на рисунке 1.
<*> Slack N., Chambers S., Harland C., Harrison A. and Jonson R. Operations Management, 2nd ed, London, Pitman, 1998.
Рис. 1. Составляющие процесса создания и/или поддержания требуемого уровня качества
На рисунке отмечены следующие составляющие процесса управления качеством:
|
внешний товар – это те комплектующие, сырье, готовые приборы, машины, элементы, которые можно приобрести на свободном рынке или получить непосредственно от поставщика; |
|
внешняя услуга представляет собой такое действие, которое производится другими организациями или людьми вне данной организации по отношению к данной компании; |
|
внешняя информация поступает из любых источников, находящихся вне организации. Например, вместе с автоматизированной линией по производству поршневых колец для автомобильных двигателей производитель передает диск с базовой версией программного обеспечения; |
|
внешние технологии поступают либо просто извне, покупаются компанией или получаются любым другим способом, либо входят в состав получаемых организацией товаров и услуг; |
|
организации-поставщики представляют собой некоторые технологии и возможности, которые у них имеются и которые они продают или предоставляют на иных условиях данной компании; |
|
имидж поставщиков определяет уровень доверия к их продукции. Например, микросхемы оптического канала дистанционного управления, производимые концерном «Филипс», не вызывают сомнений у производителей телевизионных приемников, а потому используются в подавляющем большинстве этих изделий; |
|
внутренний товар представляет собой комплектующие, элементы, материалы, производимые самой фирмой. Например, в радиоэлектронном производстве крупные заводы чаще всего своими силами изготавливают печатные платы, так как именно они дают существенный вклад в обеспечение качества готовых изделий; |
|
внутренняя услуга представляет собой действия, производимые внутри организации; |
|
внутренняя информация является достоянием организации; связанные с ней наработки очень дорогостоящи и очень важны для организации, а потому она должна принимать меры для предотвращения бесконтрольного распространения информации; |
|
внутренние технологии определяют уровень возможностей предприятия и перспективы его развития; |
|
организация-производитель продукта для индивидов и других организаций представляет собой, по существу, брэнд, который показывает, в какой степени можно доверять продукции данного предприятия. Брэнд может не быть известным широкой публике, но специалисты его, тем не менее, хорошо знают. Примером такого рода может служить телевизор «Сапфир», выпускаемый в Рязани; |
|
имидж организации в области качества складывается как из традиций и собственных систем обеспечения качества, так и из уровня удовлетворения требованиям международных стандартов. Здесь кроме связанных с персоналом мероприятий по указанным двум направлениям принято отмечать и отдельно как составляющую имиджа уровень обучения персонала по программам качества. |
Менеджеры по персоналу должны управлять процессами поддержания и/или повышения уровня качества путем разработки программ для воздействия на каждый из перечисленных выше факторов. Например, для влияния на качество внешних товаров и услуг именно менеджерам по персоналу необходимо разработать и претворить в жизнь программу обучения персонала, контактирующего с организациями-поставщиками товаров, которая может быть представлена в виде следующего плана:
1) |
обучение персонала в соответствующей области знаний на базе профильного вуза или собственного учебного центра; |
2) |
стажировка на собственном «производстве» (под которым понимается любая креативная деятельность компании); |
3) |
стажировка на предприятии-поставщике товаров; |
4) |
проведение семинаров совместно с соответствующими специалистами собственного предприятия; |
5) |
подготовка резюме, докладов или отчетов по результатам обучения; |
6) |
защита подготовленных отчетных документов; |
7) |
аттестация персонала по результатам стажировки и защиты по пунктам 4 и 6. |
Усилить работу или продолжить ее совершенствование с целью управления персоналом в области качества и провести, если необходимо, диагностику ситуации, менеджеры по персоналу могут с использованием опросника Европейского фонда управления качеством (EFQM)<*>. В начале опросника необходимо дополнительно предложить каждому респонденту оценить уровень качества на его предприятии по 1000-бальной шкале. Затем в опроснике по 100-бальной шкале респондент должен оценить такие показатели в области качества, как лидерство в качестве, управление людьми, политику и стратегию, ресурсы, процессы, удовлетворение персонала, удовлетворение потребителя, воздействие на общество, результаты бизнеса и умножить полученные показатели на соответствующие коэффициенты, разработанные в фонде EFQM. После этого необходимо сложить полученные произведения. На основании сравнения полученных величин менеджеры по персоналу могут делать выводы о том, какие составляющие качества нужно улучшить, и нуждается ли в улучшении общий уровень качества и насколько.
<*> European Foundation for Quality Management. http://www.efqm.org/model_awards/model/excellence-model.html#quich
Такой опрос 64 экспертов в области качества позволил получить картину, представленную на рисунке 2.
Рис. 2. Взаимосвязь расчетного и экспертного показателя качества
Для зависимости рисунка 2 в целом коэффициент корреляции 0,765 существенен для уровня значимости 0,01 для числа экспертов 64.
В интервале от 400 до 800 единиц показателя качества зависимость четко линейна, проходит через начало координат и по биссектрисе, что соответствует представлению о совпадении расчетных и экспертных значений показателя качества. За рамками этого интервала определенные экспертным образом значения показателя качества завышены по сравнению с расчетными, т.е. вероятно, с реальной ситуацией.
В случае начального интервала, где качество сравнительно низкое, фирмы склонны считать его еще более низким, не борясь за качество, а там, где качество высокое – еще более завышают, т.е. дают неадекватную и необоснованную оценку своего уровня качества.
Сравнивая положение полученных точек с зависимостью рисунка 2 менеджеры по персоналу могут установить области уровня качества, где требуются улучшения, и уделить им необходимое внимание, как указано выше. Соответственно, они должны произвести разработку и выполнение специальных программ для каждой из выделенных групп персонала.
Далее менеджеры по персоналу могут осуществить свою деятельность в соответствии с рекомендуемой последовательностью работ по регулированию работы по поддержанию и (или) повышению качества в следующем виде:
|
определение ключевых компетенций; |
|
разграничение областей деятельности; |
|
подготовка и проведение специализированных программ обучения; |
|
анализ проблем качества по методике EFQM. |
В случае выявления проблем необходимо повторить цикл в указанной выше последовательности.
Применение такой схемы работы дает возможность менеджерам, в особенности, тем из них, кто занимается непосредственно работой с персоналом, упорядочить свою деятельность в области качества и эффективно влиять на продвижение организации в этой сфере.
Также по этой теме:
- Книги по этой тематике в разделах: Организация и оплата труда, охрана труда, Управление персоналом и кадровая работа
- Другие статьи по этой тематике
Ранее просмотренные страницы